Зачем нужно читать Корнеля

топ 100 блогов qebedo10.08.2022 Некропостинг 2016 года.

Двухтомник Пьера Корнеля, классика французского классицизма XVII века (ибо, несмотря на каламбур, далеко не все классицисты стали в итоге классиками), я прочитал давно, года два назад, но (если мне уже окончательно не отказывает склероз) не написал о нем тут, в ЖЖ. Ну, а о чем писать-то, неинтересно ж нынешнему поколению - оно требовательно стучит айфоном (седьмым уже) по крышке стола и настаивает на обзорах классики XXI века...

А я читал Корнеля (и, кстати, вот сейчас читаю Расина, да и Мольера пора бы уже всего перечитать, а не только "Плутни Скапена", "Дон Жуана", "Мещанина во дворянстве" и "Скупого" с "Тартюфом"). Потому что он, как и весь классицизм (не только французский, но эти трое в гении-то выбились), как и порожденный им романтизм - это краткая вспышка уникального интереса к герою и героизму. Подумайте просто пару минут - что такое герой до XVII века? Это плут, как в пикаресках или у Рабле, а еще раньше - в фабльо и прочих народных рассказках вплоть до самых басен Езопа и прочей литературы подобного рода, причем не добрый колобок, а жесткий Лис Ренар, членовредящий и умерщвляющий своих врагов. А в литературе сурово-высокого штиля - рыцарь (в рыцарских романах), который очень рано, со времен шансон де жест растерял все страхи и упреки, превратившись в ходячую добродетель. То есть, в европейской литературе до XVII века (античную драму не берем - Еврипидес, да Софоклес, вот и вся его семья) герой и обыватель как бы разделились и решали свои разные проблемы - рыцарь блюл чистоту белых одежд, плут вертелся и крутился, как мог, заботясь лишь о своей шкуре.

Кстати, что самое смешное, эта модель вернулась сегодня. В нынешней литературе (и кино, которое успешно обыдлило сознание 99% населения Земли и скоро превратит его в одноклеточных рабов айфоно-приложений) герой существует исключительно в ипостаси супергероя - сверхчеловека практически по Ницше, неуязвимого, неотразимого, а с точки зрения богатств внутреннего мира стеклянного, деревянного и оловянного (ну как Штирлиц - довольствуется одним разом поглядеть на жену за 20 лет, убивает исключительно подонков, крадет и шпионит только для родины, спасает детей и младенцев, а все заработанные деньги тайно переводит детям в родном детдоме). В крайнем случае, как Джейсон Борн Джеймс Бонд, позволяет себе соблазнять по взаимному согласию красоток и разбивать в хлам дорогие машины - но всё ведь только ради спасения мира ж... Ну а про быдлолюдей снимают другие... книги, типа интеллектуальное кино (парадокс - интеллектуальное про быдло), как быдлолюдь страдает, мечется, ищет тепло-любовь-счастье и требует сочувствия и понимания просто потому, что он родился и не хочет страдать, проигрывать и оставаться в одиночестве...

Так вот, было в литературе светлое пятно, с XVII по XIX век, когда герои были героями. Корнель был одним из первых (ну, раньше, наверное, Кальдерон, но никак не Шекспир - у него герои все какие-то слишком лохматые еще и непричесанные, такие если не откровенные Ричарды III, то очень морально-сомнительные Хамлеты), кто озаботился проблемами этики, нравственности и морали - каким всё-таки должен быть герой, а в его эстетике читай идеальный человек. Персонажи театра Корнеля раскрываются в сложных ситуациях, когда требуется сделать трудный, иногда даже самоубийственный выбор между тем, как лучше, и тем, как правильно. Сид должен убить отца Химены, а Химена должна простить убийцу своего отца - иначе один потеряет честь, а другая любовь. Орациус должен выбрать между сестрой, любящей врага родины, и родиной, требующей убить врага. Цинна выбирает любовь к Эмилии, отвергнув преданность Августусу, чтобы спасти возлюбленную, но Августус преподает ему и Эмилии знатный урок, прощая обоих. И если раньше светлые рыцари в романах голову сильно не ломали, рассекая темных врагов на части, то каждый из героев Корнеля мучается выбором и борется с самим собой и с окружающими, отыскивая внутри себя тот самый единственно правильный путь.

В общем, Корнель (и прочие классицисты) воспевали людей, которые имеют силы и мужество не плыть по течению, а брать ситуацию на себя и идти на жертвы и муки, чтобы оставаться людьми. Именно поэтому герои класицизма - высшая форма доступного человеческому пониманию героизма, ибо труднее всего победить не врага, чудовище или полчища варваров, а самого себя (и гада в себе).
За это я и люблю Корнеля.

Зачем нужно читать Корнеля

Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как сообщило министерство обороны Украины, 27 августа 2016 года в Международном центре миротворчества и безопасности на Яворовском полигоне (Львовская область) состоялась церемония передачи вооруженным силам Украины в порядке "нелетальной" военной помощи со стороны США первых пяти ...
Кругликов Александр ЛеонидовичРодился 11 сентября 1951 года в г. Ульяновске. ...
С их днем! Моему Фоксу в августе - 20 лет. Маскируется под сибиряка, но так то... был на заводской площадке примерно в месячном возрасте подобран. Откуда взяться породе? От мазута то только с третьего раза отмыла. Посмотреть эту публикацию в ...
Украинская компания Burisma Holdings, принадлежащая Николаю Злочевскому, связана с семьей президента США Джо Байдена. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на обращение депутатов Госдумы в Следственный комитет (СК) России. СК России совместно со спецслужбами и финансовой ...
Архивный документ, опубликованный историком «ХаАрец» Офером Адеретом 27 июня, способен удивить многих израильтян: из него следует, что когда первый глава правительства Израиля подал в отставку и отбыл в пустыню Негев, его сопровождала не только супруга, но и новенький американский ...