рейтинг блогов

"Забытые" броненосцы (ч.28)

топ 100 блогов sergiovillaggio10.05.2022 Вспомним, пожалуй, подзатерявшуюся из-за всей этой информационной шелухи тему "забытых" броненосцев. Правда, героев сегодняшнего рассказа нельзя назвать совсем уж забытыми - информация по ним проскакивает в разных местах регулярно, фотографий тоже немало гуляет по Сети. Однако не помню, упоминались ли они в "броненосно-линкорной" серии "Моделиста" начала 90-х.
В общем, встречайте греческие "недоромбы".
Напомню, что предыдущим греческим броненосцам были посвящены 12-я и 13-я части данной рубрики.

Забытые броненосцы (ч.28)
Канонерская лодка "Ахелоос" и броненосцы "Псара" и "Спеце" на рейде Корфу в 1902 году (архив Николаоса Маккаса)

К началу 1880-х годов греческий флот опустился до такого уровня, что почти перестал существовать. С началом десятилетия греки решили войти в число крупных морских держав и приняли большую кораблестроительную программу, а также пригласили французских офицеров во главе с адмиралом Леженом, чтобы реорганизовать структуру флота. Начало было положено в 1881 году закладкой небольших кораблей. Постепенно их размеры росли, и кульминацией стал заказ трех небольших броненосцев береговой обороны типа «Псара». Однако данная программа оказалась настолько опустошительной для бюджета, что в течение следующей четверти века Греция не могла позволить себе строительство боевых кораблей, за исключением совсем уж небольших единиц, и лишь принятая в 1911 году программа резкого усиления турецкого флота вызвала ответные меры.

Три броненосца береговой обороны строились во Франции по проекту инженера Дюпона.
«Идра» («Υδρα») заложен на верфи в Сен-Назере в 1887 г., спущен на воду 15 мая 1889 г., вошел в строй в 1891 г.
«Спеце» («Σπέτσαι») заложен на верфи в Гренвилле в 1887 г., спущен на воду 26 октября 1889 г., вошел в строй в 1891 г.
«Псара» («Ψαρά») заложен на верфи в Гренвилле в 1888 г., спущен на воду 20 февраля 1890 г., вошел в строй в 1892 г.

Проект считался весьма удачным и характеризовался наличием двойного дна и неплохим разделением на отсеки. Корабли имели стальные корпуса с таранным форштевнем и полубаком, переходящим в протяженную надстройку. Первоначально броненосцы несли по три высокие мачты, но парусного вооружения не предусматривалось.

Главный калибр состоял из трех 27-см казнозарядных орудий французской системы Канэ, располагавшихся «треугольником». Из них почти в любую точку горизонта могли стрелять два орудия. При этом в носовом редуте стояли два орудия образца 1884 г. с длиной ствола 34 калибра, а кормовое было образца 1881 г. с длиной ствола 28 калибров.

Броневая защита из «компаундной» брони и стали Крезо включала полный пояс по всей длине ватерлинии высотой 2,4 м, состоявший из двух частей равной высоты. Нижняя часть при проектной нагрузке возвышалась над водой всего на 78 мм и уходила под воду на 1122 мм. В средней части ее толщина составляла 300 мм, в оконечностях – 120 мм. Верхняя половина пояса имела толщину 75 мм по всей длине. На нижнюю часть пояса сверху опиралась плоская броневая палуба толщиной 60 мм (50 мм на «Идре»). При полной нагрузке наиболее толстая часть бронепояса уходила под воду.

Оригинальным элементом конструкции греческих броненосцев являлся массивный бронированный редут восьмигранной формы, располагавшийся примерно на трети длины, считая от носа, и защищавшийся 350-мм броней. На его нижнем уровне (на главной палубе) размещались четыре 150-мм орудия, а уровнем выше – два 274-мм орудия главного калибра (по бортам) и еще одно 150-мм орудие (в центре; причем на броненосце «Спеце» оно отсутствовало). Снизу к редуту подходила 150-мм подачная труба, а в кормовой части размещалась боевая рубка, прикрытая 300-мм броней.

Третье 274-мм орудие главного калибра располагалось в кормовой части в цилиндрическом барбете, имевшем толщину стенок 300 мм. Сверху его прикрывал броневой колпак толщиной 150 мм, а снизу к барбету шла подачная труба такой же толщины.

Броненосцы получили многочисленную противоминную артиллерию системы Гочкиса. Одна 57-мм пушка располагалась в носу под полубаком, остальные – в средней надстройке; скорострельные 37-мм пушки – на надстройке и марсах. Кроме того, на борту имелось четыре 90-мм/22 пушки Канэ. Дополняли вооружение три 350-мм надводных торпедных аппарата: один в форштевне и два бортовых.

Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения, пар для которых вырабатывали цилиндрические котлы. При этом котельные отделения располагались в нос и в корму от машинных. Проектная мощность 7000 л.с. должна была обеспечить броненосцам 17-узловую скорость полного хода. На испытаниях в 1891 году ни один из кораблей не развил проектной мощности, однако контрактная скорость была превышена всеми, без исключения:
«Идра» развил 17,4 уз при мощности 6912 инд. л.с.;
«Спеце» – 17,5 уз при мощности 6930 инд. л.с.;
«Псара» – 17,6 уз при мощности 6899 инд. л.с.

Забытые броненосцы (ч.28)

Когда в середине 1890-х годов отношения между Грецией и Турцией в очередной раз обострились, и дело шло к войне, греческое правительство решило капитально отремонтировать и перестроить три своих самых мощных корабля. Контракт на проведение работ был заключен с французской верфью «Форж э Шантье де ла Медитерране». Модернизация «Псары» была произведена в Ла-Сене в 1897-1898 гг., из-за чего броненосец не смог принять участие в греко-турецкой войне. Она же задержала модернизацию двух других кораблей, но в итоге работы на «Спеце» и «Идра» были произведены там же в 1899-1900 гг.

В ходе модернизации корпуса и бронирование кораблей оставались практически без изменений. Была произведена замена котлов и ремонт силовой установки, после чего она развивала мощность 6700 инд. л.с., по-прежнему обеспечивая броненосцам 17-узловую скорость. Запас угля увеличился до 500/690 тонн. Экипаж вырос до 440 человек.

Артиллерия главного и среднего калибра также не менялась, только «Спеце» получил ранее отсутствовавшее 150-мм орудие. Полностью заменена противоминная артиллерия: на носу установлено 100-мм/48 орудие Канэ, под полубаком и в надстройке размещено восемь 65-мм/50 пушек Канэ, на палубе полубака – четыре 47-мм/40 пушки Гочкиса, на надстройке и марсах – четыре 37-мм/20 пушек и шесть 37-мм/17 револьверных пушек Гочкиса. Носовой 350-мм торпедный аппарат заменен на 380-мм.

После модернизации внешний вид всех кораблей получил те или иные характерные отличия. Так, «Псара» единственный сохранил трехмачтовый силуэт, причем высота фок- и бизань-мачт была сильно уменьшена, на фок-мачте смонтировали просторный боевой марс, грот-мачта сохранилась практически в неизменном виде. На «Спеце» и «Идре» осталось только две невысокие мачты, причем у «Идры» на фок-мачте также имелся просторный боевой марс, тогда как у «Спеце» его размер был существенно меньше. На «Идре» не имелось тонкой «вспомогательной трубы», которая у двух других броненосцев располагалась на передней стороне первой дымовой трубы (по некоторым сведениям, на «Спеце» она также была демонтирована к 1919 году).
Забытые броненосцы (ч.28)

В 1908-1910 гг. все 150-мм орудия были заменены более современными 150-мм/45 орудиями системы Шнейдера. Во время Первой мировой войны с броненосцев сняли по два 150-мм орудия, добавив еще по шесть 37-мм револьверных пушек.

Все три броненосца приняли участие в Первой Балканской войне, в частности, в бою у мыса Хеллес 3 декабря 1912 г. и бою у острова Лемнос 5 января 1913 г., причем в последнем «Спеце» получил три попадания и вышел из линии баталии. Ответным огнем греки нанесли тяжелые повреждения турецким броненосцам «Хайреддин Барбаросса», «Торгут Рейс» и «Мессудие».

После войны «Псара» использовался в качестве учебного корабля кочегаров, а после 1920 года – как учебно-артиллерийский корабль в Поросе. Исключен из списков в 1928 году и сдан на слом.

«Спеце» в 1919 г. прошел ремонт и в течение следующего десятилетия использовался как учебный корабль для сигнальщиков и Поросе. Исключен в 1929 году и сдан на слом.

«Идра» с 1920 года использовался как учебный корабль в Поросе. Исключен в 1929 году и сдан на слом в 1932 году.

Забытые броненосцы (ч.28)

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 4885 т;
длина между перпендикулярами 97,5 м, наибольшая 102,0 м, ширина 15,8 м, осадка 5,5 м (в полном грузу 7,3 м);
2 паровых машины тройного расширения, 4 цилиндрических котла;
мощность 7000 инд. л.с.;
скорость 17 уз;
запас угля: нормальный 400 т, полный 600 т;
бронирование: пояс 300-120 мм, верхний пояс 75 мм, редут 350-300 мм, кормовой барбет 300 мм, колпак 150 мм, подачные трубы 150 мм, палуба 60 мм (на «Идра» 50 мм), боевая рубка 300 мм;
вооружение: два 274-мм/34 орудия М1884 и одно 274-мм/28 орудие М1881, пять (четыре на «Спеце») 150-мм/34 орудий М1887, четыре 90-мм/22 пушки М1881 семь 57-мм пушек, шестнадцать 37-мм пушек, три 350-мм торпедных аппарата;
экипаж 400 чел.

Забытые броненосцы (ч.28)
Броненосец "Спеце" вскоре после окончания постройки (Archives departementales du Var)

Забытые броненосцы (ч.28)
Броненосец "Спеце" после модернизации в 1899 г. ("Warship International")

Забытые броненосцы (ч.28)
Броненосец "Спеце" (рисунок Панагиотиса Мастрантониса)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В сказке ИКС не имел к этим животным никакого отношения, но чтобы наказать спесивую особу, представился тем, кто имеет, и самое непосредственное. ИГРЕК из музыкального произведения заявляет о том, что в своём городе он владыка этих животных. Что это за животное? ОТВЕТИЛИ: ...
Лавров предрек крах западной модели развития Западная либеральная модель развития находится в кризисе и теряет привлекательность, а США и союзники из-за финансовых проблем уже не могут сохранять доминирующее положение в мировой экономике. Об этом в пятницу на ежегодной встрече ...
Засев за огромные камни, хоронясь за деревья, они метко отстреливаются, сшибая наступающего врага. Видела, как у нее глаза горят, словно миллионера сняла? Белкина хоть и знала, что ей сейчас в редакции перемывают косточки, но чувствовала себя выше ...
Вот приходит лето, и каждый раз ужасно хочется сделать татуировку. Прошлым летом я так прониклась тремя крестами на амстердамском гербе, что чуть не сделала там же, только верные мои спутники меня отговорили, мол, Ань...мы в Амстердаме, и тут ...
Дорогой дневник. Скажу я вам, как настоящий двурукий эксперт, что с головой у меня прям беда))) Во-первых, я повторила свой подвиг с трусами наизнанку, это уже днище какое-то, прям новый условный рефлекс вырабатывается - по четвергам и понедельникам обычно я надеваю трусы наизнанку ...