рейтинг блогов

Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

топ 100 блогов periskop30.05.2016 В Калининград в мае 2016-го я попал впервые в жизни - и всё потому, что он был начальным и конечным пунктом автопробега "Дороги Памяти". Город с самого начала поразил очень нестандартными сочетаниями слоёв Восточной Пруссии, Советского Союза и постсоветской России. Времени у меня тут было мало и не могу сказать, что я смог осмотреть этот удивительный город и вникнуть в его характер. Сюда, безусловно, надо приезжать надолго и изучать его не спеша. Но если у меня образовалось в нём полдня, то понятно, что я никак не мог не пропустить главный вокзал. Потом от него ещё прошёл в центр до района зоопарка - через остров с Собором, но это тема отдельного поста.

А сейчас - большой рассказ про Южный вокзал Калининграда, который до лета 1945 года назывался Königsberg Hbf. Давайте его посмотрим. Пост вышел немаленький, так как тут будет много сравнительных старых фото.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf


Вопреки распространённому мнению (которое я успел услышать на месте дважды), это отнюдь не наследие обоих рейхов - ни Второго, ни Третьего. Он построен в годы Веймарской республики - в 1929 году, между кайзером и фюрером - успев появиться на свет до грандиозного экономического кризиса 1929-33 гг. Это было тем более важно, что тогда выстроен был не только этот вокзал - но и полностью перепланирован кёнигсбергский узел в принципе. Раньше там не было столь ярко выраженного Главного вокзала, а сообщения были разделены между небольшими вокзалами ближе к центру. Правда, строили этот вокзал долго и трудно, начав ещё в 1919-м. Но первые шесть лет работы шли крайне медленно - мешала послевоенная гиперинфляция и общая депрессивная обстановка.

Стимулировало работы по переустройству и то обстоятельство, что Восточная Пруссия с 1919 года оказалась "Островом", с одним магистральным путём на "Материк" (основную Германию) и нужно было учесть это обстоятельство как можно более оптимально. И если вы посмотрите на карту сообщений межвоенной Германии, то там хорошо заметно, что своеобразной "дорогой жизни" из Восточной Пруссии оказалась трасса Кёнигсберг - Эльбинг - Мариенбург и далее через Вольный город Данциг и польскую станцию Тчев, разветвляясь там на две: прямой берлинский коридор Остбан и северный померанский обход через польскую Гдыню на Штеттин - Гамбург. Оба пути шли через Польшу, по чужой территории. Так вот, путь на Германский Материк немцы разумно централизовали - и таким образом появился нынешний Южный вокзал, который стал к тому же и транзитным, получив удобное соединение с "приморским" Северным, что в самом центре города.

Межвоенная схема сообщения "Остров" (Восточная Пруссия) - "Материк" (основная Германия в границах 1937 г.)
Красные стрелки - главный путь Остбана, синие стрелки - приморский ход через Данциг на Штеттин.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

2. Общий вид Южного вокзала с городского фасада.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

2а. Он же, но 85 лет назад. Тогда к вокзалу подходила мощная трамвайная сеть. Сейчас она серьёзно деградировала, но пока не уничтожена.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

3. Центральная часть фасада поближе. Обратите внимание на большой герб РСФСР - очень редкое для вокзала украшение, ведь обычно в таком случае помещался герб СССР.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

3а. Вид самого начала 1930-х.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

3б. Ещё, 1930-е.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

3в. Обратите внимание на композицию, которая помещалась тогда на верхней части фасада, вместо герба. Это скульптура работы Германа Брахерта: бог времени Хронос, усмиряющий коней. Насколько я понял, она продержалась аж до 1965 года, в заколоченном виде, а потом её убрали.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

4. Близ вокзала находится памятник Михайле Иванычу Калинину, "всесоюзному старосте", в честь которого и назван город.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

5. Есть даже велопарковки. Цивильненько всё! :)
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

6. На скамейках в майский тёплый день лежат гражданки. Но не бомжихи - а вполне приличные, фтыкающие по смартфону кинцо.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

7. Остатки трамвайных путей. Правда, трамвая мне тут так и не удалось увидеть. И я остался в неведении, ходят ли они вообще сюда, в принципе, или это уже рудимент раньшего времени.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

8. Вид на вокзал сбоку. Перед ним - автостоянка.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

8a. А раньше, до войны, на этом месте был сквер со скамейками, а дальше - трамвайчики.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

8б. Общая планировка площади при немцах: очень много трамваев. Тогда она называлась Рейхсплац. Обратите внимание на огромный мрачный дебаркадер за зданием: он остался и посейчас.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

8в. А это уже разгар войны, 1940-41 гг.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

8г. И "нацистский" вид фасада, 1939 г.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

9. Удивительно, но вокзал пережил как эпические английские бомбардировки 27-29 августа 1944, так и советский штурм города в апреле 1945-го. Хотя был частично повреждён и восстановлен к пассажирскому движению только в 1949 году. Ещё более удивительно, что бомбардировки и штурм пережили нежные конструкции огромного дебаркадера над путями, показ которого ниже. А вот эта памятная доска висит у входа в честь Героя Советского Союза гвардии подполковника Иванникова, бойцы которого взяли здание вокзала в ночь с 7 на 8 апреля 1945 года.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

10. Работает вокзал не круглосуточно, а с перерывом с 23 до 5 утра. Архитектурно поставлен под охрану.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

11. Вход. Зайдём?
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

12. Главный световой зал.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

12а. Он же, при немцах. Надо сказать, что внутри очень строго и какая-то такая, особенная, аура. Немного даже мрачноватая.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

13. Люстры. Уже советские, так как при немцах люстр не было.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

14. Вид на главный зал из-за стеклянного входа со стороны поездов.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

15. Дальнее расписание. Время московское. Как видите, сейчас совсем немного поездов уходит в большой мир. Остался Питер, Москва, и немного Челябинск с Адлером. "Материк" у города сменился - теперь он на востоке, а не на западе. Но город и вокзал снова на геополитическом Острове.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

А пика у интенсивности движения было два - один немецкий 1929 -1944 гг. (на колее 1435), второй советский 1950-1991 гг. (на колее 1524). Тогда вокзал и его платформы работали почти на полную мощность.

16. Пригородное расписание. Время местное. Тоже сильно уменьшилось, относительно советского времени.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

17. Кассовый зал, в правой части, совмещён с залом ожидания. Относительно небольшой.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

17а. Он же, при немцах.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

18. Поскольку я попал сюда 8 мая, то шла выставка ко Дню Победы. Причём плакаты (вполне информативные) выставлены были крайне странно - в межскамеечном пространстве. То есть, если бы на местах сидели пассажиры, ничего почитать было бы невозможно. И даже сейчас, на фото, женщина знакомится с содержимым плаката, оперевшись коленкой на сиденье.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

19. Любопытно, что рудименты немецкой эпохи у касс полностью сохранились.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

20. Новые геополитические реалии. С ними калининградцы живут. Я подошёл и начал читать эти правила. Мимо меня проходил какой-то весёлый мужик, приостановился и внятно, чуть не в ухо, сказал: "Теперь вот так ездим. Спасибо, Михаил Сергеич, знатно удружил нам!".
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

21. Ладно, пора пройти и на платформы. Подземный переход содержится в идеальной чистоте и пахнет почему-то кофием, а не ссаками. Как будто Любек какой! :)
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

22. Выхожу под дебаркадер. Он инфернально огромный, прямо-таки подавляет своей величиной (180*120 м). Правда, не особо высокий.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

23. Как раз пришёл рельсобус на Мамоново. Народу много, активно грузится.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

24. Вид спереди.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

25. С отображением времени тут реальная путаница и полный бардак. Смотрите, часы показывают время московское. Но! Если поезд местный, то его отправление отображается по местному. А если поезд дальнего следования - то по московскому. И вот если ты не знаешь всех этих хитрых нюансов - можешь легко попасть.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

26. Клепаные конструкции дебаркадера. Нет, всё-таки сильно удивительно, как он пережил бомбардировки со штурмом!
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

Но смотрится на платформах сильно пустовато. Вокзал был предназначен совсем для иных пассажиропотоков. А сейчас, наверное, используется процентов на 10-15% от своей мощности.

26а. Вот так выглядело оживление на платформах до войны. Это отправление экспресса на германский "Материк".
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

26б. И ещё, вид со стороны локомотива.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

26в. А это 1956 год, встреча поезда Никиты Сергеича Хрущёва, прибывающего сюда из Москвы с инспекцией.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

27. Давайте пройдём сперва в сторону юга.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

Кстати - пути тут разнокалиберные. Есть те, что электрифицированы под пригородное движение (первые два), а есть те, что на европейской колее 1435 (6-й путь). Так что, в принципе, с Германии и Польши сюда можно прибыть и без перестановки тележек. Раньше ходил поезд Гданьск - Калининград, и что-то из Германии тоже приходило.

28. Второй проход под платформами сейчас заколочен, остался только один. Причём во время поездки Варандея три года назад он ещё работал - так что закрытие связано, видимо, с развитием "медведевских" инициатив по превращению вокзалов в изолированные крепости.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

29. Красиво! Прямо симфония металла...
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

30. Если посмотреть левее - то видно и пути ж/д музея (не ходил туда, за малостью времени).
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

31. А это вид на юг - направление на Вильнюс - Минск - Москву.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

32. И, наконец, вид с южной оконечности платформ на Мега-Дебаркадер. Он реально огромный!
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

33. Идём обратно и посмотрим на северную сторону.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

34. Вид с северной стороны.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

35. Пути "под шнурком" - тут идут электрички. Тут довольно сложная развязка - как на Северный вокзал и далее к Балтийскому морю (вправо), так и на направление на Эльбинг - Гданьск / Берлин (влево). Вот через эту арку и ходили поезда с восточнопрусского Острова на германский Материк. Трафик был очень неслабый, до войны. Один из путей тут и сейчас остался 1435 мм, европейской колеи.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

36. Выйдем снова на привокзальную площадь. Заколоченный второй выход с платформ (см. также фото №28).
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

37. Вдоль дебаркадера со стороны площади тянется "торговый ряд", явно поздний. Или позднесоветский, или вообще постсоветский.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

38. Вон, за ним видны строения дебаркадера.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

39. Дальше построен автовокзал, он намного оживлённей вокзала. Впрочем, о нём - в другой части этой прогулки.
Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Один из фанатов собрался было мне подарить б/у гейфон 4s. Я ответил, что строгий гетеросексуал и надкусаны не пользую, но могу отдать его Анке. Спросил у РМ, хочет ли она ойфоно. А та спросила, что это такое. Я не стал ей разьяснять, тупой бабище. А сегодня она позвонила мне на ...
Что вы знаете о Турции вообще? Я почти ниичего, на самом деле, знаю только то, что до того как здесь стало все турецкое много кто успел здесь побродить и наследить. Самые наследившие это, конечно, греки римляне и византийцы, наследили они так, что куда не пойди особенно по побережью, ...
Плёс обворожителен от слова совсем. Удивительные просторы, уютные улочки и довольно ухоженные домики. По крайней мере там, где кипит туристическая жизнь. Тут очень внимательно относятся и к туристам, и к деталям. Прибыв в город на теплоходе «Княжна Анастасия», я открыл для себя ещё ...
...
  Интересная статья. Что думаете об этом? "Не удивляйтесь это будет разговор о соли. Об обычной поваренной соли, о которой говорят: «белая смерть», «белый враг чел ...