Недавно украинский интеллектуал Алексей Арестович заявил, что «основная и реальная скрепа» в духовно-культурной традиции России — это староверие, «глубинная религия», не слишком понятная для оппонентов. Действительно, если непредвзято взглянуть на другие «традиционные» религии России, то в них обнаружится не так много «исконно русского».
«За единый Азъ»

Например,
официальное государственное православие еще несколько десятилетий
назад именовалось «греко-кафолической церковью», а его
символическими центрами остаются святые места вне территории
России: Иерусалим, Афон, Киев. Богослужебные и литургические тексты
РПЦ являются довольно новыми (XVII в.) переводами с греческого
языка. Идеологическими центрами «традиционно российских» ислама и
иудаизма являются объекты в Саудовской Аравии и Израиле, а языки
этих традиций — арабский и иврит.
С другой стороны, само появление русского народа
хронологически не связано со временем распространения на территории
России нынешних «традиционных религий» — этот народ, судя по
археологическим и литературным памятникам, существовал задолго до Х
в. Значит, для самоидентификации русского народа важно нечто, более
«первичное», чем эти религии.
В христианской
традиции Божественного Откровения различаются Ветхий и Новый
Заветы. Ветхий Завет можно уподобить культурно-идеологическому
«коду» того или иного народа, который раскрывается и достигает
совершенства в Новом Завете — универсальном нравственном законе
Христа. «Ветхий Завет» у каждого народа свой, а Новый Завет един
для всех народов.
Классический Ветхий Завет еврейского народа — Тора (христиане
принимают ее богодухновенность, но трактуют заповеди Торы не
буквально, а «духовно»). Для греков — это античная философия. Для
римлян — римская литература. «Ветхий Завет», в категориях философии
культуры, — это национальный дериватив философии.
С этой точки зрения логично предположить, что и у русского
народа должен быть свой «Ветхий Завет», своя «античная философия».
Этот период русской истории по многим и разным причинам
табуировался и демонизировался — за ним закрепилось презрительное
наименование «русское язычество». Считается, что от этого периода
не осталось каких-либо артефактов, и, следовательно, любое
предметное рассуждение о нем является «ненаучным».
Говоря о западной философии — от Сократа до Хайдеггера, —
нельзя не признать особую роль языка, значения слов, когда
значительную часть философского дискурса формирует истолкование
этого значения (эпистемология). Философ рассуждает и пытается
понять тайны своего родного языка, который дан всем нам априори,
нерукотворно, как скрижали с Десятью Заповедями. Наш язык — это
Божественный Закон, данный определенному народу, и лежит язык в
основе не просто коммуникации, а прежде всего — осознания самого
себя и своего места в окружающем универсе.
Поэтому в русском языке можно найти подлинную философию и
традиционную религию народа — носителя этого языка.
Русский или древнерусский язык (вне зависимости от того, как
он называется у той или иной народности, выросшей из Древней Руси)
— это наш «Ветхий Завет», наши философия и даже религия.
Ключевое
религиозное слово «Бог» не заменено в этом языке с приходом
христианства на греческое «Теос» или еврейское «Яхве». Значит,
древнерусское, дохристианское понимание Бога и христианское
откровение о Боге для русского сознания являются идентичными. Между
прочим, греческое и латинское «Теос»/»Деос», по мнению лингвистов,
связано с греческо-«ветхозаветным» именем Зевса («Зеус»)… Греческий
и русский «Ветхие Заветы» так или иначе привели эти народы к Новому
Завету — общему универсальному нравственному закону.
Анализируя ключевые религиозно-философские термины русского
языка, можно убедиться, что некоторые их древние формы глубже
выражают философское значение тех или иных категорий, чем
греко-латинские. Если в греческом покаяние обозначается
абстрактно-манипулятивным термином «метанойя» («изменение ума»), то
в древнерусском оно восходит к корню «кая» и является однокоренным,
близким по значению к слову «покой» — жизнь в согласии со своим
внутренним, душевным миром. Любовь в древнерусском языке — это
синоним красоты.
Алексей Арестович
заметил, что у староверов есть «тайные книги и тайные
знания», помогающие им самоорганизоваться и пережить все тяготы и
лишения. На самом деле, кладовой этих знаний и этой книгой является
сам древнерусский язык — источник многих современных славянских
языков.
Сам язык — это
философия и религиозная практика. Поэтому наши предки-староверы с
радостью и твердостью умирали «за единый Азъ».
Леонид Севастьянов, глава Союза
староверов
|
</> |