Интервью хорошо уже тем, что показывает действительно типологический ход мысли, идущий сейчас в типологическом российском сознании. Очевидно: это сознание пребывает в хаосе и алогичности. Но также стоит отметить и вполне определенную базовую установку, паттерн, который сознанием управляет. Который, собственно, и приводит к жесткому размежеванию с логикой.
Уличная соборность
novayagazeta — 22.01.2023 Дудь* и Кучера сформировали вопрос: а нужен ли и сейчас россиянам Бог, чтобы следовать за государем?Несколько дней назад случилось одно нашумевшее интервью: журналист Юрий Дудь* пообщался с человеком, который, как было презентовано, «поддерживает армию России». Это некогда известный актер легкого жанра Оскар Кучера. По сути же, разговор получился с представителем весьма популярной на сегодня в РФ позиции «не все так однозначно».
Паттерн можно
назвать «уличная соборность».
Как я могу не поддержать «своих пацанов», если они поехали на
военные действия? Не имеет значения, что это за действия, против
кого и зачем.
Ключевая установка, формирующая безусловную эмоциональную поддержку, — это «свои». Причем «свои» определяются здесь весьма обезличенно, абстрактно. Даже с учетом того, что среди них можно лично знать всего лишь несколько человек.
«Своими» считаются все, кто имеет единую паспортную принадлежность и единую территорию проживания. А с учетом расхожего выражения про «своих пацанов», это может быть озвучено так: «Я выступаю за нашу улицу». Никаких иных критериев, никакой моральной или экзистенциальной оценки. «Улица» определяет и оправдывает.
Подобный эффект
проясняется через понятие «соборности» — именно в ней отечественные
славянофилы позапрошлого века увидели главное свойство российского
народного характера. «Соборность», коротко говоря, — это когда факт
общежительства наделяется абсолютной ценностью. Принадлежность к
одной «общине» предполагает наличие одного, всеми разделяемого
смысла. Личные взгляды, личные внутренние миры — все должно
уступать этому смыслу. Конечно же, всегда будут разные идеи в
разных головах, но не это является определяющим. Главное, что в
решающие моменты, под влиянием «соборности», эти разные головы
должны повернуться в одну сторону и держать на нее равнение. И до
тех пор держать, до каких будет нужно. А если нужно, то и «положить
живот за други своя», как любит сегодня повторять известный
политический деятель.
Но вот же и вопросы: что задает этот общий смысл, что
определяет «решающий момент», когда всем надлежит «равняться», — и
что определяет срок, до которого «равняться»? Возможно, у
российских людей и много достоинств, но, очевидно, ни эмпатия, ни
способность к взаимности к ним не относятся. Скорее, в согласии
станут жить кошки с собаками, чем российские люди друг с
другом.
Отечественные славянофилы хорошо прочувствовали исходную
точку российской «соборности» и дали один исчерпывающий ответ:
государь.
Да, именно его фигура есть та «мистическая сверхличность», в которой соединяются все прочие личные сознания и частные судьбы. Государь определяет, в какую сторону всем смотреть и сколько «животов положить». Он, государь, по сути, и дает российскому общежитию его самосознание, его код идентичности. Никто ведь особенно и не поспорил, когда один известный нынешний спикер заявил: нет государя — нет России.
Связывает же народ с его государем не мораль и не логика. Это ведь все не «свое», не доморощенное — это все от «латинян», которые души российской не понимают, да и свою забыли. Связь с государем умом пониматься вообще не должна; ум эту связь лишь оскорбляет неуместными вопросами. Как настоятельно рекомендовал в позапрошлом еще веке святитель Феофан Затворник: «Умишко свой надо под ноги стоптать, яко же на иконе архангел топчет змея-сатану!» Что же до морали, так переменчива природа людская — что сегодня добро и зло, а что завтра? Потому и говорят сегодня россияне в соборной мудрости своей: «Не все так однозначно».
Что же в народе
российском практикуется заместо ума, да и заместо морали, так это —
безгранично-бесконечное доверие, с которым народ государю внемлет.
Есть доверие — есть Россия, а не станет, так и разбредутся все по
своим задворкам, и не будет России. А всего-то для такого доверия
надо: вопросов себе самому не задавать и о добре со злом самому не
думать. Вот государю вопросы задавать можно. И людям государевым —
тем, кто с его печатью ходит. Государь ведь на плохих людей печати
своей не поставит. И на вопросы ответит так, что сомнения прочь
уйдут. Сомнений же народ российский не приветствует — желает он,
чтобы «правда» была. И такая «правда», чтобы одна, без вариантов,
без разных дискуссий чужеродных.
Собственно, в знаменательном интервью Дудь — Кучера это все и
было просто и прямо последним озвучено. «Как я могу сомневаться,
что государь не на доброе дело войска посылает? Верю (или, точнее,
«хочу верить») — государь знает, что делает. То же — государь, его
государем народ признает.
Мы же, люди российские, настоящих причин и целей знать не
можем, да и должны ли? А если («если такое допустить») и государь
не знает, то во что же мне тогда верить и кто вообще я тогда?»
Примерно так.
Можно усомниться:
настоящая ли «соборность» есть все вышеперечисленное? Ведь те,
первые славянофилы позапрошлого века постоянно говорили еще и о
вере в Бога — где же здесь Бог? Но с Богом у тех самых славянофилов
больших вопросов не возникало: государь есть Его наместник, а
значит, и предстоятель перед Ним за народ свой. Так уж повелось в
российской версии византийской веры, что власть с церковью должны
пребывать в согласии. Называется такое согласие — симфония.
Впрочем, если главная идея «соборности» в том, что общежитие
есть вместе с тем и общемыслие (под государевым присмотром,
понятно), то и без Бога здесь вполне можно. В прошлом веке
обходились семьдесят лет, хотя называлось это не так поэтично, — не
«соборность», а «советский коллективизм». Нужен ли и сейчас
россиянам Бог, чтобы следовать за государем?
Роман Шамолин, антрополог
* Включен Минюстом в реестр иноагентов.
|
</> |