Забытая цивилизация Тиуанако.

И это я сейчас как бы не про себя написала, хотя мне тоже есть что сказать на эту тему.
Данный пассаж был посвящён несправедливо забытой в историческом плане цивилизации Тиуанако.
Ну-ка, кто из вас без этих модных тындекса и гуглокса сможет сказать, что это за цивилизация такая неведомая?
Я честно признаюсь. До того как первый раз собралась в Боливию ничего ни о каких тиуанако не слышала.
А теперь скажите, кто хоть раз слышал про древних инков?
Да кто же не слышал. Были такие в Южной Америке - очень древние инки (там ещё где-то майя были, про майя тоже все слышали). Потом пришли испанцы и захватили империю инков.
Но если покопаться во всяких энциклопедиях, то можно узнать, что на территории той же Боливии империя инков существовала менее ста лет.
И все достижения инков - лишь продолжение или заимствование знаний и достижений предыдущих цивилизаций, которые существовали столетиями. Накапливали знания. Строили города. Куда-то бесследно исчезли.
И на их место пришли инки.
1.

На самом деле, история, конечно, тёмная и мутная. Куда могла деться цивилизация, существовавшая 2700 лет? Где-то с XV век до нашей эры по XII век эры нашей.
Почему они покинули город, население которого на тот момент составляло, по оценкам историков, 20 000 человек?
Впрочем, сложно давать оценки (даже самым опытным историкам) для цивилизации, у которой не было письменности.
Поэтому, кто знает. Было ли их 20 000 - по тем временам гигантская цифра - или гораздо меньше?
Отчего они ушли с этих земель и главное - куда?
Пришедшие спустя несколько веков в эти края инки уже никого не застали. И дали название городу - Тиуанако. Что означает - Мёртвый город.
Действительно, кроме мёртвых камней там ничего нет. Но эти камни впечатляют.
2.

Древний город Тиуанако находится всего в 80 километрах от Ла Паса. Так что если вдруг окажетесь в Боливии, потратьте день на эти руины.
Ещё совсем недавно здесь кипела жизнь.
Нет, я не имею в виду те стародавние времена. Я про новейшую историю.
Десятки туристических автобусов приезжали сюда ежедневно. Сотни школьников, туристов со всего мира - не протолкнуться.
Сейчас же - тишина и покой. И местные жители скучающие в ожидании редких туристов.
3.

В музее можно посмотреть карту древнего города. Сам же музей нынче закрыт по той же причине, по которой и туристов нет.
4.

Возраст основных сооружений датируется 600-1000 годами нашей эры - временем, на которое пришёлся расцвет Тиуанако.
Одно из главных сооружений города - пирамида Акапана.
5.

С неё и начинается осмотр.
Вернее, начинается он с дороги. По бокам дороги установлены камни с дырками - акустическая система, которая использовалась в строениях Тиуанако. Скажешь что-нибудь шёпотом в дырку, а тебя за несколько метров слышно.
6.

Пирамида была центром города. Здесь проводили обряды жертвоприношений. На вершине пирамиды был бассейн, а внутри она вся пронизана каменными каналами, предназначение которых не известно.
7.

К нашему времени пирамида была практически полностью разрушена. Столь ценные в хозяйстве камни, которых в здешних местах совсем нет, местные жители веками растаскивали для своих построек. Так что многие дома в посёлке Тиуанаку сложены из древних камней.
А древняя пирамида восстановлена современными материалами.
8.

9.

Кое-что конечно удалось собрать по окрестностям.
10.

11.

Постепенно эти камни возвращают на свои места.
Но из-за недостроенности, недосказанности и нехватки информации посещение Тиуанаку даёт большой простор для собственной фантазии.
Вот что это такое?
Говорят, что границы строений, где останавливались паломники, приходившие в город.
12.

Но даже просто камни подкидывают сюрпризы.
Среди здешних экскурсоводов очень популярен фокус с компасом. Если поднести его к аутентичному камню, оставшемуся от древних построек, то стрелка компаса начинает вращаться, как ей вздумается.
13.

Ещё несколько храмов представляют из себя отдельно разбросанные камни. При этом обработка отдельных камней и правильные геометрические формы не могут не навеять мысли о помощи в деле обработки камней внеземных цивилизаций.
14.

15.

16.

Как, собственно, и сам процесс создания храмового комплекса.
Вес каменных блоков, из которых сложены постройки достигает десятков тонн. Как и откуда принесли эти камни древние жители Тиуанако - не ясно.
Впрочем, если плиты с андианским крестом можно как-то отнести к делам рук человеческих, в конце концов, бесплатная рабочая сила творит чудеса.
17.

То, глядя на эту площадку любой специалист по пришельцам и их космическим кораблям, скажет, что это сооружение явно служило площадкой для приземления этих самых кораблей.
17.

Самое интересное строение древнего города - полуподземный храм, храм Каменных голов.
Именно его изображение - каноническая картинка Тиуанако. Если вы начнёте искать информацию про этот город в интернете, её вам покажут в первую очередь.
18.

19.

Голов там, действительно, немало. Многие были растащены или местными жителями, или по музеям. Но даже то, что осталось, впечатляет.
Все головы разные.
20.

21.

Некоторые опять наводят на мысль про инопланетян.
22.

23.

Самое главное сооружение Тиуанако - Храм Капасасайя.
В основании его стен каменные блоки весом до 40 тонн. Блоки, кстати, сохранились аутентичные.
В отличие от более мелких камней, современным жителям не удалось их утащить к себе. Утраченные навыки по перетаскиванию каменных глыб на большие расстояния спасли древний город от полного разрушения.
24.

В этом храме находятся самые значимые скульптуры и сооружения.
25.

Этот пострадал от современных вандалов - его облили бензином и подожгли.
26.

В этом храме находятся Врата Солнца.
27.

Когда-то кроме резьбы их украшали накладки из золота. Ибо тиуанако, как и пришедшие на смену им инки, больше всего почитали Бога Солнца. И очень ценили в качестве украшений солнечный металл.
Понятно, что никакие украшения до наших дней не дожили. Удивительно, что сами постройки дожили.
28.

Сначала здесь от души порезвились испанцы, разграбив всё что можно. И порушив - чтобы как можно скорее порвать с тёмным прошлым и привести народ к истинным ценностям белого человека.
В начале двадцатого века местные жители, которые успешно порвали с тёмным прошлым, использовали камни Тиуанако для своих построек.
Ситуация изменилась лишь после революции 1952 года. Новое правительство придя к власти решило, что славное прошлое Тиуанако должно вдохновить обновлённую страну на новые свершения.
Спустя годы, придя к власти Эво Моралес - первый представитель коренного населения, пришедший к власти в Боливии - произнёс пламенную речь со ступенек Храма (ступеньки аутентичные - видите, какие здоровые, их тоже не смогли растащить).
29.

После революции руины начали восстанавливать. А Ворота Солнца стали символом возрождения национального самосознания боливийцев.
Сейчас про них, как про символ, уже не очень вспоминают. Просто изучают.
30.

31.

У тиуанако не было письменности. Так что основную информацию учёные получают с рисунков.
Если посмотреть на рисунки, то на большинстве из них можно увидеть верховного правителя или жреца со стаканом в руке.
32.

Говорят, что все основные мероприятия, решения и прочие важные моменты страны не обходились без стакана с наркотическим питьём.
А правители постоянно принимали семена растений, тоже обладающие наркотическим эффектом.
Вот такое весёлое государство было.
Может поэтому и исчезло.
33.

На самом деле учёные считают, что небывалая засуха и как следствие - голод, стали причиной того, что жители Тиуанако покинули город. И видимо, где-то там в пути к новым землям сгинули.
Прежде город носил название Тайпикала, что в переводе означает - каменное сердце мира.
И лишь пришедшие инки и увидевшие опустевший город дали ему имя Тиуанако - город мёртвых.
Честно говоря, сейчас посёлок Тиуанако, опустевший без туристов, выглядит немного жутковатым и оправдывает своё название.
34.

35.

Чтобы не заканчивать на этой грустной ноте, закончу фотографиями, с которых я начала свой рассказ.
Фотографиями инков, пляшущих в древнем городе.
Когда мы увидели их издали, долго не могли понять, что это за странное и немного жутковатое зрелище.
36.

Потом подошли, познакомились.
Оказалось, что это местные школьники со своими учителями репетируют ритуальный танец, который исполняли перед жертвоприношением.
37.

Надеюсь до жертвоприношения дело не дошло.
Девчонки весело смеялись, парни были до предела серьёзны. А учителя предложили всем сфотографироваться. Только маски попросили надеть. Вот такое смешение эпох и ушедших цивилизаций.
38.

|
</> |