рейтинг блогов

Задар - часть 6. От заката до рассвета

топ 100 блогов sibeaster15.12.2021 Каждый раз, когда я сталкиваюсь с подобным э-э-э артефактом, меня охватывает некоторое смущение. Но по здравом размышлении я все же решил, что смущаться нужно не нам, а создателям подобных э-э-э артефактов. А потому просто кратко сообщу: в Задаре хранится нетленное тело Симеона Богоприимца - того самого, что в Лк. 2 произнес бессмертное "Ныне отпущаеши"

Историю появления этих мощей в Задаре я даже раскапывать не стал, неинтересно это. А вот в XIV веке этот артефакт получил драгоценную огранку. В 1358 году как раз в Задаре венгры и венецианцы подписали очередной вечный мир, по которому далматическое побережье признавалось владением Венгерского королевства. По этому случаю король Лайош I Великий (который на самом деле были никакой не Лайош, а Людовик, ибо происходил из Анжу-Сицилийской ветви Капетингов; его прапрадедом был злой гений сицилийской истории Карл Анжуйский, брат Людовика Святого) позволил своей жене Елизавете Боснийской исполнить ее давнюю благочестивую задумку: подарить святому Симеону ковчег для хранения его, Симеона, нетленного тела. Грандиозный замысел оказался слишком дорогим даже для венценосной особы: контракт на изготовление ковчега был подписан спустя 20 лет - только в 1377 году, а завершены работы были в 1380м. Редкий в истории случай, когда известно не только имя заказчика, но и группы мастеров: старшим были Франциск из Милана, а его помощниками уже местные: Петер Блажев, Степан Прибчев, Миховил Дамианов и Андрей Марков. Ковчег представляет собой деревянный ящик, обитый серебряными рельефными панелями.

Увы, поклонники ювелирного искусства напрасно будут прорываться в церковь святого Симеона (прорываться, кстати, не фигура речи; церковь открыта по хитроумному расписанию, которое хотя бы догадались на двери повесить). Дело в том, что ковчег помещен над алтарем в глубине практически неосвещенного пресвитерия, и разглядеть какие-либо детали могут только очень глазастые. Впрочем, ежегодно 8 октября ковчег проносят по городу, и это наш с вами, дорогие читатели, шанс увидеть это оригинальное произведение. Есть возможность попроще: в одном из загребских музеев (Искусств и ремесел) выставлена копия ковчега. Но и тут нас подстерегает легкое затруднение: музей закрыт на неопределенное время после двух загребских землетрясений. И вот в эту, не побоюсь этого слова, трагическую минуту, на помощь спешит старичок Sibester с фотографиями из Вики - уж лучше так, чем никак.

Во-первых, в Вики какая-то добрая душа залила сделанные в 1909 году эскизы ковчега:
003-ковчег св Симеона (передняя сторона)

004-ковчег св Симеона (задняя сторона)

Не все сцены здесь понятны, но кое-что можно попробовать рассмотреть (по всей видимости, другая добрая душа из Вики сняла все это в загребском музее)
Задар - часть 6. От заката до рассвета 005
В надписи утверждается, что в ковчеге, выполненном во исполнение обета Елизаветы, королевы Венгрии, почивает Симеон Праведный, державший в руках Иисуса, рожденного от Девы

007-Сретение

Поначалу думал, что здесь кого-то убивают, а потом пригляделся: всего лишь насилуют откапывают мощи,...
008-обретение мощей Симеона

...которые затем переносятся в Задар
006-перенесение мощей Симеона
Встречающий мощи человек в короне - это сам Лайош I Великий, на тот момент король Венгрии (и Хорватии - не забываем об этом!), а впоследствии еще и Польши (унаследовал корону в 1370 году).

Но самая известная сцена на ковчеге:
009-Елизавета Боснийская с дочерьми

И вот теперь историк (скорее исторег) берет верх над блогером. Кто все эти женщины?
Начнем с дамы, поддерживающей ковчег справа, это Елизавета Боснийская (около 1339 - 1387), дочь боснийского бана Степана II и вторая жена (с 1353 года) Лайоша Великого. В браке они родили трех дочерей, изображенных молящимися перед (и под) ковчегом. После смерти мужа Елизавета стала регентшей, т.к. их дочери были еще несовершеннолетними, и с этого момента далекая от политики женщина попала под жернова истории, последовательно проваливаясь то в одну, то в другую глубокую яму.

Началось всё с Польши, магнаты которой отказались повиноваться монарху, не живущему в их стране. В результате короткой гражданской войны победила та партия, что соглашалась быть верной Анжуйской династии, но при условии, что в Польше и только в Польше будет царствовать Ядвига, младшая дочь Лайоша и Елизаветы. Это был не самый худший вариант, и Елизавета согласилась отпустить в Краков свою младшенькую.

Затем полыхнуло в самой Венгрии, которая хоть и признала своей королевой (по букве закона "королем") старшую дочь Елизаветы Марию, но требовали выдать ее замуж ха правильного жениха. А вот по кандидатуре жениха случились разногласия. Изначально, когда Мария была еще второй дочкой и соответственно не престолонаследницей, ее сосватали за Сигизмунда (ну или Жигмонта), второго сына чешского короля и германского императора Карла IV (в Чехию мы уж никогда не поедем, но про Карлов мост с университетом-то все слыхали?). Но после смерти Лайоша Жигмонт и его старший брат  Вацлав (в тот момент уже король Чехии и император, т.к. Карл IV умер до этих событий) попытались кое-что отхватить от Венгрии сами, ссылаясь на ранее подписанные договора. Жених, пытающийся обворовать свою невесту, показался Елизавете и ее сторонникам неподходящей кандидатурой, и из нафталина достали другого - Людовика Орлеанского, брата французского короля Карла VI, который когда-то был помолвлен с самой старшей дочкой Елизаветы - Екатериной. увы уже давно мертвой. Альтернативная история - вещь чрезвычайно интересная, и было бы любопытно представить Францию без плеяды ее ренессансных королей - Людовика XII, Франциска I, Генриха II, а также дюма-овских Карла IX и Генриха III, ведь все они - прямые потомки Людовика Орлеанского. Нового жениха заочно представили венгерским дворянам, и даже в некоторых документах его стали упоминать в качестве венгерского короля, но оказалось, что не все согласны с таким крутым поворотом событий.

Противники французского брака объединились с теми, кто вообще в принципе не признавал все это бабье царство и призывал на трон последнего из мужчин Анжу-Сицилийского дома - Карла Дураццо. Тот как раз свергнул и убил свою родственницу королеву Неаполя Джованну I и был готов заодно и на венгерский трон взобраться. Елизавета осознала свою ошибку. срочно выдала Марию за прежнего жениха Жигмонта, но тот что-то замешкался в родной Чехии, а тем временем...Сторонников Карла Дураццо было много как раз в Далмации, куда он  и прибыл, после чего практически триумфальным маршем добрался до Буды и стал венгерским королем. Елизавета с дочерью Марией, лишившиеся венгерской короны, были вынуждены признать переворот и даже, как утверждается, присутствовали на коронации своего соперника (правда, не в первых рядах, а рыдая на гробнице своего мужа и отца). Прошел всего-то месяц, и Елизавета совершила контрпереворот: пригласила нового монарха в гости и там, в ее доме, ее сторонники напали на Карла. Израненного короля удалось отбить, но он все равно вскоре умер, и Елизавета с Марией вновь пришли к власти.

Вы следите за руками? Все было бы отлично, но у покойного Карла Дураццо оставались в далеком Неаполе маленький сын Владислав и энергичная вдова Маргарита Дураццо (вы будет смеяться, но и над ее гробом автору удалось поплакать), а также немало сторонников в Далмации. И тут Елизавета совершила роковую ошибку (дура! три "К" кухня, киндер и кирха - вот был ее удел, а она полезла за четвертой "К" - короной) и поехала лично усмирять недовольных. По пути на ее кортеж напала мятежники, охрану перебили, а Елизавету и ее дочь Марию захватили в плен. Все эти браки и новые браки, перевороты и контр-перевороты были стремительными для обычно медлительного средневековья: всё это произошло в 1385 году, убили Карла Дураццо в январе 1386 года, а уже в январе следующего 1387 года пришел черед Елизаветы - её убили на глазах дочери. Как вы помните, ее тело изеачально было похоронено в задарской церкви святого Хрисогона.

Теперь переходим к трем дочерям Елизаветы, изображенным также на ковчеге.

О первой - Екатерине - сказать в сущности нечего: она была признанной наследницей отца, помолвлена с Людовиком Орлеанским, но умерла раньше отца и в брак не вступила.

Судьбу второй - Марии - мы проследили до момента, когда хорватские мятежники убили на ее глазах ее родную мать. Затем - наконец-то! - прибыл на белом коне муж-спаситель Жигмонт, победил всех врагов и стали они жить-поживать да Венгрией совместно править. Только сказки не получилось: хроники скупо говорят, что Мария так и не простила Жигмонту его медлительности, стоившей жизни ее матери; жили они по большей части раздельно; в официальных документах имя Марии (законного короля! Жигмонт был "всего лишь" ее мужем) с годами встречается все реже, ну а в 1395 году она, будучи на последнем месяце беременности (ага! значит, не всегда они раздельно с мужем жили!), упала с лошади и умерла в родах.

О третьей - Ядвиге - русский читатель знает всяко больше, чем о всех остальных, ибо она попала на страницы  романа Сенкевича "Крестоносцы". Маленькой девочкой Ядвига была послана в Польшу  (где она доселе ни разу не была), чтобы царствовать. Чуть позже перед ней, как и перед всякой молоденькой девушкой, встал самый Главный Вопрос: кого б найти, кому б отдаться. В женихи ей еще отец с матерью предназначали австрийского эрцгерцога, и циркулировали слухи, что уже повзрослев и став королевой, Ядвига со своим предполагаемым мужем зашла гораздо дальше, чем разрешалось приличной девушке. Но к ней нежданно посватался могучий сосед - литовский князь Ягайло. Из государственных (объединение Польши и Литвы) и религиозных (Ягайло, последний языческий монарх Европы, обязался креститься перед браком) соображений Ядвига выбрала Ягайло и вышла за него в 1386 году. А дальше...дальше были годы бесплодного брака, долгожданная беременность, первые тяжелые роды, смерть новорожденной дочери и вскорости собственная кончина. Ядвигу поляки самочинно произвели во святые, хотя официальную канонизацию совершил спустя шесть веков польский папа Иоанн Павел II.


Если кто-то еще не уснул над монитором, потерпите еще мгновение! Ибо мы с вами заканчиваем с Задаром, которому я посвятил вторую половину дня 19го и первую половину 20го октября, и уже бежим на пригородный автобус, везущий нас в Нин. Ну а для заснувших будет сюрприз: уснуть в Задаре, а проснуться в Нине.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Новогодние праздники подвели итог первому (и последнему, смею полагать) календарному году существования украинской Хунты. И если после вооруженного переворота в феврале галицкие нацисты радостно скакали и праздновали «пэрэмогу», то сегодня в лицо обзывают Порошенко предателем (как это был ...
Продолжаем приближаться к Концу Света и задаваться вопросом, чем питался автор на Патмосе, какими грибами и травами. Это же удивительные метафоры, совершенно сумасшедшие! Что святой Иоанн видел на самом деле? Взлет ракеты? Теорий сотни. А человечество уже две тысячи лет живет с тем, что ...
Некогда было написать про финал, но мне есть что сказать. Я абсолютно не удивлен результатом игры с канадцами. Откровенно говоря, на этом чемпионате мира наши хоккеисты демонстрировали такой хоккей, что удивительным является сам факт того, что они дошли до финала. Такое стало возможным бла ...
Не могу не прокомментировать статью Кристофа Лемана на тему будущей Большой Войны. На международной конференции по безопасности в 2007 году в Мюнхене Владимир Путин предупредил западных лидеров о том, что беспрецедентная агрессивная ...
Эти фотографии сняты в 1912 году в селе Ларьяк. Ныне Ларьяк — это село в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. ...