
"Забытые" броненосцы (ч.27)


«Руперт» («Rupert») был заложен на казенной верфи в Чатэме 6 июня 1870 г., спущен на воду 12 марта 1872 г. и вошел в строй 1 апреля 1874 г. Стоимость постройки составила 239 197 ф.ст.
Его силовая установка, изготовленная фирмой «Нэпир», оказалась неудачной. Хотя на испытаниях проектная мощность в 4200 инд. л.с. была превышена, «Руперт» не смог достичь проектной 14-узловой скорости, а после десяти лет службы мог развивать не более 10 узлов. Один из адмиралов, державших на нем свой флаг, сказал, что броненосный таран «хорош в теории, но практически не способен противостоять врагу, развивающему 14-15 узлов, тогда как «Руперт» – всего 11-12».
Башня «Руперта», в которой размещались два 10-дюймовых 25-тонных нарезных дульнозарядных орудия, была на 2 фута больше в диаметре и, соответственно, тяжелее, чем башня «Глэттона». Она прикрывалась 12-дюймовой броней, а в лобовой части – 14-дюймовой. В кормовой части бруствера, позади дымовой трубы, побортно располагались две небольших штурманских рубки, прикрытых 12-дюймовой броней, – уникальные сооружения, не повторявшиеся более ни на одно корабле, будь то британском или иностранном.
«Руперт» стал последним британским броненосным кораблем, получившим на вооружение устаревшие 64-фнт нарезные дульнозарядные пушки. В 1887 году вместо них были установлены два 6-дюймовых казнозарядных орудия, кроме того, вооружение усилили четырьмя (Паркс указывает, что двенадцатью!) скорострельными пушками и четырьмя торпедными аппаратами.

В 1891-1893 гг. корабль был перестроен, получив новые котлы и новые паровые машины тройного расширения мощностью 6000 инд. л.с., которые, наконец, позволили ему развить проектную скорость в 14 узлов. В дополнение к этому, башенные орудия заменили на 9,2-дюймовые (234-мм) 18-тонные казнозарядные, а на надстройке установили четыре 6-фнт (57-мм) и шесть 3-фнт (47-мм) скорострельных противоминных пушек. Фок-мачта была демонтирована, на грот-мачте установлен боевой марс. Перестройка привела к заметному увеличению нагрузки, вызвавшей увеличение осадки на 2,5 фута (0,76 м), и для компенсации запас угля пришлось уменьшить с 550 тонн до 390. Высота надводного борта при этом уменьшилась до 6 футов (1,8 м).
В течение десяти лет (с 1876 по 1886 г.) «Руперт» служил в составе Средиземноморского флота, после перестройки поначалу оставался в водах метрополии, а с декабря 1895 по май 1902 г. был приписан в качестве брандвахты к базе в Гибралтаре, но почти половину этого времени провел в Египте. В 1904-1907 гг. использовался в той же роли на Бермудах. В июле 1907 г. продан ан слом за 11 355 ф.ст.
Тактико-технические характеристики:

"Руперт" по состоянию на 1874 г.

"Руперт" по состоянию на 1893 г.

Модель броненосного тарана "Руперт" из Национального морского музея в Гринвиче
|
</> |
