­
­

Зачем нужно читать Корнеля

топ 100 блогов qebedo10.08.2022 Некропостинг 2016 года.

Двухтомник Пьера Корнеля, классика французского классицизма XVII века (ибо, несмотря на каламбур, далеко не все классицисты стали в итоге классиками), я прочитал давно, года два назад, но (если мне уже окончательно не отказывает склероз) не написал о нем тут, в ЖЖ. Ну, а о чем писать-то, неинтересно ж нынешнему поколению - оно требовательно стучит айфоном (седьмым уже) по крышке стола и настаивает на обзорах классики XXI века...

А я читал Корнеля (и, кстати, вот сейчас читаю Расина, да и Мольера пора бы уже всего перечитать, а не только "Плутни Скапена", "Дон Жуана", "Мещанина во дворянстве" и "Скупого" с "Тартюфом"). Потому что он, как и весь классицизм (не только французский, но эти трое в гении-то выбились), как и порожденный им романтизм - это краткая вспышка уникального интереса к герою и героизму. Подумайте просто пару минут - что такое герой до XVII века? Это плут, как в пикаресках или у Рабле, а еще раньше - в фабльо и прочих народных рассказках вплоть до самых басен Езопа и прочей литературы подобного рода, причем не добрый колобок, а жесткий Лис Ренар, членовредящий и умерщвляющий своих врагов. А в литературе сурово-высокого штиля - рыцарь (в рыцарских романах), который очень рано, со времен шансон де жест растерял все страхи и упреки, превратившись в ходячую добродетель. То есть, в европейской литературе до XVII века (античную драму не берем - Еврипидес, да Софоклес, вот и вся его семья) герой и обыватель как бы разделились и решали свои разные проблемы - рыцарь блюл чистоту белых одежд, плут вертелся и крутился, как мог, заботясь лишь о своей шкуре.

Кстати, что самое смешное, эта модель вернулась сегодня. В нынешней литературе (и кино, которое успешно обыдлило сознание 99% населения Земли и скоро превратит его в одноклеточных рабов айфоно-приложений) герой существует исключительно в ипостаси супергероя - сверхчеловека практически по Ницше, неуязвимого, неотразимого, а с точки зрения богатств внутреннего мира стеклянного, деревянного и оловянного (ну как Штирлиц - довольствуется одним разом поглядеть на жену за 20 лет, убивает исключительно подонков, крадет и шпионит только для родины, спасает детей и младенцев, а все заработанные деньги тайно переводит детям в родном детдоме). В крайнем случае, как Джейсон Борн Джеймс Бонд, позволяет себе соблазнять по взаимному согласию красоток и разбивать в хлам дорогие машины - но всё ведь только ради спасения мира ж... Ну а про быдлолюдей снимают другие... книги, типа интеллектуальное кино (парадокс - интеллектуальное про быдло), как быдлолюдь страдает, мечется, ищет тепло-любовь-счастье и требует сочувствия и понимания просто потому, что он родился и не хочет страдать, проигрывать и оставаться в одиночестве...

Так вот, было в литературе светлое пятно, с XVII по XIX век, когда герои были героями. Корнель был одним из первых (ну, раньше, наверное, Кальдерон, но никак не Шекспир - у него герои все какие-то слишком лохматые еще и непричесанные, такие если не откровенные Ричарды III, то очень морально-сомнительные Хамлеты), кто озаботился проблемами этики, нравственности и морали - каким всё-таки должен быть герой, а в его эстетике читай идеальный человек. Персонажи театра Корнеля раскрываются в сложных ситуациях, когда требуется сделать трудный, иногда даже самоубийственный выбор между тем, как лучше, и тем, как правильно. Сид должен убить отца Химены, а Химена должна простить убийцу своего отца - иначе один потеряет честь, а другая любовь. Орациус должен выбрать между сестрой, любящей врага родины, и родиной, требующей убить врага. Цинна выбирает любовь к Эмилии, отвергнув преданность Августусу, чтобы спасти возлюбленную, но Августус преподает ему и Эмилии знатный урок, прощая обоих. И если раньше светлые рыцари в романах голову сильно не ломали, рассекая темных врагов на части, то каждый из героев Корнеля мучается выбором и борется с самим собой и с окружающими, отыскивая внутри себя тот самый единственно правильный путь.

В общем, Корнель (и прочие классицисты) воспевали людей, которые имеют силы и мужество не плыть по течению, а брать ситуацию на себя и идти на жертвы и муки, чтобы оставаться людьми. Именно поэтому герои класицизма - высшая форма доступного человеческому пониманию героизма, ибо труднее всего победить не врага, чудовище или полчища варваров, а самого себя (и гада в себе).
За это я и люблю Корнеля.

Зачем нужно читать Корнеля

Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давеча-нонеча захожу я как-то в маршрутку типа "газель" и вдруг вижу: на переднем сиденье сидит сам лично наш министр ЛНР. Один из членов Совмина. В костюмчике с галстуком, в санитарной маске скрывающей лицо. Едет министр не на служебном авто, а на "газельке" - во чудеса. Я с ним ...
Tiny Implantable Ultrasound Chip for Physiological Monitoring, Крошечный имплантируемый ультразвуковой чип для физиологического мониторинга. Исследователи из Колумбийского университета разработали микроскопический имплантируемый чип для физиологического мониторинга. Его общий ...
Доброе утро! Сегодня последняя предпраздничная суббота, вероятно, вся в заботах приятных и не очень. Показывайте как прошла ваша неделя и рассказывайте рискнули ли вы сделать маникюр на эти выходные) Меня, главную лентяйку сообщества, незаметно обязали фотографировать все маникюры :D Неде ...
Куда бегут китайские миллионеры? Земля, которая обгоняет по стоимости даже элитные районы Подмосковья и сравнивается с ценами на Манхэттене... Все это о Гонконге! Тысячи людей-роботов ежедневно мечутся между своими квартирами-сотами и железобетонными офисами в небоскребах, уходящих за г ...
Прочитал новость о том, что операторов связи обязали демонтировать базовые станции с территории учебных заведений, вспомнил родную школу, на крыше которой уже лет пятнадцать ...