Z-поэзия 19 века
diak_kuraev — 20.12.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
1854 год. Крымская война
Бывший семинарист Иван Никитин пишет «Война за веру». Ну он еще не знает, что через полтора века В. М.Гундяев будет твердить, что Россия никогда не вела религиозных войн и не ходила в крестовые походы.
Вперед, святая Русь! Тебя зовет на брань
Народа твоего поруганная вера!
С тобой и за тебя молитвы христиан!
С тобой и за тебя святая матерь-дева!
А еще эти стихом расчесывается гондурас «наших обид»:
Глумится над крестом безумство мусульман,
И смотрят холодно великие державы
На унижение и казни христиан.
За слезы их и кровь нет голоса и мщенья!
От бедных матерей отъятые сыны
В рабы презренному еврею проданы,
И в пламени горят несчастные селенья…
Скажите нам, враги поклонников креста!
Зачем оскорблены храм истинного бога
И Древней Греции священные места, -
Когда жидовская спокойна синагога?
Ну ведь у каких таких христианских матерей турки в 1850-е годы отнимали детей и продавали их в рабство «презренному еврею»? Покажите мне это на основании писем и статей еп. Порфирия Успенского или архим. Антонина Капустина.
Но без «распятого мальчика в трусиках» никак не обойтись.
И далее Никитин раскрывает основную тему стихотворения «Война за веру»:
Вперед, святая Русь! Тебя зовет на брань
Народа твоего поруганная вера!
С тобой и за тебя молитвы христиан!
С тобой и за тебя святая матерь-дева!
18 июня 1853 года после публикации царскогро манифеста о вторжении в Придунайские княжества графиня Растопчина пишет оду «Нашим братьям Юго–Восточным православным», сопровождая ее авторской пометкой: «Прочитавши манифест о войне».
И цель этой войны графиня поняла вполне ясно:
Долой мечеть с двурогою луною!
Сияй, наш православный Крест,
Над маковкой Софии золотою
В связи с этим сенатор Лебедев записал в дневнике, что «война за веру, за Греков и славян нашла сильное сочувствие в говорливых людях»[Из записок сенатора К. Н. Лебедева //Русский Архив 1888 г. № 5, стр. 0137.2].
Другой пиит - прапорщик Иванов 2–й – отозвался стихом «На вступление русских войск в Придунайские княжества». Ему тоже ясна цель начавшегося в июне похода:
С Богом в путь далекий, славный,
С Богом! Севера сыны,
Мы соседей своенравных
Вразумить теперь должны
И опять пред русским громом
Затрепещет их Царьград.
Что, по слову Николая,
Мы припомним старину
И права родного края
Не уступим никому
Как видим, «права родного края» простираются далеко за его границы.
Впрочем, при желании можно отождествить права-желания-владения. Как в стихе Ф. Ф. Смуров «Песнь к походу»:
Главы гордых посечем
Православия мечом;
Защитим страну святую –
Ниву Господа родную!
Где Спаситель наш рожден,
Где невинно осужден!
Не знал о том, что Россия не ведет религиозных войн и К. С. Аксаков – старший сын
Сергея Аксакова и автор стиха «Орел России (1453-1853)»:
«Ты за веру, Русь святая,
В бой с врагом решилась стать»
П. Ф. Алексеев в октябре 1853 пишет стих «Манифест о войне с Турцией»:
Царь, двинув рать, грозу разсыпал,
Рокочут громы, ходит гул.
Война! из урны жребий выпал:
Бледнеет Понт, дрожит Стамбул.
О вождь, душа стальной щетины!
Мой взор в грядущее проник:
Твой лавр с оливой Палестины
Скруглит в венец Архистратиг.
Прямо скажем, взор пиита проник куда-то не туда. Шибляки Севастополя это вовсе не оливы Палестины.
ГОСПОДЬ от горних стран Сиона
Тебя советом озарит;
Развеет силы легиона;
Врага под нозе покорит.
Он осенит тебя крылами;
Смутится гордый Сарацын
Перед двуглавыми орлами
Ура! сольется в клик один!
Победный клик – в боях он страшен;
Как вихрь, метет прах дольний с мест,
Сорвет луну он с гордых башен
И водрузит на храмах крест!
(тут много такого http://az.lib.ru/a/alekseew_p_f/text_1854_sovr_golos_oldorfo.shtml)
Аполлон Майков — тоже во пророках:
Наш век велик, могуч и славен;
Но где ж, Россия, твой Державин?
О, где певец твоих побед?
И где кимвал его, литавры,
Которых гром внимал весь мир?..
Неполны воинские лавры
Без звона неподкупных лир!
Кто днесь стихом монументальным
Провозвестит потомкам дальным,
Что мы всё те же, как тогда,
И что жива еще в России
О христианской Византии
Великодушная мечта!
Мы прозреваем наконец
В самосознании народном -
Нам не в Париже сумасбродном,
Не в дряхлой Вене образец.
В Европе слишком много кровью
Сама земля напоена;
Враждой упорной, не любовью
Взрастила чад своих она;
Там человека гордый гений
Зрел средь насильств и потрясений;
Дух партий злобу там таит;
Все живы старые обиды;
Над каждым мрачной Немезиды
Там меч кровавый тяготит.
А мы за нашими царями,
Душою веруя Петру,
Как за искусными вождями,
Пошли к величью и добру.
Они одни лишь угадали,
Какая мощь и разум спали
В богатыре земли родной,
Познай, наш враг хитроугрозный!
С ее царем дороги розной
России ввек не может быть.
И пусть она еще ребенок,
Но как глядит уже умно!
Еще чуть вышла из пеленок,
Но сколько ею создано!..
Во славу имени Христова
Кипит священная война,
И вновь Россия торжествует!..
Пускай Европа негодует,
Пускай коварствует и лжет:
Дух отрицанья, дух сомненья,
Врагов бессильное шипенье
Народный дух в нас не убьет!
2 или 3 декабря 1853
Тут понятно: партийная борьба хуже абсолютизма и потому Европа гниет. А вот Петруша вел Россию дорогой любви. Правда, в ту самую Европу.
Я. Н. Толстой (эмигрант,уехавшие после восстания декабристов и все же тайный агент третьего отделения, много лет служивший под прикрытием в Париже — см.: Черкасов П. П. Русский агент во Франции. Яков Николаевич Толстой (1791 – 1867 гг.) М., 2008.), тоже пророчествовал в стихотворении«Прощание с Парижем».
Наполеона III этот Толстой обзывает «тощий недоделок» дяди:
Задумал с Русью воевать;
Но вскоре сведает – кичливый! –
Как с нею сладить мудрено.
А может быть, он восвояси
Найдет свое Бородино…
Наполеон III и вправду нашел «свое Бородино» и даже много хуже — со сдачей в плен всей своей армии. Но это было в Седане. Кажется, это довольно далеко от России и Крыма.
Стихотворение князя Н. А. Цертелева «Русскому победоносному воинству», написанное 2 января 1854 г., начинается призывом к «богатырям богоспасаемой России» отправиться на юг, чтобы
«Восстановить святые алтари
И царство древней Византии»
И более того:
«И вспрянут волны Иордана,
И радостно далекий Град – Святый
Воскликнет вам: осанна!
Благословен, во имя Господа грядый!»
(Московские ведомости. 1854. 18 февраля).
В январе 1854-го князь Д. И. Долгорукий пишет стихотворение «Ура»
«”Ура!” – кричали наши деды;
”Ура!” пришлось кричать и нам
Ликуй, Иерусалим, – ты с нами,
Мы грудью станем за тебя…»
Некто написал «Экспромт уральским казачьим полкам» :
«Слава матушке-России,
Слава батюшке-царю!
Сердце чует, говорит:
На воротах Цареграда
Подновить Олегов щит!
Ура, ура! ура-ура-ура!»
В стихотворении Н. Г. Тройницкого (о нем — тут https://kajuta.net/node/3986) «Русское море» поется:
Мы сильны к царю любовью,
Царь же свыше наш храним...
И всегда своею кровью
Русь святую отстоим!
Н. А. Огарев (участник подавления Польского восстания и к моменту написания данного текста генерал-майор и генерал-адъютанта) одарил мир стихотворением «Не мир и тишина Европы…»
«В ответ любимому царю,
На царское: «Благодарю!»
С восторгом будет раздаваться
Наш чудный клик: «Рады стараться!»
О падших мы тужить не будем:
За них молиться – церковь есть;
Лишь бы жила России честь, –
Об остальном, друзья, забудем».
А. Я. Марченко в стихе «Его величеству Государю императору Николаю Павловичу» описал позу России:
Любви и верности полна,
У ног твоих лежит Россия.
Лежит и ждет, пока своим
Ее Ты двинешь царским словом:
Тогда ее во свете новом
Увидит свет; она пред ним,
Неустрашимая, предстанет
Всё с тем же кликом – с нами Бог!
Впрочем, поза могла быть и иной. У Вяземского -
«...наш царь и наш отец.
На мощных раменах его лежит Россия,
Он страж передовой, он щит и меч ея!»
(стих «Мы в стороне чужой, но сердце наше дома»с финалом:
«Сердцем с Вами, телом в Сочи» «Несокрушим народ,
неодолима рать, В которой каждый жизнь Отчизне рад предать!»).
Была там и своя Мизулина. Ее звали Е. П. Ростопчина. И памятна она стихом «Годовщина 19-го марта: Песня достославным русским воинам, участвовавшим при взятии Парижа». Понятно, что на Россию «под знаменем Корана» идут турки, «кичливый галл» и «сребролюбивый бритт». Но Русь по приказу русского царя, «душою богатыря», Россия «родит ему солдат». Посему царь глаголет своим врагам:
«Мильон штыков могу послать на вас!..
Велю – их будет два!.. а попроси я, –
Мне три народ мой даст сейчас!..».
Вот такая ясная демографическая программа.
В 1855 году в стихотворном послании М. А. Дмитриева «С. Т. Аксакову» были сказаны золотые слова:
Поет войну и нас не лира,
Какой–то с присказкой гудок.
Но этому гудку пришлось вскоре примолкнуть. И Федор Глинка, поначалу писавший «Ура!», вскоре сменил тональность:
«Но я, с поникшей головою,
Неясной грустию томим,
Летал мечтами над Невою
И залетал в далекий Крым».
кн. Петр Вяземский, автор мема «квасной патриотизм» в апреле 1854го пишет речь к англичанам, которую нельзя не процитировать в Николин день:
Любит свой Кронштадт
Наш морской Никола,
В нем морской наш штат
Знает богомола.
Выходи, о рать,
Полно вам орать:
Тут не до спичей,
Пичканных речей.
Выставь свой народ
К нам ты на опушки,
И зажмут вам рот
Наши матки-пушки.
Но позже в записной книжке, для себя Вяземский тоже плачет:
Тревожит душу неизвестность;
Страх, потаенная тоска
На светлый день, на всю окрестность
Наводит мрак и облака.
Ни блеск долин, ни Леман синий
Не в силах скорби обмануть:
Тень Севастопольской твердыни
Ложится саваном на грудь»
Интересно, что патриотствует Вяземский, находясь вне России: с
начала 1850-х годов лечился от тяжёлого приступа нервной болезни в
Европе.
***
Но было и иное. В начале 1854 года появляется стихотворение М. А. Карлина:
Я слышу грозный клич: война!
Я вижу страшные движенья,
Душа моя тоской полна,
В уме рождается сомненье.
Куда? зачем идут полки?
Какая польза для народа,
Что кровь багрит собой штыки
В начале нынешнего года?
Что извлечем мы из побед?
И ждать ли нам еще победы?
И так глядят уж много лет
На нас с усмешкой все соседи…
— Но Русь сильна? Быть может, да.
Да чем сильна? Извне штыками,
Внутри плетьми ограждена
Да зауральскими горами.
Народ и так изнеможен,
Народ страдает от налогов,
Клянет в тиши людской закон
И явно ропщет уж на Бога.
Но Бог ни в чем не виноват,
А тот, кто здесь во имя Бога, —
Он заставляет нас страдать,
Безумно властвуя в чертогах.
Он слышит плач, он слышит стон
И гордо пишет манифесты:
«Вперед! За веру, честь и трон,
Поможем сватушке иль тестю…»
Да черт бы взял его родню,
Какое нам до немцев дело?
Нам прежде родину свою
И долг и честь спасать велели,
Зачем губить в чужих полях
Цвет нашей русской молодежи?
Мы лучше выметем весь прах,
Весь сор, что дома нас тревожит…
И близок уж тот час: не плач,
Услышат рабский стон тирана,
Когда к нему его палач
Придет лишить венца и сана.
То не измена будет — месть,
Не бунт — правдивое восстанье:
К тому зовут нас долг и честь
И наше долгое страданье
|
</> |