рейтинг блогов

Юго-восточная Украина

топ 100 блогов ibigdan13.04.2013История

А сейчас я расскажу о восточной Украине. Той части моей страны, которую многие россияне воспринимают как продолжение РФ, случайно ставшее заграницей.

Юго-восточная Украина

Мой родной город — Кривой Рог, столица Кривбасса. Это как Донбасс, только с другой стороны Днепра, ближе к центру. Они копают уголь, мы — железную руду, у них смог черный, а у нас рыжий. Мы копаем железо, обогащаем железо, выплавляем железо, прокатываем железо и продаем его. В общем, нормальный, крупный советский рабочий город, на 90% русскоязычный. По национальным окраинам бывшей империи много таких индустриальных центров. Они одинаковые от Казахстана до Молдавии.

Почему здесь не Россия?

Особенность и главный парадокс русского имперского характера состоит в том, что русские, завоевывая чужие земли, всегда этого как бы стеснялись. Если европейскому рыцарю похвально отправиться в дальние страны и там совершить подвиги, то русскому витязю пристало проливать кровь на русской земле, защищая ее от пришельцев.

Позиция обороны, кроме чувства правоты, дает ощущение почти мистической непобедимости. Ведь все, начиная с поляков ХVII века и кончая немцами в XX приходят, добираются до Москвы, вязнут, получают по зубам и катятся назад. Когда Россия стремительно росла во все стороны, распласталась на половину Евразии и даже прихватила кусок Северной Америки, главное событие этого блестящего периода, до сих пор переживаемое русскими сильнее прочих, — не фантастические завоевания, не покорения экзотических народов, а оборонительная война против Наполеона.

Вступая в геополитическую борьбу за Украину, русским принципиально, критически необходимо сначала доказать, что Украина — исконно-русская земля. А завоевание и контроль ее — не завоевание вовсе, а защита. Да и не Украина это никакая, а самая что ни есть Малороссия.

Теоретически все грамотно – язык объявить диалектом, уже хорошо внедренный концепт “братского народа” заменить на “ветвь единого народа”, несогласных назвать галичанами – теоретически все не трудно, тем более, работа в этом направлении ведется очень давно. А практически – на прошлых выборах партия “Русский Блок” набрала 0,31%, и это еще неплохой результат. История помнит тьму подобных организаций – едва вспухнув на политическом горизонте, все они сдувались с тихим пшиком, не зависимо от вложенных фондов и усилий. Не приживается толком русский национализм в Украине.

Национализм – это осознанное переживания Родины в себе. Это живое чувство иррациональной, почти мистической связи с землей, из которой ты родился, и ревнивая любовь к ней. Не может быть российского национализма, ибо Россия – не Русь. Россия – это империя, а Русь – это березки, золоченые купола, кремль, деревянные избы, квас, баня, водка. Русь – это нежная грусть, которая охватывает русского парня, когда он присел отдохнуть где-то на холме в Подмосковье, и услышал перезвон колоколов.

Так вот, трудно даже передать, насколько далека вся эта пастораль от реальности Донбасса и Кривбасса (за исключением, пожалуй, водки). Впервые оказавшись в Подмосковье, я испытал легкий культурный шок – настолько то, что я увидел, было не похоже на мои родные края.

Пусть ни для кого не будет секретом — «русский дух» в Украине безусловно есть, а вот собственно Русью тут давно не пахнет. Осталось всего два города, в которых незримо, но явно присутствует Россия (подчеркиваю — не «Русь», а именно Россия) – это Севастополь и Одесса. Здесь еще слышится голос великой русской истории, имперской истории, без деревянных срубов и есенинской грусти. А вот касательно остальной Украины, которую принято записывать в “русскую”…

Нашим российским друзьям трудно понять, насколько жителям украинского юго-востока чужда и далека современная российская реальность, а также все ее символы: триколоры, двуглавые орлы, двуединые президенты и прочее. Все это появилось одновременно с желто-синими трезубцами, появилось не у нас, произошло не с нами, не касалось и не касается нас двадцать лет, и, судя по периодическим новостям из-за северо-восточной границы, мы от этого не много и потеряли.

Безусловно, юго-восток осознает себя отдельным регионом, — но при чем тут триколоры? Если глядеть издалека и под определенным ракурсом, нежелание говорить по-украински можно принять за русское национальное самосознание. Но это ошибка.

Почему не СССР?


Юго-восточная Украина

Вообще, национальная тема на юго-востоке толком не звучала никогда. Изначально вся эта местность носила говорящее имя “Дикое Поле”, и была самой западной частью так называемой Великой Степи. Украинцы создали здесь не национальное государство, а военный орден. Русские тут строили империю, большевики — “новую историческую общность”. Если кто и создавал полноценные национальные структуры, то это, пожалуй, евреи, за что бывали регулярно биты.

Юго-восток приобрел свое нынешнее лицо при СССР, в 60-е, эпоху великих строек – люди срывались с мест, со всех концов империи ехали работать на только что построенные зэками комбинаты. Селились в бараках, общежитиях, малосемейках, быстро получали квартиры в бетонных панельных многоэтажках и оседали, спресованные в одну интернациональную массу, подведенную под русский знаменатель. И флаг над всем этим реял красный.

На прошлых выборах юго-восток голосовал за «Регионы» и коммунистов. Особенно всех удивили коммунисты — они набрали 13,18%, хотя идеи марксизма-ленинизма местному населению бесконечно далеки (как, собственно, и все прочие общественно-политические идеи). Просто кроме советской идентичности, здесь, по сути, никакой другой и нет.

Историческая память состоит из победы во Второй мировой, Юры Гагарина и «холодной войны». Глубже никто не копает, потому что уже на уровне гражданской начинается каша из петлюровцев, махновцев, деникинцев, — первобытный хаос, не за что ухватиться. Когда-то на этих землях собиралась возникнуть Донецко-Криворожская советская Республика — пролетарская, революционная, но на начало двадцатого века сознательных русскоязычных рабочих в степях Украины было слишком мало. А когда стало много — смысл в собственной республике потерялся.

СССР прогнил и рухнул. НАТО принесло МакДональдсы и интернет. Люди голосуют за коммунистов, прекрасно понимая, что никто никакого коммунизма строить не собирается. Усредненная политическая позиция здесь выглядит так: не заставляйте нас учить украинский язык. Не прославляйте бандеровцев. Не пускайте сюда НАТО. Оставьте нас в покое.

Почему Украина?

До ХХ века русскоязычные города были островками в украинском море. Потом пришла волна индустриализации, потом Голодомор, потом мировая война, потом еще одна индустриализация — и ландшафт изменился полностью.

Бросая село и переезжая на работу в город, украинцы русифицировались, одновременно всё вокруг украинизируя. В местный русский язык накрепко въелась фрикативная «г», а также некоторые словечки, типа «муляка» или «буряк». Двуязычие родило знаменитый «суржик», а также полное равнодушие к тому, какое окончание у твоей фамилии — «ко» или «ов». Верите или нет, но до того, как я впервые вернулся домой из университета, я толком не осознавал, что мои родители говорят на разных языках. Мать у меня с Урала, отец — из села Савро, что в Днепропетровской области. Все как у людей, в общем.

Россиянам трудно понять, что «смешной» украинский язык для нас звучит вполне нормально. Нет, он все еще воспринимается как “низкий жанр”, с украинским переводом отлично смотряться мульфильмы и комедии. Это все еще язык села, – людей с высшим образованием, говорящих в быту по-украински, на юго-востоке пальцами пересчитать. Но. Все течет, все меняется. За двадцать лет независимости мы видели даже “Титаник” на украинском, и ничего, не ржали. А вот чего россияне никак не поймут – их московский выговор нам буквально режет по ушам.

Самый тонкий момент внутренней украинской геополитики – это наши отношения с западными украинцами. Если кухонный российский анализ не врет, где-то между нами и ними вот-вот начнется кровавая югославия из-за культурной несовместимости.

Надо понимать: сто пятьдесят лет их столицей была австрийская Вена. У них другая природа, другие отношения между собой, другое чувство эстетики. На неподготовленного криворожанина вид вечернего Львова или Черновцов может подействовать, как удар веслом по затылку. В крохотных селах Прикарпатья я видел художественные цветники и постриженные газоны. И я, хорошо подумав, решил, что не собираюсь против всего этого воевать. Более того – я хочу, чтобы ухоженные села, равно как красивые города, и даже древние замки (большая часть которых была построена не украинцами, а для защиты от украинцев) были частью моей истории.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В украинском обществе снова созрел запрос на резкие поступки. Форматы дипломатии, что лишь оттягивают решение на неопределенный срок, до поры, пока все успокоятся либо выход найдет сама жизнь, больше можно не предлагать. Вспомнила, как в первый, поздний и дождливый вечер Майдана ...
Оно сидит у нас в ванной и будет сидеть ещё две недели – до самого Нового года. Вот преамбула. Я живу в Туапсе. Здесь традиционно очень много уличных котов и кошек. Тепло, юг, зимой температура крайне редко заходит в минус. Кошек никто не обижает, многие из них вообще домашние в ...
Какое феерическое говно. История с Литвой: 1. Сперва продвинутые белорусы кинулись покупать в Литве фейковую жилплощадь для организации многократных виз. С мотивацией типа "ну литовцы ж наши друзья" и "они ж заинтересованы, чтобы мы в их магазины ...
Он руководил страной дольше всех в её истории. Впрочем, и сейчас ещё руководит. Пока. Но это — временно. Его уже «списали со счетов». И поделом. Нечего было под флагом «права на самооборону, записанного в Уставе ООН», начинать военную спецоперацию у соседа, разнося в хлам города и ...
здесь ...