Забор Тома и уха Демьяна
evo_lutio — 12.07.2018 То и другое я часто упоминаю в постах, потому что это - самые важные символы для понимания феномена субъективной значимости (СЗ).Забор Тома - это о том, как из грязной работы рост СЗ делает наслаждение.
А уха Демьяна - это о том, как угощение при падении СЗ превращается в пытку.
С феноменом субъективной значимости связан парадокс короны Сокровища.
Многие из моих комментаторов, даже самые лучшие, до сих пор до конца не понимают, что такое - корона Сокровища.
Они думают, что Сокровище преувеличивает свою ОЗ, считает себя объективно лучше, чем является на самом деле, что у Сокровищ всегда завышена самооценка. Но это совершенно не обязательно. Очень многие Сокровища считают себя хуже других, видят в других более дорогие Сокровища. Некоторые Сокровища всерьез недооценивают свою объективную значимость. Многие женщины в короне Сокровища считают, что мужчины презирают женщин. Многие мужчины Сокровища уверены, что женщинам от мужчин нужны только деньги. Часто Сокровища в период подъема действительно переоценивают свою ОЗ, но переоценка ОЗ - не свойство Сокровища. Без этой короны тоже можно себя иногда переоценивать. А в короне можно недооценивать.
Корона Сокровища делает нечто совсем другое.
Она не дает увидеть свою субъективную значимость для человека, она закрывает феномен субъективной значимости большим слепым пятном. Для короны Сокровища любая значимость всегда объективна, именно поэтому самооценка Сокровищ настолько зависима. Стоит кому-то раскритиковать их, и они чувствуют себя ничтожными. Объективно ничтожными, для всех. Стоит кому-то похвалить их, и они чувствуют себя лучшими. Объективно лучшими. Поэтому их корона если и падает, то сразу же отрастает вновь, или делает бамс на резинке, из-за зависимой самооценки.
А у людей, понимающих субъективную значимость, самооценка независима! Один секрет независимой самооценки - понимание субъективной значимости.
Если Сокровищу рассказать про субъективную значимость, про то, что восприятие ее достоинств очень субъективно, и для каждого взгляда оно будет разным, Сокровище испытает стресс. Сокровище не желает жить в мире субъективной значимости. Этот мир кажется Сокровищу ужасным, шатким, зыбким. Уж лучше оно будет жить в мире, где его ценность мала, но постоянна, чем в мире, где его ценность изменчива от взгляда к взгляду. Сокровище хочет жить в стабильном мире, в мире мраморных форм. Именно поэтому если кто-то любил Сокровище, а потом разлюбил, Сокровище уверено, что любовь была ложью. Настоящая любовь не меняется со временем. Настоящая любовь остается в мраморе навсегда.
Из-за тревоги и абсолютно внешнего локуса Сокровище не согласно жить в динамичном мире, в изменяющемся и живом. В живом мире тоже есть объективные ценности, но и они меняются, просто медленно. В живом мире все течет, какие-то вещи меняются быстро, какие-то медленно, но меняются все. Из-за того, что Сокровище не опирается на себя, оно чувствует страх от этого движения и старается создать картину мира, в которой ничего не меняется, все постоянно, все вечно.
Вы можете бороться со своей короной, но она каждый раз будет отрастить снова, как отрубленные головы Змея Горыныча, если вы не примете главный закон реальности - ее движение.
Для сильного человека (сильный = имеющий внутренние опоры, внутренний локус) динамичность реальности - это главный подарок бытия. Все течет, это значит, что можно развиваться, расти. Все течет, это значит, что все плохое сегодня может стать хорошим завтра. Все течет, это значит, что можно не застревать ни в одном событии, идти дальше. Нет для сильного человека счастья больше, чем ощущать вот это движение жизни.
Но совсем другое дело - слабый человек. Он не ждет от перемен ничего хорошего. Он хватается за все, что ему нравится, и не хочет разжать пальцы-щипцы. Он все время боится, что у него отнимут. Он ждет подарков извне, когда настроение его получше, но ждет нетерпеливо, тревожно, жадно. А в плохом настроении он боится любых перемен, потому что ни в какие подарки судьбы уже не верит, а сам не умеет ничего добывать. Поэтому слабый человек ничего так не ценит, как стабильность (иллюзию стабильности). Он ищет стабильности во всем, даже в плохом. Лишь бы не хуже. Лишь бы и это не отняли.
Возможно ли убедить слабого человека отказаться от щипцов и двинуть локус контроля внутрь? Это все равно, что уговаривать утопающего отцепить руки от спасательного круга или от чужой лодки и опереться на себя. На себя? Утопающий тонет и не может опереться на себя. Он не хочет учиться плавать, потому что боится утонуть. И еще он боится, что если научится плавать, ему не будут кидать спасательный круг, и он потеряет внешнюю поддержку. Поэтому слабый человек не хочет становиться сильным. Не верит, что может, но главное - боится лишиться чужой поддержки.
К сожалению для слабых людей, чужой поддержки они и так лишатся. Никому они не нужны, если являются грузом. Разово спасти их согласны, но спасать изо дня в день не хочет никто. И пока она цепляются за других, щипцуют, попрошайничают и хватаются, их собственный потенциал приходит в негодность. Они рождены для того, чтобы стать личностями, то есть опираться на себя, создать внутри себя опоры и систему защиты, но они вместо этого стремятся оставаться неполноценными людьми, чтобы другие оказывали им поддержку.
И корона Сокровища - это как раз психзащиты для таких утопающих с внешним локусом и слиянием границ. Корона создает видимость, что они нужны другим, сами по себе, независимо ни от чего. Их вынесут из огня, их вытащат из воды, как бабушкин сундучок с драгоценностями. Рубины, сапфиры, изумруды не теряют свою ценность, даже приобретают ее со временем. Они просто лежат, но их ценят и берегут. Так и Сокровища.
Нет способа лучше избавиться от короны Сокровища, чем поправить локус контроля и начать прокачивать свои опоры.
Однако, чтобы дело пошло быстрей, очень важно принять феномен субъективной значимости.
Вы - не рубины и не сапфиры вашей бабушки, ваша значимость для отдельного человека или конкретных людей зависит от того, насколько вы им приятны, что вы вносите в их жизнь, насколько вы им нравитесь, какова их нужда в вас. Чем больше ваша значимость, тем сильней открыты в вашу сторону их границы, на вас направлено их внимание, к вашим услугам их время и энергия. Чем меньше ваша значимость, тем больше закрыты в вашу сторону их границы, они стремятся дистанцироваться от вас, ограничить ваше присутствие в своей жизни.
В короне Сокровища человек не обращает на субъективную значимость никакого внимания, он знать об этом ничего не хочет. Если он понравился, он ведет себя так, будто это навсегда. Если ему дают понять, что сам по себе он не нужен, его СЗ = 0 и чтобы на него тратили внимание, нужны какие-то вложения материального характера, Сокровище негодует. Вы видите такие возмущения от мужчин, с которых девушки "тянут" деньги, и от женщин, которых мужчины "заставляют" вкладываться в быту. Тянуть деньги и заставлять вкладываться невозможно, если вы незвисимы. Тянет и заставляет ваша собственная зависимость. Но Сокровища почти никогда не могут это отрефлексировать. Девушка говорит мужчине "купи шубу", он чувствует раздражение, но идет покупать, но не может отрефлексировать, что идет покупать, потому что боится потерять эту девушку, боится ее отказа от отношений. Ему кажется, что он идет, потому что она его заставляет. Пользуется его мягкостью или тем, что его научили уважать женщин. Других женщин он вряд ли так "уважает", но не рефлексирует это. Корона Сокровища не дает ему увидеть, что его значимость для девушки очень мала, а ее значимость для него очень велика, именно поэтому он бежит выполнять приказы, которые выполнять не хочет. Если его значимость еще больше опустится, а ее поднимется, он будет бежать выполнять приказ еще до того, как он прозвучал, он будет предвосхищать ее желания, чтобы угодить и ублажить, чтобы компенсировать свою низкую значимость и остаться рядом.
Но под короной Сокровища ему кажется, что он каким был, таким и остался, его значимость для женщины не менялась. Просто женщина "показала себя во всей красе", а до этого притворялась овечкой. Она притворилась, она заманила, а теперь использует его мягкотелость.
Если вы будете иметь в виду что-то вроде вот такого вот графика из недавнего поста:
Вы будете осознавать, что ваша СЗ для человека все время течет. Она может течь в одном русле и не меняться долго (хоть всю жизнь), она может расти вверх, но она может и опускаться вниз. Она всегда опускается вниз, если вы сливаете границы. Если у кого-то она не меняется, не значит, что она замерла на месте, нет, она двигается, просто в одном русле, в одних и тех же значениях по условной оси ординат. А ось абсцисс - это время, в живом мире время всегда течет. Останавливается время только в мире мертвых. И в иллюзорном мире Сокровищ, который очень похож на мир мертвых. Хоть египетские и тибетские книги мертвых им читай.
Человек влияет на свою СЗ для другого человека, это еще одна хорошая новость. Лучшая новость. Но сначала надо принять сам факт, что СЗ ваша меняется. Снять корону Сокровища - это и значит понять, что вы не бабушкин рубин и ваша ценность не замерла во времени. Вы - человек и ваша ценность зависит от вашей СЗ, от вашей фигуры в поле человека, от вашего места в его жизни, в его картине мира.
Во вчерашнем письме автор - настоящее Сокровище, но было бы глупо считать, что она воображает себя красавицей. Нет, она, скорее всего, считает себя обычной женщиной. Греки немного флиртуют с ней (а может и нет, но вполне могли бы и флиртовать), и она считает, что они не прочь заняться с ней сексом. В первый день знакомства оно может и было так. СЗ автора = ноль, а может пониже, но молодые мужчины иногда готовы заниматься сексом при СЗ женщины = ноль. А если с ее стороны есть материальные вложения (бесплатное для них жилье) так и при небольшой отрицательной тоже готовы. Автор не считает себя очень привлекательной женщиной, но она полагает, что она может вызывать сексуальный интерес. Объективно, у сферического мужчины в вакууме - да, а субъективно, у конкретного мужчины - совсем не обязательно. При наличии более интересных вариантов (в красивом курортном городе) греки не торопятся тратить свое либидо и вечернее время на автора. Но автор не понимает этого, потому что ее корона Сокровища фиксирует в ее голове картину флирта в первый день и мысль о том, что мужики от дармового секса никогда не откажутся. Конечно откажутся при наличии вариантов лучше. На безрыбье согласились бы наверное. Все субъективно - и женская значимость, и мужская потребность.
Чем больше щипцует и наседает на грека автор, тем ниже опускается ее СЗ. Большинство людей, начиная испытывать отвращение к липнущему человеку, одновременно ощущают и чувство вины. Поэтому Сокровище при падении своей значимости не сразу получает антипатию, оно получает суетливые оправдашки и заверения в дружбе. Как только человек начал оправдываться перед вами, вы можете быть уверены, что на него действуют щипцы, ваши или его внутренние, рожденные разницей ваших СЗ (ваша падает или его растет). Он юлит и пытается откупаться, уворачиваясь от щипцов. Любой уважающий человек заметит такое юление и ему будет неприятно видеть к себе жалость. Но это уважающий себя человек, который осознает, что отношение к нему может меняться во времени, а Сокровище этого знать не хочет. Оно слушает оправдашки и думает, что его зачем-то умасливают, наверное хотят стать ближе. И Сокровище ждет развития отношений, сближения, а этого не происходит, наоборот растет дистанция, ведь его СЗ падает. Сокровище возмущается и достает скалки.
Ни один человек не достал бы скалку и не стал требовать любви, если бы не думал, что любовь к нему и так есть, просто ее плохо выражают, жадничают. Когда Сокровище узнает, что от него человека оказывается тошнит, оно шокировано объемом лжи. Его обманывали, что любят. Обманывала его корона, но Сокровище действительно шокировано, потому что видело перед глазами симпатию. "Мы же нравимся друг другу, мы нравимся", - повторяет автор того письма бедному греку.
Когда СЗ становится совсем низкой, корм постепенно превращается в демьянову уху. Позже всего ухой становятся материальные ценности, поэтому люди до последнего могут принимать полезные подарки и деньги. Даже когда СЗ человека для них отрицательна. Секс от женщине мужчине является кормом только на ограниченном участке значимости (начиная с нуля примерно) и только при условии свободного состояния мужчины, то есть когда он не связан с другой женщиной, одинок или полигамен. Но даже для самого лютого бабника при растущей отрицательной женской СЗ секс превращается из корма в уху, то есть в щипцы и пытку.
Именно этот момент Сокровища никак не могут понять. Они ничем не хуже проституток, которым за секс платят деньги. Хорошо, хуже самых красивых, но не хуже дешевых проституток, которым что-то платят. Почему же их не хотят просто так? Но при отрицательной СЗ их не просто не хотят, их не согласятся ни за какие деньги. Они вызывают отвращение. Но отвращение - у данного, конкретного мужчины, которого они достали, защипцевали, запрессовали своим вниманием.
Очень часто Сокровища чувствуют полный крах самооценки, когда понимают, что они кому-то противны.
Но откуда крах?
Оглянитесь вокруг, для незащипцованных мужчин вы все еще интересны. Для многих мужчин с равной ОЗ, которых вы не перекормили пока, вы привлекательны.
Вы отвратительны для того, кого вам удалось достать своей ухой под своей короной Сокровища. Не будь короны, вы бы отстали сразу, заметив, что вам не рады, но вы продолжали навязываться как тупой Демьян, не обращая внимание на самоуважение, и получили вот такое вот отвращение.
Вы как Демьян, уха которого объективно была неплоха, а может быть даже отлична, но он перекормил ею гостя. И теперь гость готов убить Демьяна, чтобы не видеть его постылую уху.
Даже вкусное угощение становится пыткой, если вы навязываете его!
И совсем наоборот, если вы умеете создать дефицит и интерес в свою сторону, то и труд на вас превращается в удовольствие.
Это - забор Тома (Сойера), который в отличие от ухи Демьяна, Том не только не навязывал, но и придерживал, когда просили.
Вспомните, пожалуйста, этот чудесный отрывок из Марка Твена.
Том красил забор в наказание от тетушки, в выходной день, и знакомые мальчишки смеялись над ним. Но Том - человек гордый, имеющий самоуважение, ему не хотелось ни насмешек, ни жалости, поэтому он давал понять, что увлечен своим делом. Скорее всего он и впрямь увлекся, поскольку чувствовать себя несчастной жертвой и обиженкой уважающему себя человеку неприятно, он способен относиться к выполнению долга с удовольствием. Это только кажется, что спонтанность не поймать за хвост. Самоуважение мгновенно вызывает интерес Королевы. Она видит, что ее Король уважает себя и тут как тут. Так получилось и у Тома.
Мальчишки, пришедшие над ним поржать, быстро заметили, что Том не страдает от работы, а увлечен ею. Им захотелось самим попробовать и они предложили ему помощь. Но нет. Уважающему себя человеку не нужны подачки. Том отказался, сказав, что и сам рад это делать.
СЗ покраски забора стала расти. Удовольствие Тома стало казаться еще убедительней и вот уже тяжкий труд стал выглядеть в глазах мальчишек наслаждением и развлечением. И вот они уже готовы предлагать плату за то, чтобы Том позволил им покрасить забор. Они приносят все, что у них есть, чтобы делать то, над чем они недавно смеялись. Они готовы вкладываться материально, а Том чуть нехотя и снисходительно принимает (и ажиотаж вокруг забора вызывает новый спрос в лице других желающих). Марк Твен подчеркивает, что работа превращается в удовольствие, когда за нее берут деньги. Но главное не то, что за работу берут, а то, что за нее готовы давать. А чтобы за нечто согласились платить, это должно выглядеть как недоступное удовольствие. Недоступное - это раз, удовольствие - это два.
Ситуация могла бы развиваться так, что Том, страдая от неинтересной работы, стал бы пытаться скинуть ее на кого-то и сам покупал бы труд мальчишек, а они кочевряжились и просили плату все больше и больше. Это была бы его попытка перекинуть нагрузку (щипцы-долг) на кого-то другого и те под щипцами требовали бы компенсацию больше и больше.
Но Том виртуозно нейтрализовал тетушкины щипцы удовольствием. Он красил и насвистывал, он не притворялся, а был доволен и подошел к покраске творчески. У него не было цели никого обмануть, он просто не желал выглядеть жалким ни в чужих глазах, ни в своих, он опирался на себя и сам себя поддерживал! Вот это анти-щипцы. Как только щипцы нейтрализовались, наблюдатели захотели попробовать. Не то чтобы очень, пока еще нет, а просто, почему бы и нет. Наверняка ведь Том будет рад такой помощи. Но нет, Том не остановился на анти-щипцах, он сделал крючок. Крючок в поле появляется, когда нет никаких щипцов! Никаких вообще и есть спонтанный интерес в вашу сторону. То есть сначала вы убираете все щипцы, а потом только можете делать крючок, если к вам идет интерес, а вы готов поиграть с этим интересом. Том отказался от предложений помощи, дав понять, что ему в кайф. И этот отказ как ничто лучше доказал, что красить забор - действительно кайф. Странно и непривычно, разрыв шаблона, но явно ведь кайф, если Том не соглашается дать попробовать. И чем больше приятели смотрели на этот недоступный им привлекательный, тем больше становилась его значимость по закону роста фигур от внимания.
Видите, как работает самоуважение? Из нагрузки оно делает кайф.
А неуважение к себе видите как работает? Из объективно вкусной ухи делает липкую гадость.
Понимаете феномен субъективной значимости на этих примерах?
Есть свои примеры?
|
</> |