"Забытые" броненосцы (ч.28)
sergiovillaggio — 10.05.2022 Вспомним, пожалуй, подзатерявшуюся из-за всей этой информационной шелухи тему "забытых" броненосцев. Правда, героев сегодняшнего рассказа нельзя назвать совсем уж забытыми - информация по ним проскакивает в разных местах регулярно, фотографий тоже немало гуляет по Сети. Однако не помню, упоминались ли они в "броненосно-линкорной" серии "Моделиста" начала 90-х.В общем, встречайте греческие "недоромбы".
Напомню, что предыдущим греческим броненосцам были посвящены 12-я и 13-я части данной рубрики.
Канонерская лодка "Ахелоос" и броненосцы "Псара" и "Спеце" на рейде Корфу в 1902 году (архив Николаоса Маккаса)
Три броненосца береговой обороны строились во Франции по проекту инженера Дюпона.
Проект считался весьма удачным и характеризовался наличием двойного дна и неплохим разделением на отсеки. Корабли имели стальные корпуса с таранным форштевнем и полубаком, переходящим в протяженную надстройку. Первоначально броненосцы несли по три высокие мачты, но парусного вооружения не предусматривалось.
Главный калибр состоял из трех 27-см казнозарядных орудий французской системы Канэ, располагавшихся «треугольником». Из них почти в любую точку горизонта могли стрелять два орудия. При этом в носовом редуте стояли два орудия образца 1884 г. с длиной ствола 34 калибра, а кормовое было образца 1881 г. с длиной ствола 28 калибров.
Броневая защита из «компаундной» брони и стали Крезо включала полный пояс по всей длине ватерлинии высотой 2,4 м, состоявший из двух частей равной высоты. Нижняя часть при проектной нагрузке возвышалась над водой всего на 78 мм и уходила под воду на 1122 мм. В средней части ее толщина составляла 300 мм, в оконечностях – 120 мм. Верхняя половина пояса имела толщину 75 мм по всей длине. На нижнюю часть пояса сверху опиралась плоская броневая палуба толщиной 60 мм (50 мм на «Идре»). При полной нагрузке наиболее толстая часть бронепояса уходила под воду.
Оригинальным элементом конструкции греческих броненосцев являлся массивный бронированный редут восьмигранной формы, располагавшийся примерно на трети длины, считая от носа, и защищавшийся 350-мм броней. На его нижнем уровне (на главной палубе) размещались четыре 150-мм орудия, а уровнем выше – два 274-мм орудия главного калибра (по бортам) и еще одно 150-мм орудие (в центре; причем на броненосце «Спеце» оно отсутствовало). Снизу к редуту подходила 150-мм подачная труба, а в кормовой части размещалась боевая рубка, прикрытая 300-мм броней.
Третье 274-мм орудие главного калибра располагалось в кормовой части в цилиндрическом барбете, имевшем толщину стенок 300 мм. Сверху его прикрывал броневой колпак толщиной 150 мм, а снизу к барбету шла подачная труба такой же толщины.
Броненосцы получили многочисленную противоминную артиллерию системы Гочкиса. Одна 57-мм пушка располагалась в носу под полубаком, остальные – в средней надстройке; скорострельные 37-мм пушки – на надстройке и марсах. Кроме того, на борту имелось четыре 90-мм/22 пушки Канэ. Дополняли вооружение три 350-мм надводных торпедных аппарата: один в форштевне и два бортовых.
Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения, пар для которых вырабатывали цилиндрические котлы. При этом котельные отделения располагались в нос и в корму от машинных. Проектная мощность 7000 л.с. должна была обеспечить броненосцам 17-узловую скорость полного хода. На испытаниях в 1891 году ни один из кораблей не развил проектной мощности, однако контрактная скорость была превышена всеми, без исключения:
Когда в середине 1890-х годов отношения между Грецией и Турцией в очередной раз обострились, и дело шло к войне, греческое правительство решило капитально отремонтировать и перестроить три своих самых мощных корабля. Контракт на проведение работ был заключен с французской верфью «Форж э Шантье де ла Медитерране». Модернизация «Псары» была произведена в Ла-Сене в 1897-1898 гг., из-за чего броненосец не смог принять участие в греко-турецкой войне. Она же задержала модернизацию двух других кораблей, но в итоге работы на «Спеце» и «Идра» были произведены там же в 1899-1900 гг.
В ходе модернизации корпуса и бронирование кораблей оставались практически без изменений. Была произведена замена котлов и ремонт силовой установки, после чего она развивала мощность 6700 инд. л.с., по-прежнему обеспечивая броненосцам 17-узловую скорость. Запас угля увеличился до 500/690 тонн. Экипаж вырос до 440 человек.
Артиллерия главного и среднего калибра также не менялась, только «Спеце» получил ранее отсутствовавшее 150-мм орудие. Полностью заменена противоминная артиллерия: на носу установлено 100-мм/48 орудие Канэ, под полубаком и в надстройке размещено восемь 65-мм/50 пушек Канэ, на палубе полубака – четыре 47-мм/40 пушки Гочкиса, на надстройке и марсах – четыре 37-мм/20 пушек и шесть 37-мм/17 револьверных пушек Гочкиса. Носовой 350-мм торпедный аппарат заменен на 380-мм.
После модернизации внешний вид всех кораблей получил те или иные характерные отличия. Так, «Псара» единственный сохранил трехмачтовый силуэт, причем высота фок- и бизань-мачт была сильно уменьшена, на фок-мачте смонтировали просторный боевой марс, грот-мачта сохранилась практически в неизменном виде. На «Спеце» и «Идре» осталось только две невысокие мачты, причем у «Идры» на фок-мачте также имелся просторный боевой марс, тогда как у «Спеце» его размер был существенно меньше. На «Идре» не имелось тонкой «вспомогательной трубы», которая у двух других броненосцев располагалась на передней стороне первой дымовой трубы (по некоторым сведениям, на «Спеце» она также была демонтирована к 1919 году).
В 1908-1910 гг. все 150-мм орудия были заменены более современными 150-мм/45 орудиями системы Шнейдера. Во время Первой мировой войны с броненосцев сняли по два 150-мм орудия, добавив еще по шесть 37-мм револьверных пушек.
Все три броненосца приняли участие в Первой Балканской войне, в частности, в бою у мыса Хеллес 3 декабря 1912 г. и бою у острова Лемнос 5 января 1913 г., причем в последнем «Спеце» получил три попадания и вышел из линии баталии. Ответным огнем греки нанесли тяжелые повреждения турецким броненосцам «Хайреддин Барбаросса», «Торгут Рейс» и «Мессудие».
После войны «Псара» использовался в качестве учебного корабля кочегаров, а после 1920 года – как учебно-артиллерийский корабль в Поросе. Исключен из списков в 1928 году и сдан на слом.
«Спеце» в 1919 г. прошел ремонт и в течение следующего десятилетия использовался как учебный корабль для сигнальщиков и Поросе. Исключен в 1929 году и сдан на слом.
«Идра» с 1920 года использовался как учебный корабль в Поросе. Исключен в 1929 году и сдан на слом в 1932 году.
Броненосец "Спеце" вскоре после окончания постройки (Archives departementales du Var)
Броненосец "Спеце" после модернизации в 1899 г. ("Warship International")
|
</> |