Юго-восточная Украина
ibigdan — 13.04.2013 — ИсторияА сейчас я расскажу о восточной Украине. Той части моей страны, которую многие россияне воспринимают как продолжение РФ, случайно ставшее заграницей.
Мой родной город — Кривой Рог, столица Кривбасса. Это как Донбасс, только с другой стороны Днепра, ближе к центру. Они копают уголь, мы — железную руду, у них смог черный, а у нас рыжий. Мы копаем железо, обогащаем железо, выплавляем железо, прокатываем железо и продаем его. В общем, нормальный, крупный советский рабочий город, на 90% русскоязычный. По национальным окраинам бывшей империи много таких индустриальных центров. Они одинаковые от Казахстана до Молдавии.
Почему здесь не Россия?
Особенность и главный парадокс русского имперского характера состоит в том, что русские, завоевывая чужие земли, всегда этого как бы стеснялись. Если европейскому рыцарю похвально отправиться в дальние страны и там совершить подвиги, то русскому витязю пристало проливать кровь на русской земле, защищая ее от пришельцев.
Позиция обороны, кроме чувства правоты, дает ощущение почти мистической непобедимости. Ведь все, начиная с поляков ХVII века и кончая немцами в XX приходят, добираются до Москвы, вязнут, получают по зубам и катятся назад. Когда Россия стремительно росла во все стороны, распласталась на половину Евразии и даже прихватила кусок Северной Америки, главное событие этого блестящего периода, до сих пор переживаемое русскими сильнее прочих, — не фантастические завоевания, не покорения экзотических народов, а оборонительная война против Наполеона.
Вступая в геополитическую борьбу за Украину, русским принципиально, критически необходимо сначала доказать, что Украина — исконно-русская земля. А завоевание и контроль ее — не завоевание вовсе, а защита. Да и не Украина это никакая, а самая что ни есть Малороссия.
Теоретически все грамотно – язык объявить диалектом, уже хорошо внедренный концепт “братского народа” заменить на “ветвь единого народа”, несогласных назвать галичанами – теоретически все не трудно, тем более, работа в этом направлении ведется очень давно. А практически – на прошлых выборах партия “Русский Блок” набрала 0,31%, и это еще неплохой результат. История помнит тьму подобных организаций – едва вспухнув на политическом горизонте, все они сдувались с тихим пшиком, не зависимо от вложенных фондов и усилий. Не приживается толком русский национализм в Украине.
Национализм – это осознанное переживания Родины в себе. Это живое чувство иррациональной, почти мистической связи с землей, из которой ты родился, и ревнивая любовь к ней. Не может быть российского национализма, ибо Россия – не Русь. Россия – это империя, а Русь – это березки, золоченые купола, кремль, деревянные избы, квас, баня, водка. Русь – это нежная грусть, которая охватывает русского парня, когда он присел отдохнуть где-то на холме в Подмосковье, и услышал перезвон колоколов.
Так вот, трудно даже передать, насколько далека вся эта пастораль от реальности Донбасса и Кривбасса (за исключением, пожалуй, водки). Впервые оказавшись в Подмосковье, я испытал легкий культурный шок – настолько то, что я увидел, было не похоже на мои родные края.
Пусть ни для кого не будет секретом — «русский дух» в Украине безусловно есть, а вот собственно Русью тут давно не пахнет. Осталось всего два города, в которых незримо, но явно присутствует Россия (подчеркиваю — не «Русь», а именно Россия) – это Севастополь и Одесса. Здесь еще слышится голос великой русской истории, имперской истории, без деревянных срубов и есенинской грусти. А вот касательно остальной Украины, которую принято записывать в “русскую”…
Нашим российским друзьям трудно понять, насколько жителям украинского юго-востока чужда и далека современная российская реальность, а также все ее символы: триколоры, двуглавые орлы, двуединые президенты и прочее. Все это появилось одновременно с желто-синими трезубцами, появилось не у нас, произошло не с нами, не касалось и не касается нас двадцать лет, и, судя по периодическим новостям из-за северо-восточной границы, мы от этого не много и потеряли.
Безусловно, юго-восток осознает себя отдельным регионом, — но при чем тут триколоры? Если глядеть издалека и под определенным ракурсом, нежелание говорить по-украински можно принять за русское национальное самосознание. Но это ошибка.
Почему не СССР?
Вообще, национальная тема на юго-востоке толком не звучала никогда. Изначально вся эта местность носила говорящее имя “Дикое Поле”, и была самой западной частью так называемой Великой Степи. Украинцы создали здесь не национальное государство, а военный орден. Русские тут строили империю, большевики — “новую историческую общность”. Если кто и создавал полноценные национальные структуры, то это, пожалуй, евреи, за что бывали регулярно биты.
Юго-восток приобрел свое нынешнее лицо при СССР, в 60-е, эпоху великих строек – люди срывались с мест, со всех концов империи ехали работать на только что построенные зэками комбинаты. Селились в бараках, общежитиях, малосемейках, быстро получали квартиры в бетонных панельных многоэтажках и оседали, спресованные в одну интернациональную массу, подведенную под русский знаменатель. И флаг над всем этим реял красный.
На прошлых выборах юго-восток голосовал за «Регионы» и коммунистов. Особенно всех удивили коммунисты — они набрали 13,18%, хотя идеи марксизма-ленинизма местному населению бесконечно далеки (как, собственно, и все прочие общественно-политические идеи). Просто кроме советской идентичности, здесь, по сути, никакой другой и нет.
Историческая память состоит из победы во Второй мировой, Юры Гагарина и «холодной войны». Глубже никто не копает, потому что уже на уровне гражданской начинается каша из петлюровцев, махновцев, деникинцев, — первобытный хаос, не за что ухватиться. Когда-то на этих землях собиралась возникнуть Донецко-Криворожская советская Республика — пролетарская, революционная, но на начало двадцатого века сознательных русскоязычных рабочих в степях Украины было слишком мало. А когда стало много — смысл в собственной республике потерялся.
СССР прогнил и рухнул. НАТО принесло МакДональдсы и интернет. Люди голосуют за коммунистов, прекрасно понимая, что никто никакого коммунизма строить не собирается. Усредненная политическая позиция здесь выглядит так: не заставляйте нас учить украинский язык. Не прославляйте бандеровцев. Не пускайте сюда НАТО. Оставьте нас в покое.
Почему Украина?
До ХХ века русскоязычные города были островками в украинском море. Потом пришла волна индустриализации, потом Голодомор, потом мировая война, потом еще одна индустриализация — и ландшафт изменился полностью.
Бросая село и переезжая на работу в город, украинцы русифицировались, одновременно всё вокруг украинизируя. В местный русский язык накрепко въелась фрикативная «г», а также некоторые словечки, типа «муляка» или «буряк». Двуязычие родило знаменитый «суржик», а также полное равнодушие к тому, какое окончание у твоей фамилии — «ко» или «ов». Верите или нет, но до того, как я впервые вернулся домой из университета, я толком не осознавал, что мои родители говорят на разных языках. Мать у меня с Урала, отец — из села Савро, что в Днепропетровской области. Все как у людей, в общем.
Россиянам трудно понять, что «смешной» украинский язык для нас звучит вполне нормально. Нет, он все еще воспринимается как “низкий жанр”, с украинским переводом отлично смотряться мульфильмы и комедии. Это все еще язык села, – людей с высшим образованием, говорящих в быту по-украински, на юго-востоке пальцами пересчитать. Но. Все течет, все меняется. За двадцать лет независимости мы видели даже “Титаник” на украинском, и ничего, не ржали. А вот чего россияне никак не поймут – их московский выговор нам буквально режет по ушам.
Самый тонкий момент внутренней украинской геополитики – это наши отношения с западными украинцами. Если кухонный российский анализ не врет, где-то между нами и ними вот-вот начнется кровавая югославия из-за культурной несовместимости.
Надо понимать: сто пятьдесят лет их столицей была австрийская Вена. У них другая природа, другие отношения между собой, другое чувство эстетики. На неподготовленного криворожанина вид вечернего Львова или Черновцов может подействовать, как удар веслом по затылку. В крохотных селах Прикарпатья я видел художественные цветники и постриженные газоны. И я, хорошо подумав, решил, что не собираюсь против всего этого воевать. Более того – я хочу, чтобы ухоженные села, равно как красивые города, и даже древние замки (большая часть которых была построена не украинцами, а для защиты от украинцев) были частью моей истории.
|
</> |