Задар - часть 6. От заката до рассвета
sibeaster — 15.12.2021 Каждый раз, когда я сталкиваюсь с подобным э-э-э артефактом, меня охватывает некоторое смущение. Но по здравом размышлении я все же решил, что смущаться нужно не нам, а создателям подобных э-э-э артефактов. А потому просто кратко сообщу: в Задаре хранится нетленное тело Симеона Богоприимца - того самого, что в Лк. 2 произнес бессмертное "Ныне отпущаеши"Историю появления этих мощей в Задаре я даже раскапывать не стал, неинтересно это. А вот в XIV веке этот артефакт получил драгоценную огранку. В 1358 году как раз в Задаре венгры и венецианцы подписали очередной вечный мир, по которому далматическое побережье признавалось владением Венгерского королевства. По этому случаю король Лайош I Великий (который на самом деле были никакой не Лайош, а Людовик, ибо происходил из Анжу-Сицилийской ветви Капетингов; его прапрадедом был злой гений сицилийской истории Карл Анжуйский, брат Людовика Святого) позволил своей жене Елизавете Боснийской исполнить ее давнюю благочестивую задумку: подарить святому Симеону ковчег для хранения его, Симеона, нетленного тела. Грандиозный замысел оказался слишком дорогим даже для венценосной особы: контракт на изготовление ковчега был подписан спустя 20 лет - только в 1377 году, а завершены работы были в 1380м. Редкий в истории случай, когда известно не только имя заказчика, но и группы мастеров: старшим были Франциск из Милана, а его помощниками уже местные: Петер Блажев, Степан Прибчев, Миховил Дамианов и Андрей Марков. Ковчег представляет собой деревянный ящик, обитый серебряными рельефными панелями.
Увы, поклонники ювелирного искусства напрасно будут прорываться в церковь святого Симеона (прорываться, кстати, не фигура речи; церковь открыта по хитроумному расписанию, которое хотя бы догадались на двери повесить). Дело в том, что ковчег помещен над алтарем в глубине практически неосвещенного пресвитерия, и разглядеть какие-либо детали могут только очень глазастые. Впрочем, ежегодно 8 октября ковчег проносят по городу, и это наш с вами, дорогие читатели, шанс увидеть это оригинальное произведение. Есть возможность попроще: в одном из загребских музеев (Искусств и ремесел) выставлена копия ковчега. Но и тут нас подстерегает легкое затруднение: музей закрыт на неопределенное время после двух загребских землетрясений. И вот в эту, не побоюсь этого слова, трагическую минуту, на помощь спешит старичок Sibester с фотографиями из Вики - уж лучше так, чем никак.
Во-первых, в Вики какая-то добрая душа залила сделанные в 1909 году эскизы ковчега:
Не все сцены здесь понятны, но кое-что можно попробовать рассмотреть (по всей видимости, другая добрая душа из Вики сняла все это в загребском музее)
В надписи утверждается, что в ковчеге, выполненном во исполнение обета Елизаветы, королевы Венгрии, почивает Симеон Праведный, державший в руках Иисуса, рожденного от Девы
Поначалу думал, что здесь кого-то убивают, а потом пригляделся: всего лишь
...которые затем переносятся в Задар
Встречающий мощи человек в короне - это сам Лайош I Великий, на тот момент король Венгрии (и Хорватии - не забываем об этом!), а впоследствии еще и Польши (унаследовал корону в 1370 году).
Но самая известная сцена на ковчеге:
И вот теперь историк (скорее исторег) берет верх над блогером. Кто все эти женщины?
Начнем с дамы, поддерживающей ковчег справа, это Елизавета Боснийская (около 1339 - 1387), дочь боснийского бана Степана II и вторая жена (с 1353 года) Лайоша Великого. В браке они родили трех дочерей, изображенных молящимися перед (и под) ковчегом. После смерти мужа Елизавета стала регентшей, т.к. их дочери были еще несовершеннолетними, и с этого момента далекая от политики женщина попала под жернова истории, последовательно проваливаясь то в одну, то в другую глубокую яму.
Началось всё с Польши, магнаты которой отказались повиноваться монарху, не живущему в их стране. В результате короткой гражданской войны победила та партия, что соглашалась быть верной Анжуйской династии, но при условии, что в Польше и только в Польше будет царствовать Ядвига, младшая дочь Лайоша и Елизаветы. Это был не самый худший вариант, и Елизавета согласилась отпустить в Краков свою младшенькую.
Затем полыхнуло в самой Венгрии, которая хоть и признала своей королевой (по букве закона "королем") старшую дочь Елизаветы Марию, но требовали выдать ее замуж ха правильного жениха. А вот по кандидатуре жениха случились разногласия. Изначально, когда Мария была еще второй дочкой и соответственно не престолонаследницей, ее сосватали за Сигизмунда (ну или Жигмонта), второго сына чешского короля и германского императора Карла IV (в Чехию мы уж никогда не поедем, но про Карлов мост с университетом-то все слыхали?). Но после смерти Лайоша Жигмонт и его старший брат Вацлав (в тот момент уже король Чехии и император, т.к. Карл IV умер до этих событий) попытались кое-что отхватить от Венгрии сами, ссылаясь на ранее подписанные договора. Жених, пытающийся обворовать свою невесту, показался Елизавете и ее сторонникам неподходящей кандидатурой, и из нафталина достали другого - Людовика Орлеанского, брата французского короля Карла VI, который когда-то был помолвлен с самой старшей дочкой Елизаветы - Екатериной. увы уже давно мертвой. Альтернативная история - вещь чрезвычайно интересная, и было бы любопытно представить Францию без плеяды ее ренессансных королей - Людовика XII, Франциска I, Генриха II, а также дюма-овских Карла IX и Генриха III, ведь все они - прямые потомки Людовика Орлеанского. Нового жениха заочно представили венгерским дворянам, и даже в некоторых документах его стали упоминать в качестве венгерского короля, но оказалось, что не все согласны с таким крутым поворотом событий.
Противники французского брака объединились с теми, кто вообще в принципе не признавал все это бабье царство и призывал на трон последнего из мужчин Анжу-Сицилийского дома - Карла Дураццо. Тот как раз свергнул и убил свою родственницу королеву Неаполя Джованну I и был готов заодно и на венгерский трон взобраться. Елизавета осознала свою ошибку. срочно выдала Марию за прежнего жениха Жигмонта, но тот что-то замешкался в родной Чехии, а тем временем...Сторонников Карла Дураццо было много как раз в Далмации, куда он и прибыл, после чего практически триумфальным маршем добрался до Буды и стал венгерским королем. Елизавета с дочерью Марией, лишившиеся венгерской короны, были вынуждены признать переворот и даже, как утверждается, присутствовали на коронации своего соперника (правда, не в первых рядах, а рыдая на гробнице своего мужа и отца). Прошел всего-то месяц, и Елизавета совершила контрпереворот: пригласила нового монарха в гости и там, в ее доме, ее сторонники напали на Карла. Израненного короля удалось отбить, но он все равно вскоре умер, и Елизавета с Марией вновь пришли к власти.
Вы следите за руками? Все было бы отлично, но у покойного Карла Дураццо оставались в далеком Неаполе маленький сын Владислав и энергичная вдова Маргарита Дураццо (вы будет смеяться, но и над ее гробом автору удалось поплакать), а также немало сторонников в Далмации. И тут Елизавета совершила роковую ошибку (дура! три "К" кухня, киндер и кирха - вот был ее удел, а она полезла за четвертой "К" - короной) и поехала лично усмирять недовольных. По пути на ее кортеж напала мятежники, охрану перебили, а Елизавету и ее дочь Марию захватили в плен. Все эти браки и новые браки, перевороты и контр-перевороты были стремительными для обычно медлительного средневековья: всё это произошло в 1385 году, убили Карла Дураццо в январе 1386 года, а уже в январе следующего 1387 года пришел черед Елизаветы - её убили на глазах дочери. Как вы помните, ее тело изеачально было похоронено в задарской церкви святого Хрисогона.
Теперь переходим к трем дочерям Елизаветы, изображенным также на ковчеге.
О первой - Екатерине - сказать в сущности нечего: она была признанной наследницей отца, помолвлена с Людовиком Орлеанским, но умерла раньше отца и в брак не вступила.
Судьбу второй - Марии - мы проследили до момента, когда хорватские мятежники убили на ее глазах ее родную мать. Затем - наконец-то! - прибыл на белом коне муж-спаситель Жигмонт, победил всех врагов и стали они жить-поживать да Венгрией совместно править. Только сказки не получилось: хроники скупо говорят, что Мария так и не простила Жигмонту его медлительности, стоившей жизни ее матери; жили они по большей части раздельно; в официальных документах имя Марии (законного короля! Жигмонт был "всего лишь" ее мужем) с годами встречается все реже, ну а в 1395 году она, будучи на последнем месяце беременности (ага! значит, не всегда они раздельно с мужем жили!), упала с лошади и умерла в родах.
О третьей - Ядвиге - русский читатель знает всяко больше, чем о всех остальных, ибо она попала на страницы романа Сенкевича "Крестоносцы". Маленькой девочкой Ядвига была послана в Польшу (где она доселе ни разу не была), чтобы царствовать. Чуть позже перед ней, как и перед всякой молоденькой девушкой, встал самый Главный Вопрос: кого б найти, кому б отдаться. В женихи ей еще отец с матерью предназначали австрийского эрцгерцога, и циркулировали слухи, что уже повзрослев и став королевой, Ядвига со своим предполагаемым мужем зашла гораздо дальше, чем разрешалось приличной девушке. Но к ней нежданно посватался могучий сосед - литовский князь Ягайло. Из государственных (объединение Польши и Литвы) и религиозных (Ягайло, последний языческий монарх Европы, обязался креститься перед браком) соображений Ядвига выбрала Ягайло и вышла за него в 1386 году. А дальше...дальше были годы бесплодного брака, долгожданная беременность, первые тяжелые роды, смерть новорожденной дочери и вскорости собственная кончина. Ядвигу поляки самочинно произвели во святые, хотя официальную канонизацию совершил спустя шесть веков польский папа Иоанн Павел II.
Если кто-то еще не уснул над монитором, потерпите еще мгновение! Ибо мы с вами заканчиваем с Задаром, которому я посвятил вторую половину дня 19го и первую половину 20го октября, и уже бежим на пригородный автобус, везущий нас в Нин. Ну а для заснувших будет сюрприз: уснуть в Задаре, а проснуться в Нине.
|
</> |