рейтинг блогов

Броненосцы типа «Динъюань»

топ 100 блогов sergiovillaggio22.03.2022
Китайский вторник, камрады!
Сегодня у нас на очереди - броненосцы типа «Динъюань». О том, насколько серьезными и этапными кораблями они были, можно судить по двум фактам. Во-первых, в течение  почти целого десятилетия они являлись самыми крупными и мощно вооруженными боевыми кораблями на Дальнем Востоке. Ни русский, ни японский флоты не имели ничего подобного. Во-вторых, они оставались самыми крупными кораблями китайского флота в течение всего следующего столетия – вплоть до вступления в состав ВМС НОАК ракетных эсминцев пр.956.

Подробнее об этих кораблях можно почитать в статье Алексея Пастухова, выходившей двумя частями в "Арсенал-коллекции", а также в их с Дмитрием Киселёвым книге о японо-китайской войне. У меня, как водится, лишь краткая справочная информация с минимумом картинок.

Броненосцы типа «Динъюань»

Броненосцы строились на верфи «Vulcan» в Штеттине. Головной «Динъюань» (Простирающий стабильность) заказан 2 декабря 1880 г., «Чжэньюань» (Простирающий защиту) – 23 мая 1881 г. Контрактная стоимость каждого составила 1 млн. лян или 6,2 млн. немецких марок.

«Динъюань» (定远) заложен 31 марта 1881 г. (заводской номер 100), спущен на воду 28 декабря 1881 г.
«Чжэньюань» (镇远) заложен в марте 1882 г. (заводской номер 112), спущен на воду 28 ноября 1882 г.

Оригинальный проект разработан главным конструктором фирмы «Vulcan» Рудольфом Хааком на основе германских броненосцев типа «Sachsen» и британских типа «Inflexible». От последнего, в частности, заимствована схема бронирования и расположения артиллерии, в то время как силовая установка и характерная форма таранного форштевня повторяли немецкий прототип.

Корпус набирался по бракетной схеме. Почти по всей его длине, за исключением коротких участков в оконечностях, проходило второе дно. Внутри он делился на 23 главных водонепроницаемых отсека, а всего в корпусе имелось более двухсот водонепроницаемых отсеков и отделений. Бортовые коффердамы (по двенадцать с каждого борта) заполнялись пробкой. Высота борта от киля до верхней палубы – 7,4 м. Корабли имели две сплошные палубы. По верхней палубе вдоль всего корпуса простиралась узкая надстройка.

Защита выполнялась из стале-железной брони («компаунд») по цитадельной схеме. Центральная цитадель длиной 43,5 м прикрывала самые большие отсеки корабля: погреба главного калибра, котельные и машинное отделения. По высоте она включала три броневых пояса. Нижний, подводный, шириной 1,5 м, имел толщину 203 мм. Выше, по ватерлинии, располагался ряд наиболее толстых 356-мм плит, а над ними – верхний 254-мм пояс. Над цитаделью размещался 305-мм барбет башен главного калибра гантелеобразной формы. Броневая палуба толщиной 76 мм простиралась на всю длину корпуса. В центральной части и в корме она была плоской, а в носу плавно понижалась и крепилась к таранному форштевню, находящемуся в 3,35 м ниже ватерлинии и выступавшему на 3 м вперед от носового перпендикуляра. Башни главного калибра цилиндрической формы имели стенки толщиной 152 мм (в лобовой части, у амбразур – 305 мм) и 76-мм крышу. Между ними располагалась овальная в плане боевая рубка, защищенная 203-мм броней. Башни среднего калибра имели 51-мм бронирование. Общий вес брони составлял 1451 т (20 % водоизмещения).

Основой вооружения броненосцев являлись четыре 305-мм 37-тонных казнозарядных орудия Круппа С/80. Башенные установки главного калибра размещались по диагонали – как на британском прототипе. Вращение башен обеспечивалось гидравлическим приводом.

Средняя артиллерия состояла из двух 150-мм 4,7-тонных казнозарядных орудий Крупа С/80. Их размещение оказалось беспрецедентным – в одноорудийных башенных установках, разнесенных к самым оконечностям.

Противоминная артиллерия первоначально включала шесть 37-мм револьверных пушек Гочкиса, впоследствии их число увеличено до восьми, добавлено две 57-мм пушки. Уже после вступления кораблей в строй на них установили по две 75-мм/29 десантных пушки Круппа. Впоследствии число скорострельных пушек неоднократно менялось, и точно воспроизвести эти изменения не представляется возможным. Так, по состоянию на 17 февраля 1895 г. на «Чжэньюань» имелось две 57﷓мм пушки Норденфельда, четыре 57-мм Гочкиса, пять 47-мм и четыре 37-мм револьверных пушек Гочкиса и две 37-мм Гочкиса.

Торпедное вооружение – три 350-мм надводных минных аппарата системы Шварцкопфа. Два из них стояли по бортам за пределами броневого бруствера, третий – в корме. Кроме того, «Динъюань» и «Чжэньюань» несли на борту по два паровых минных катера («Динъи» и «Динъэр» на первом, «Чжэньи» и «Чжэньэр» на втором). Они располагались на специальных рострах на надстройке в районе машинного отделения. Для их спуска и подъема служили грузовые стрелы, крепившиеся к  грот-мачте.

Силовая установка состояла из двух трехцилиндровых горизонтальных паровых машин системы «компаунд» и восьми цилиндрических котлов. Котлы стояли в двух котельных отделениях, а машины – в общем машинном отделении. Проектная мощность 6200 л.с. должна была обеспечить кораблям 14,5-узловую скорость полного хода. На мерной миле 5 июня 1883 г. «Динъюань» показал 15,384 уз при мощности 7200 и.л.с. «Чжэньюань» развил на испытаниях 15,4 уз при 7400 и.л.с.

Уголь хранился в шестнадцати бортовых и одной поперечной угольных ямах. Его запас был рассчитан на 10 дней хода. Вспомогательное оборудование включало паровую динамо-машину мощностью 70 л.с., гидравлическую рулевую машину, два паровых шпиля и лебедку для подъема паровых катеров. Были установлены два прожектора (мощностью 8 и 2 кВт).

В 1883 г. «Динъюань» и в 1884 г. «Чжэньюань» успешно прошли испытания, но из-за начавшейся франко-китайской войны их передача заказчику задержалась до апреля 1885 г., а в Китай броненосцы прибыли только в октябре. «Чжэньюань» зачислен в состав Бэйянского флота 28 октября 1885 г., «Динъюань» – днем позже, сразу став его флагманом. Перед началом японо-китайской войны намечалась замена 150-мм орудий на скорострельные того же калибра, но осуществить ее не удалось.

Оба броненосца принимали участие в бою у устья Ялу 17 сентября 1894 г., в ходе которого «Динъюань» получил 158 попаданий (17 убитых, 38 раненых), в «Чжэньюань» – 220 попаданий (13 убитых, 28 раненых), однако оба корабля сохранили боеспособность.

«Динъюань» в ночь на 4 февраля 1895 г. торпедирован японским миноносцем №9 в гавани Вэйхайвэя и посажен экипажем на мель. 9 февраля серьезно поврежден японской береговой артиллерией; на следующий день взорвался и затонул (около 40 погибших).

«Чжэньюань» 14 ноября 1894 г. при входе в гавань Вэйхайвэя задел днищем скалу и получил пробоину – вследствие отсутствия у китайцев необходимых ремонтных мощностей после падения базы в Люйшунькоу не отремонтирован до конца войны. 17 февраля 1895 г. передан японцам в Вэйхайвэе в соответствии с условиями капитуляции; впоследствии отремонтирован, перевооружен и введен в состав японского флота под названием «Тинъен» (японское чтение китайских иероглифов; фактически, все захваченные у китайцев корабли сохранили свои прежние имена в японской огласовке). Исключен из состава флота в 1911 г., сдан на слом в 1914 г.

Броненосцы типа «Динъюань»

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное 7220 т, полное 7670 т;
длина между перпендикулярами 91 м, наибольшая 93,88 м, ширина 18,3 м, осадка 6,1 м;
2 горизонтальные паровые машины системы «компаунд», 8 цилиндрических котлов;
мощность 6300 инд. л.с.;
скорость 14,5 уз;
запас угля: нормальный 700 т, полный 1000 т;
дальность плавания: 4500 (10) миль
бронирование: пояс и траверсы 250-350-203 мм, барбеты 305 мм, башни ГК 305-25 мм, башни СК 50-10 мм, палуба 76 мм, боевая рубка 200 мм;
вооружение: четыре 305-мм/25 (2×2), два 150-мм/35 орудия, две 75-мм/29 десантных пушки, две 57-мм/40 пушки, восемь 37-мм револьверных пушек, три 350-мм торпедных аппарата, два минных катера;
экипаж 350-362 (14) чел.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Главу фонда по борьбе с наркотиками хотят посадить на 12 лет Экс-глава фонда "Город без наркотиков" из Нижнего Тагила обвиняется в истязании и побоях наркоманов. По его словам, это спланированная акция по прекращению деятельности ...
15 января в Москве была внедрена уникальная "инновация": начало вещание телевидение, которое не предназначено для того, чтобы его смотрели. Вещание началось исключительно ради обхода закона, запрещающего платным каналам размещать рекламу. Недавно я писал об отключении вещания первого муль ...
Поднимался по ступенькам и заметил вот такое чудо. Это просто праздник какой–то. И, конечно же, замечательный текст. (с) CFF ...
Не мое, новое обозначение увидел на Отваге2004 ...
http://lex-kravetski.livejournal.com/529946.html?thread=69752346#t69752346 Юлин: - чувства верующих религиозных ни чем не отличаются от чувств верующих во что-то другое или вообще не верующих. И потому любые привилегии для них а так же защита этих привилегий - суть есть блядство, двул ...