За 11 дней до весны. 17-е. Отвечаю на вопросы
editorskoe — 17.02.2021Вопрос.
Что делать, когда просто не можешь дальше писать книгу?
Ответ.
Надо понимать причину. Потому как «волшебный пендель» никому не мешал, но одним усилием, прилежанием – не обойдешься. С моей точки зрения, обычно такая ситуация возникает, когда автор исчерпал тот запас информации, в том числе эмоциональной, который был у него на старте создания текста. И выход прост – надо снова наполнить «резервуар». Как? Изучение собственного мира и достраивание его, изучение и допридумывание собственных персонажей, чтение материалов, путешествия, концерты и театры, музыка, общение. Писатель он же такой – собиратель, вот надо снова насобирать.
Вопрос
Как выбрать свой жанр?
Ответ
Есть очень плохой ответ. Чтобы вы ни выбрали, чьи бы советы вас не подтолкнули – это все равно выбор автора и его ответственность. С моей точки зрения, надо выбирать тот жанр, который любишь. Работая в котором, чувствуешь себя комфортно и органично. Нет смысла натужно шутить или создавать эротическую сцену, понимая, что надо. Натужность – ключевое слово. Выбирайте тот жанр, где можно обойтись без натужности.
Вопрос
Вы поддерживаете тезис о кризисе перепроизводства текстов?
Ответ
Тезис ложен просто даже по своей формулировке. Востребованы качественные тексты. Их – мало. А то, что много сырых текстов... Есть такое. Это наша головная боль. Я убежден, что рынок вполне справляется с ролью урезателя плохого. Он не справляется с ролью помощника хорошему. Вот тут надежда на книжников самого разного толка – от издателей до читателей, от критиков до библиотекарей.
Вопрос
Есть ли хоть какая-то перспектива в продвижении начинающих авторов.
Ответ
Есть. Я думаю, что не все так плохо, как кажется. Просто каждая книга – уникальна и надо вытягивать из текста те крючочки, с помощью которых можно зацепить читателя. Нет тайн, нет особых техник, есть просто работа и профессионалы. Проблема одна – книги достаточно низкорентабельный продукт и результат наступает при достаточно высоких тиражах. Но. Не стоит отчаиваться, даже, если продвижение одной книги не дало особых результатов, это все равно инвестиции в автора и в его будущие книги.
Вопрос
По какому принципу выдвигаются книги на премии?
Ответ
Несколько принципов
Книга соответствует тем критериям, которые положены в основу той или иной премии. Чтобы было понятно, если это премия для детских книг, мы не будем давать что-то взрослое.
Конечно, мы выдвигаем тех авторов, сотрудничество с которыми перспективно. Будут еще книги, и автор готов работать с нами.
И. Есть шансы на победу.
Вопрос
Где найти автору мотивацию для работы с текстом, если издатели платят мизерные гонорары?
Ответ
Издатели платят разные гонорары. Кто-то получает миллионы, а кто-то десятки тысяч. Ваш вопрос был бы уместен при работе на заказ. Но тут-то как раз нет никаких проблем. Устраивает гонорар – беретесь, нет – не беретесь. А вообще, всегда есть некая серьезна ошибка. Вот книга, вот на ней заработано столько-то. Как правило, чтобы появилась какая-то экономика – нужно брать большие периоды, и не одну книгу, а какое-то количество. Это не значит, что каждый автор должен написать десятки книг, но книжный бизнес так устроен, что значимые результаты появляются на большой дистанции и, как правило, когда есть больше одной книги.