Задушенная мечта

Как передать уровень рязановской точности? Я уже писал раньше, что в "Вокзале для двоих" герои под песню "не бойтесь жизнь переменить!" бегут из последних сил, чтобы успеть к утреннему построению в лагере... Я уверен, что Рязанов этого не имел в виду, но он это показал, а главное качество художника – показывать то, что потом будут медленно осознавать критики. Но главные фильмы Рязанова – это именно "Ирония судьбы" и "Служебный роман". В них задушенная мечта 60-х, горящий на кухнях уголек, оставшийся от того пламени, последней и ярчайшей вспышкой которого был Гагарин (в ту пору, напомню, пламя понималось как движение ввысь, а не как атрибут преисподней). Рязанов – это ни в коем случае не пляска на обломках великой идеи, но грустный вальс там же. В основе рязановских фильмов лежит острый конфликт между мирами – миром прогресса и возвращающимся христианским постсредневековьем, за которым властно погромыхивает напирающий ислам.
Другие фильмы Рязанова, "Гараж", например, или "Вокзал для двоих", тоже хороши, но "Ирония" и "Роман" – трехмерная копия эпохи. С тех пор ничего подобного ни советские, ни российские режиссеры не снимали и наверное уже не снимут. Режиссеры есть, но эпоха ушла. А Рязанов поймал эпоху, подержал за жабры и показал нам. Остается только сказать ему спасибо.
|
</> |