"Забытые" броненосцы (ч.26)

топ 100 блогов sergiovillaggio25.03.2022 Эта тема началась в Москве, в Москву и вернулась...
Очередной "забытый" броненосец. Правда, в той самой серии он все же упоминался, но а) не прерывать же из-за этого цельную серию, б) тут будет немного подробнее.

Забытые броненосцы (ч.26)
Броненосный таран, построенный для противодействия аналогичным французским кораблям.

«Хотспер» («Hotspur») был заложен на верфи «Непир» в Говэне 2 октября 1868 г., спущен на воду 19 марта 1870 г. и вошел в строй 17 ноября 1871 г. Стоимость постройки составила 175 995 ф.ст.

Конструктивно корабль сильно напоминал монитор «Глэттон», от которого отличался увеличенной высотой надводного борта, поднятого до уровня бруствера за счет дополнительного небронированного уровня, располагавшегося над верхней кромкой пояса. Вместо привычной башни «Хотспер» нес закрытый бронированный каземат с четырьмя орудийными амбразурами – так называемую «неподвижную башню». При этом орудие могло как перемещаться между амбразурами на поворотной платформе, так и поворачиваться по рельсовым направляющим в горизонтальной плоскости при стрельбе через каждую из них. Тем самым обеспечивалась возможность стрельбы в достаточно широком секторе. Столь необычное размещение артиллерии было вызвано опасением, что при ударе тараном по вражескому кораблю башня может быть заклинена, оставив броненосец без главной артиллерии. В «неподвижной башне» устанавливалась единственная 12-дюймовая 25﷓тонная нарезная дульнозарядная пушка Армстронга на станке системы Скотта. Ее дополняли две 64-фнт нарезных дульнозарядных пушки на деревянных станках, которые располагались за фальшбортом в кормовой части и не имели броневой защиты. Общий вес бортового залпа составлял 305 кг. Главным же оружием броненосца считался 3-метровый таран, подкрепленный мощной броней.

Корабль защищался с бортов броневым поясом, имевшим толщину 11 дюймов в средней части и 8 дюймов  в оконечностях. На его верхнюю кромку опиралась плоская броневая палуба толщиной от 2,75 дюйма в носовой части до 2 дюймов в корме. В средней части имелся броневой бруствер толщиной 8 дюймов с 1,5-дюймовой бронепалубой сверху. Он не доходил по ширине до внешнего борта. Орудийный каземат спереди и с боков защищался 10-дюймовыми стенками, тыльная стенка была тоньше – 8,5 дюймов. В его задней части располагалась боевая рубка. Общий вес брони равнялся 1260 т, или 31,4 % от нормального водоизмещения.

Создававшийся для службы «в первой линии» «Хотспер» считался хорошей орудийной платформой, отличаясь хорошей остойчивостью и маневренностью, однако при движении против волны сильно заливался. Он оказался практически бесполезным в той роли, для которой предназначался, поскольку малая скорость и плохая мореходность сильно затрудняли нанесение таранного удара, а слабость артиллерии не давала возможности предварительно ослабить огонь противника. В итоге броненосный таран очень быстро был низведен до уровня корабля береговой обороны.

Забытые броненосцы (ч.26)
В 1881-1883 гг. «Хотспер» прошел ремонт и модернизацию на верфи «Лэрдз» в Биркенхэде стоимостью 116 тыс. ф.ст. При этом каземат был заменен более привычной башней, прикрытой броней системы «компаунд» (слой стали толщиной 70 мм поверх 145-мм слоя железа), в которой размещались два 12-дюймовых нарезных дульнозарядных орудия. Прежние 64-фнт орудия заменены на два 6-дюймовых нарезных казнозарядных, кроме того установлено восемь 3-дюймовых пушек и восемь картечниц. Суммарный вес бортового залпа возрос до 619 кг.

Броневой бруствер был полностью демонтирован. На его месте установлена броневая цитадель прямоугольной формы, простиравшаяся от борта до борта и защищенная 8-дюймовой броней со всех сторон. Были переделаны надстройки, заменены котлы, установлена паровая рулевая машина, а также решетки для запуска торпед и оборудование для приема на борт минных катеров.

В мае 1893 г. «Хотспер» был выведен в резерв в Чатэме; в 1897 г. переведен на Бермуды в качестве брандвахты, в 1903 г. исключен из состава флота и в августе 1904 г. продан на слом за 4328 ф.ст.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 4010 т;
длина между перпендикулярами 71,63 м, ширина 15,24 м, осадка 6,05 м;
2 двухцилиндровых паровых машины системы «компаунд»;
мощность 3500 инд. л.с.;
скорость 12,65 уз;
бронирование: пояс 279-203 мм, бруствер 203 мм, каземат 254-216 мм, палуба 70-25 мм, боевая рубка 254-152 мм;
вооружение: одно 12-дм нарезное дульнозарядное орудие Mk.I, две 64-фнт нарезных дульнозарядных пушки;
экипаж 209 чел.
Забытые броненосцы (ч.26)
Броненосный таран "Хотспер" в первоначальном виде

Забытые броненосцы (ч.26)
"Неподвижная башня" броненосного тарана "Хотспер"

Забытые броненосцы (ч.26)
"Хотспер" после модернизации

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой друг, товарисч и брат разродился постом на высокоинтеллектуальную тему под ...
Есть картины и рисунки, созданные как бы с опозданием (фильмы и книги - тоже). Смотришь на это всё и - настроение более-раньшего-времени . Вот это по ощущениям год этак 1963-1968, а писано - 1980-й. А вообще, картина многозначная, ефремовская и отчасти ...библейская. Трактовать можно ...
После вскрытия гробницы, проведенного в 1963 году, было установлено, что Царь Иоанн IV был рыжим богатырем ростом 190 см. Иван IV Грозный отличался работоспособностью и целеустремлённостью. Он создал Россию как сверхдержаву и основал как минимум четверть ныне существующих городов. ...
(статья была написана для одного пси-портала, но друзья говорят о большой практической пользе материала и просят делиться, в том числе и здесь) У всех народов Свадьба – это особое и очень значительное событие. Чуть ли не самое значительное в ...
Мне прислали карту бонусов и привилегий, а вот зачем она мне нужна и нужна ли она вообще будем разбираться. Вот сама карта: Помните, я летал в Турцию и сделал даже обзор про турецкий бизнес-класс . Так вот именно после этого полёта мне и ...