Загадка ЕС


Нет, в начале он был вполне понятен и прекрасен: общий рынок товаров, труда и капитала, свободное перемещение людей. Прямо-таки сбывшаяся мечта либертарианца – победа интересов человека над государственным насилием. А вот дальше тихой сапой начались непонятки …
Почему-то возникли наднациональные политики и органы власти, т.е. вместо десятков национальных бюрократий, в теории представляющих интересы соответствующих народов, появились суперполитики и супербюрократы, которые представляют интересы кого? Допустим, общий рынок это общий интерес финна и мальтийца, но ведь общий рынок это простая вещь, разве нет? Товары пересекают национальные границы без таможенного досмотра, а на рынке труда граждане всех стран имеют равные права – по идее это снижает необходимость в бюрократии и политиках, а не наоборот или я ошибаюсь? На практике же как бы для большей свободы появились дополнительные, уже наднациональные бюрократы и политики, т.е. ограничений стало больше!

Неожиданно возник бюджет ЕС и даже долг ЕС, причем если вы думаете, что это связано с содержанием непонятно зачем нужных евробюрократов, то таки нет: в 2022 г. бюджет ЕС составлял 170 млрд. евро., а долг ЕС – аж 450 млрд. евро с ожидаемым удвоением этой цифры через три года! Для сравнения: бюджет члена ЕС Болгарии – $20 млрд., а члена ЕС Эстонии - $17 млрд. Даже у староевропейского кельтского тигра Ирландии бюджет $87 млрд. Ну и например из этих денег и за счет этого долга финансируют бюджет Украины, которая даже в ЕС не входит. В размере, сопоставимом с бюджетом члена ЕС Болгарии, например ))
Откуда-то возникла общая внешняя политика. Постоянно муссируется тема даже общей армии. Разве изначально речь шла об этом? Вроде бы нет. Во всяком случае, в этом со мной солидарны британцы, норвежцы и швейцарцы, которым общий рынок нравится, а общая политика нет. Нидерланды и Франция провалили конституцию ЕС. И если вы думаете, что восточные европейцы поголовно еврооптимисты, то таки нет - они, например не хотят принимать смуглых беженцев.

Внезапно выяснилось, что ЕС это не только общий рынок, но и общий взгляд на внутреннее устройство государств и даже некие туманные, но общие ценности, за несоответствие которым хотят наказывать. Скажем, Польшу обвиняли в нелюбви к ЛГБТ и в неправильном устройстве судебной власти, Венгрию – в том же, а также в недемократичности. Секундочку! Как связан общий рынок и демократия?! КНР никто не считает образцом демократии, однако весь мир с ней торгует. Или возьмем пример поближе: Бацька – очевидный автократ, но почему это должно мешать свободному передвижению людей и товаров между Белоруссией и Польшей? В чем тут логика? На практике же ЕС Бацьку ненавидит и обзывательно ругает.
Возьмем еще один аспект – расширение ЕС. И вот Вам вопрос: а где границы экспансии ЕС и чем они определяются? Если ЕС это просто общий рынок, то этих границ по сути нет: хотите максимально свободно с нами взаимодействовать – присоединяйтесь. Но очевидно, что это не только общий рынок, но и общие органы власти, общая бюрократия, общий бюджет и долг, общая внешняя политика, общие ценности и в перспективе – общая армия. Т.е. ЕС это пусть пока рыхлое, но надгосударство, супергосударство, империя. Так до каких пределов она собирается расширяться?

Давайте посмотрим. Турцию долго мурыжили и принимать явно не хотят. Украину мурыжат, но принять хотят, несмотря на все ее ужасы, войну имеющуюся и перспективную прямую войну с РФ. Это все для того, чтобы свободно торговать? Серьезно? Можно было бы предположить, что дело в христианской и мусульманской цивилизации, но вроде нет: турок как индивидов в ЕС миллионы, равно как и арабов, пакистанцев, афганцев и негров-мусульман. Последнее означает, что дело и не в расе. А в чем? В ЕС хотели принять не граничащую с ЕС Грузию, хотя с точки зрения географии Турция куда ближе и даже частично располагается в несомненной Европе, в отличие от Грузии. Да, и мусульманская Албания – официальный кандидат на вступление в ЕС.

Складывается ощущение что бывший восторг либертарианца превратился в его кошмар – в бессмысленную супергосударственную амебу, расширяющуюся согласно своей, одной ей понятной, логике, и навязывающую людям какие-то свои представления о прекрасном. Могу предположить, что логика эта крайне незатейлива: ЕС расползается туда, где не чувствует другой, отличной от себя, самостоятельной государственной воли.