За 100 млн бюджетных долларов найдется все

Национальной поисковой системой все-таки останется Яндекс?
Создание национальной поисковой системы, уже более трех лет продвигаемое администрацией президента, наконец обрело конкретные очертания. «Коммерсант» предположил, что проект в партнерстве с подконтрольным «Ростехнологиям» концерном «Сириус» может быть реализован на базе экспериментального поисковика Quintura (quintura.ru). В марте 2011 года основатели Quintura выкупили долю в компании иностранного фонда Mangrove Capital Partners, сообщил гендиректор Quintura Яков Садчиков. Решение еще не принято, но по словам Садчикова, на реализацию данной идеи потребуется не менее $100 млн.
Все бы было замечательно, если бы не одна техническая деталь… Хотите, проверьте: поискав что-нибудь в Quintura, над результатами поиска вы увидите надпись «Яндекс нашел результатов...» и далее число этих самых результатов. Такой поисковик может (и даже обязан) за пару дней соорудить любой грамотный веб-программист. И никакого секрета тут нет: Яндекс, как и другие поисковики, свободно предоставляет интерфейс для поиска через его ресурсы всем желающим, это часто применяют на различных сайтах (скажем, «Новая газета» на своем сайте тоже использует такую технологию, только от Google).
До сих пор существует созданный специалистами из МГУ еще лет десять назад поисковик Nigma, который базируется на подобных технологиях поиска одновременно от семи крупнейших поисковых систем. Но в отличие от Quintura, создателям «интеллектуального» Nigma все-таки удалось придумать и кое-что оригинальное: там результаты поиска группируются по возможным смысловым значениям заданного выражения (например, по запросу «облачный» компьютерные «облачные вычисления» вы получите отдельно, а «облачный покров» в атмосфере — отдельно).
Научных школ в области словарного поиска в мире считаное количество, истоки их уходят в полувековую давность, и все специалисты известны поименно. Потому для изобретения чего-то нового тут просто нет пространства, и на решение этой задачи в разумные сроки и ее надлежащей раскрутки не хватит и намного большей суммы, чем сто миллионов долларов. Остается предположить, что эти деньги предназначены для покупки уже имеющихся технологий. Лучшие из них в нашей стране — у Яндекса, значит, он и останется национальным поисковиком, каковым де-факто сейчас и является.
За сто миллионов Яндексу, пожалуй, можно и рискнуть создать себе конкурента, тем более что раскрутка потребует неменьших усилий, и еще бабушка надвое сказала, кто победит. Впрочем, у создателей есть все возможности резко уменьшить сроки освоения рынка за счет административного ресурса: нужно только обязать все бюджетные учреждения пользоваться именно этим поисковиком, и достаточная для раскрутки аудитория уже обеспечена. Только тогда будет логично заменить в названии слово «национальный» на слово «государственный». Ну, так бы и говорили!
|
</> |