Зачем разные учебники

топ 100 блогов sapojnik09.12.2014 Честно говоря, я даже не понимаю, как можно в России быть «государственником» или там «путинистом». Слишком очевидно, что дела делаются не так, телега едет не туда. Дело даже не в каких-то частностях – само направление неправильное. Дорога в тупик.

Взять хоть такую вроде мелкую вещь, как неустанная борьба нашего Минобразования за «единый учебник». Уже который год Министерство яростно сокращает количество допустимых, то есть «с грифом» от Государства учебников по всем предметам. И явно видят идеал в том, чтобы ввести в конечном итоге «единую линейку» учебников по всем предметам – примерно как в СССР. Миллионы учеников на огромном пространстве от Калининграда до Камчатки – и все, понимаешь, зубрят одни и те же параграфы в одних и тех же формулировках! Мечта бюрократа.

Идея «единого учебника» получила и высочайшее одобрение – ее нахваливал президент. Один из ходовых аргументов – а зачем, мол, учеников путать? Чего детишкам головы забивать, смущать их неокрепшие умы какими-то альтернативными подходами? Пусть будет одна Книга по Физике, другая по Химии, третья по Литературе – вот жизнь у детей и облегчится, и в преподавании настанет долгожданное однообразие…

В этом рассуждении все неверно. И прежде всего – основной посыл. Дело ведь вообще не в учениках. Не им нужно разнообразие учебников от разнообразных авторских коллективов. Детям-то не так важно, по какому учебнику учиться – он все равно будет один для данного класса…

А нужны все эти учебники не ученикам, а учителю. Зачем? А затем, чтобы учитель мог выбрать – по какому из учебников ему больше НРАВИТСЯ работать. Ему (ей) лично – вот данному конкретному учителю. Какой учебник даст больше драйва в преподавательском труде?

Сама постановка вопроса кажется дикой – с непривычки. Мне даже непросто было это написать – настолько еретически все это звучит. УЧИТЕЛЮ? Чтобы ему «нравилось»?? Да что же это; разве учитель в школу развлекаться пришел? По какому учебнику ПОЛОЖЕНО (вот оно, волшебное советское слово!), по такому и будет работать, не рассыпется! Ишь чего удумали – вокруг учителя плясать! Давать ему возможность выбора! ДА КТО ОН ТАКОЙ??

А ведь это все равно неизбежно, нравится это кому или нет. Российская школа должна «закрутиться» вокруг Учителя – потому что иначе она просто рухнет.

Нынешняя школа в жесточайшем кризисе, причем начался он давно, еще до всякого ЕГЭ. Суть кризиса в том, что пресловутая «самая лучшая в мире советская система образования» дала дуба еще при жизни СССР, а сейчас просто разлагается у всех у нас на глазах. С крайне печальными последствиями для состояния, как говорили в старину, «народного просвещения».

На чем вообще была основана «самая лучшая система образования» в совке? Как ни печально (или шокирующее) это не прозвучит, но основывалась она, как и все советское государство, на системе тотального принуждения к учебе.

Дело в очевидном факте: на самом деле большинство детей учиться вовсе не желает, причем с возрастом процент таких «нежелающих» детей стремительно нарастает. Большинство читателей это помнит еще по собственным «школьным годам чудесным». Грандиозный успех советской системы в том и заключался, что «государство рабочих и крестьян» в силу специфичности строя имело возможность принудить к «получению знаний» действительно ВСЕХ детей и подростков – благо имело в арсенале такие средства, которые обычным буржуазным государствам и не снились.

Секрет успеха в том, что государство имело имело возможность давить не только на детей, но и, главное, на их родителей. Все были «под колпаком». За неуспеваемость сына отцу на работе могли объявить выговор, лишить премии, а то и выгнать из партии. Парткомы были и в школе, и на заводе, а над ними обоими возвышался единый райком или горком все той же партии.

В 90е и «нулевые» годы мы привыкли к постоянным жалобам на «потерю престижа профессии учителя», однако не все могли взять в толк – о каком «престиже» идет речь? Учителя зачастую сами не могли внятно объяснить, их жалобы в основном сводились к резкому падению материального благосостояния. Однако, если разобраться, аргумент кажется неубедительным; да, в 90е «получать» учителя стали совсем уж грошовые зарплаты – однако они ведь и при СССР, мягко говоря, никогда не шиковали. В знаменитой «Иронии судьбы» (1975 г.) учительница Надя говорит что-то пафосное о «самых необходимых профессиях в мире – учителя и врача», а циник Лукашин парирует со смехом – «Но по зарплате этого не скажешь!» Очевидно, что уже в разгар «застоя» невеликость заработка учителя была «общим местом».

То есть дело не в деньгах; а в чем же тогда был «престиж»? Он ведь действительно был! Дело в том, что в советское время учитель негласно исполнял функцию «начальника», причем не только над детьми, но и над их родителями! Этакого специального надзирателя над «правильностью воспитания» - именно такую роль учителю отводило коммунистическое государство.

Многие заставшие СССР помнят советские «родительские собрания» в школе, которые всегда строились как сбор нерадивых работников у строгого начальника – учителя и «классного руководителя». Такое было возможно только потому, что учитель ощущал за спиной мощь и незримую поддержку парткома, месткома и, при необходимости, милиции: все работали на госпредприятиях, все находились в «зоне влияния» партийных комитетов.

Но все это пропало в 90е, а разрушаться начало еще раньше, уже в 70е. Народ понемногу эмансипировался от советского тоталитаризма, уходил во «внутреннюю эмиграцию» и в «вы делаете вид что платите, мы – что работаем» - и соответственно теряла силу и советская система образования. Она все больше превращалась в фикцию, фантом. А в 90е, когда возможности «надавить» на родителя свелись практически к нулю – образование и вовсе рассыпалось в прах.

В итоге во всей системе по России мы имеем – по отзывам независимых и неангажированных наблюдателей – сплошной сериал «Школа», где учителя что-то бубнят, класс занимается своими делами, и лишь немногие (причем всеми презираемые) «ботаны» что-то еще пытаются учить.

Когда в советской системе исчезло принуждение – она просто не смогла работать. Учителей по всей стране откровенно «посылают», ЗАСТАВИТЬ детей учиться они по большей части неспособны, не знают как.

И это не исправишь никакими «министерскими проверками» и тестами, никакими «новыми ГОСТ» - государственными образовательными стандартами.

Причем усталые и изверившиеся циники из Министерства образования, похоже, уже давно поняли всю тщетность попыток заставить детей учиться. Школа давно проиграла «битву» с учениками – однако из «политической корректности» по-русски не спешит доводить эту печальную правду до народа или до верховного руководства; вместо этого оно готовит победные реляции насчет «неуклонного роста качества образования и внедрения электронных досок» - а параллельно год от года снижает требования к подготовке школьника: «облегчает» программу, убирает «лишние» предметы, «зачищает» курсы от подробностей типа всяких скучных интегралов, вводит побольше уроков физкультуры и всяких бессмысленных «отсидок» вроде диковинного предмета «Россия в современном мире».

Можно ли восстановить советскую систему принуждения? В мечтах многих функционеров, которые давно уже взяли совок за образец – да; но в реальности без очередной всеобщей национализации, «отмены» капитализма и массового террора это невозможно.

А если так – остается единственный путь к повышению уровня народного образования. Тот, о котором я сказал в самом начале – сделать основную ставку на Учителя. Чтобы учителю было максимально комфортно и «в кайф» вести свой предмет – только такие учителя способны увлечь учеников.

Дилемма ведь проста: если нельзя заставить – надо попробовать хотя бы увлечь. Третьего, увы, не дано.

А для этого учитель должен быть освобожден от давления «образовательной вертикали», у него должна быть возможность учить по тем учебникам, которые он считает наиболее подходящими. Вся школа должна быть «закручена» не вокруг унылых «проверяющих» из «центра» - а вокруг педагогов.

Очевидно, что нынешняя власть на такую «инициативу на местах» никогда не пойдет – она будет вести в строго противоположную сторону. Учителей будут давить и гнобить, изводить «проверками» и неподъемной бумажной работой.

И эта ситуация разрушит наше образование гораздо быстрее и вернее, чем все ЕГЭ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Многие парни до сих используют устаревшую тактику, которая в наше время является уже неправильной. Суть этой тактики упрощенно можно свести к следующему. Необходимо провести интенсивный штурм понравившейся девушки с помощью ухаживаний, комплиментов, демо-версии себя, подарков и тому ...
Продолжаю переводить про Афганистан и неожиданно встретила Киплинга! Роман «Ким». Потому что описывает колониальные времена и нравы. ...
был ливень тропический!! Но только пять минут! Хотя и  раз пять лил, проливал))) А для моей дачи это ничто! У меня склон или как сказать,ну, от верхней точки участка до нижней, это сорок метров длины  и... десять метров склона) Так что вся вода убежала быстро, только ...
Ну что, фанаты, дождались – премьера состоялась! А у саги фанатов по всей земле много, и некоторые даже там снялись -  наследные принцы британской короны. У них была маленькая роль – штурмовиков, но все равно роль. Надо сказать, это не первый раз, когда в образе штурмовика ...
В марте 2022 года, спустя считаные дни после начала СВО, внештатный советник Зеленского Алексей Арестович* заявлял, что во всех странах «украинцев встречают как богов, спустившихся с небес». На Запад хлынул беспрецедентный поток беженцев из «Незалежной», и казалось, сбылась их мечта ...