Забытый премьер
oadam — 13.10.2011Расследование показало, что железнодорожники грубо нарушили технику безопасности – они прицепили два мощных паровоза, заставив поезд, массой равный грузовому, идти на скорости экспресса (была еще версия теракта, но какая-то неубедительная). А незадолго до аварии император был свидетелем того, как возглавлявший Юго-Западную железную дорогу 39-летний Сергей Витте убеждал ответственных за формирование императорского поезда не делать этой глупости и отказаться либо от нескольких вагонов, либо от идеи использования двух паровозов. Этот момент хорошо запомнился императору и он приказал отыскать Витте и перевести в его в Петербург.
И 10 марта 1889 года Сергея Юльевич был назначен начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Император решил доплачивать Витте жалование из собственных средств – дабы мотивировать его переход из бизнеса на нижеоплачиваемую государеву службу. В феврале 1892-го Витте был назначен министром путей и сообщений, а в октябре 1892 года переведен на ключевую тогда в России должность министра финансов – на которой и проработал 11 лет.
Нет необходимости перечислять все его достижения на этом посту: строительство в рекордные сроки Транссибирской магистрали, введение винной монополии пополнившей казну, денежная реформа сделавшая золотым рубль, реформа налогообложения и т.д. Можно лишь отметить что это именно Витте первым выступил с идеей полного освобождения крестьян, остававшихся после 1861 года в общинной зависимости, которые по мнению Витте, должны получить паспорта, доступ к Земельному и Крестьянскому банкам, быть избавленными от телесных наказаний и получить возможность переселяться на свободные земли – в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток. Большинство этих идей позже «украл» (по выражению самого же Витте) и воплотил в жизнь Столыпин.
В России Витте не любил никто, ни «правые», ни «левые», ни царь, ни подчиненные: характер у него был прескверный. И в самом начале ХХ века против него зреет настоящий заговор, возглавляемый министром внутренних дел Плеве. Фактически Витте уходит в «почетную ссылку» – он возглавляет Кабинет министров после внезапно умершего Дурново. Роль премьер-министра в то время была в России более чем декоративной – он обладал несравненно меньшими полномочиями, чем министр финансов, но Витте безропотно переходит на новую должность.
В 1904 году начинается русско-японская война. Впоследствии Витте вспоминал: Николая ІІ толкали на захваты земель в Маньчжурии, уговаривали, что маленькая Япония никогда не осмелится напасть на Россию. Витте тогда объясняет императору опасность ситуации, Николай ІІ соглашается и предлагает ему составить проект урегулирования отношений с Японией. Витте составляет такой проект, который исчезает в недрах архива, а Россия вступает в эту позорную войну.
Летом 1905 года, когда ясно что война проиграна, а рост революции яростно усиливается, внешне цеплявшийся за «правых» царь делает неожиданный ход. В июне президент США Рузвельт предлагает свои услуги – помочь России и Японии прийти к миру и царь отправляет на переговоры в Америку либерала Витте. Сначала «правые» торжествуют – миссия Витте кажется безнадежной – слишком многого добились японцы и заключить мир на достойных условиях представляется немыслимым. Но Витте мир заключил, и на условиях, самых лучших в этих обстоятельствах. Витте триумфально возвращается в Россию, Николай ІІ награждает его титулом графа. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), Витте шутливо именуют «граф Полусахалинский».
В самом начале 1905 года – уже после событий Кровавого воскресенья и начала революции – Витте подает царю Николаю ІІ записку о необходимости социальных реформ и уступок. «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путем реформы, то путем революции…», – писал Витте, ставший к тому времени столпом либеральных взглядов и вызывавший критику как реакционеров, держащихся за трон, так и революционеров, действующих по принципу «чем хуже, тем лучше».
Когда же к октябрю 1905-го страну охватила Всероссийская забастовка, царь был вынужден пойти на предложенные уступки. Витте становится автором Манифеста 17 октября (конституции), который учреждал Думу (парламент), расширил полномочия Кабинета министров, ограничил монархию, ввел основные буржуазные права и свободы – свободу слова, свободу митингов, свободу печати. Это был звездный час либерала Витте, который ограниченный в своем самодержавии Николай ІІ никогда ему так и не простил…
Витте «убеждает» Николая подписать Манифест 17 октября
Карикатура 1905 года
Свой век экс-премьер доживал чуть ли не под домашним арестом – даже в отставке неуемный старик не мог успокоится и интриговал. Но перед смертью, сидя в своем кабинете и размышляя над событиями эпохи и политикой Николая II, он напишет пророческие и страшные слова: «Можно пролить много крови, но в этой крови можно и самому погибнуть… И погубить своего первородного, чистого младенца, сына наследника… Дай Бог, чтоб сие было не так. Во всяком случае, чтобы я не увидел подобных ужасов».
И Бог дал: Витте умер в начале 1915 года. Перед смертью старик написал письмо Николаю II и распорядился, чтобы оно было подано Государю после его, Витте, смерти. В письме бывший премьер просил царя передать его графский титул «любимейшему внуку своему Л.К.Нарышкину: пусть он именуется «Нарышкин, граф Витте». Но это был только повод – важнейшее шло после просьбы. Это был перечень величайших деяний Николая II, связанных с именем Витте и на первом месте была конституция: «Это ваша бессмертная заслуга перед народом и человечеством».
Своим напоминанием о конституции умирающий старик не собирался уязвить Николая II – он уже тогда, в 1915 году, почувствовал схожесть ситуации с тем, что было накануне 1905 года и решил напомнить о необходимости гражданских свобод.
Но Николай ІІ рассердился напоминанию о «прежнем грехе» (так он теперь называл конституцию), и не выполнил даже маленькую просьбу своего бывшего министра: Нарышкин так и не стал графом Витте. Император напишет о смерти ненавистного ему человека так: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Большой очаг интриг погас вместе с ним. Я увидел в этом Перст Божий». К сожалению, Перст Божий был перстом, появившимся во время пира Валтасара – Николаю оставалось царствовать всего два, а жить – три года…
Свой день рождения Путин решил отметить исполнением роли Столыпина и произнести его знаменитую фразу, немного ее переврав: «Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Конечно, Путин и не мог отметиться ролью другого великого премьера Российской империи и повторить фразу Витте: «Россией играют игрушкою, может быть недурные, но все же дети... такая уж психика – психика полной безответственности».
Ну кто же о себе такое скажет?
|
</> |