
Юбиляр дня Елена Киселёва

Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения
блистательной и одарённой русской художницы Серебряного века,
автора многочисленных портретов современниц, поразивших в своё
время публику яркими красками, нежными и теплыми тонами, имя и
творчество которой, к сожалению, долго находилось в забвении, Елены
Андреевны Киселёвой
Прекрасная гортензия, 1908 год. Холст, масло. Воронежский областной
художественный музей имени И.Н. Крамского
(далее ВОХМ имени И.Н. Крамского)
Елена КИСЕЛЁВА
Дочь известного математика Андрея Петровича
Киселёва, по учебникам которого учились многие из нас в школе,
собиралась пойти по стопам отца, но, проучившись год на
математическом факультете Бестужевских курсов в Петербурге,
оставила курсы и поступила в Императорскую Академию художеств в
мастерскую Ильи Ефимовича Репина, став его лучшей и любимой
ученицей.
Портрет брата. Этюд 1890-е годы. Холст на картоне, масло. ВОХМ
имени И.Н. Крамского
Портрет отца художницы, 1906 год. Холст, масло. Частное
собрание
Невесты. Троицын день, 1907 год. Холст, масло.
Научно-исследовательский музей при Российской академии
художеств
Елена стала первой женщиной в России, которой
после окончания Академии художеств, официально было предоставлено
пенсионерство для обучения за границей. Сначала она обучалась в
Академии Родольфо Жюлиана в Париже, потом в Италии, где напиталась
новыми веяниями и течениями, царившими в те годы. В основе своей
живописи она сохранила чёткий репинский рисунок, но шла на самые
рискованные эксперименты, многие её работы напоминают опыты Сезанна
и Тулуз-Лотрека; она владела контрастным цветами и резким контуром.
Её портреты как раз являют симбиоз глубокого проникновения в образ
и новых приёмов.
Девушка в красном, 1907 год. Холст, масло. Музей Мимара, Загреб
Портрет Елены Киселёвой, около 1907 года. Картон, пастель. ВОХМ
имени И.Н. Крамского
Людмила АНТОНОВА
Портрет Александры Шварц, 1900-е годы. Картон, пастель.
Ревность, 1907 год. Холст, масло. Собрание Олега Арюхина,
Санкт-Петербург
Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908
годы. Холст, масло. ВОХМ имени И.Н. Крамского
В парке (не окончена), 1908 год. Холст на картоне, масло. ВОХМ
имени И.Н. Крамского
Дома. Автопортрет, 1908 год. Холст, масло. Институт русского языка
и литературы Пушкинский дом, Санкт-Петербург
В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет
Дома, где Киселева изобразила себя в интерьере своего
парижского ателье, был удостоен премии имени Архипа Ивановича
Куинджи
Портрет Лизы (Портрет Елизаветы Константиновны Федяевской), 1909
год.
Портрет неизвестной в шали, 1910 год. Холст, масло. Государственный
Русский музей
Дама с лилиями, 1910 год. Бумага на картоне, пастель. ВОХМ имени
И.Н. Крамского
Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910 год.
Холст, масло. ВОХМ имени И.Н. Крамского
На балконе (портрет Виктории Федяевской), 1910 год. Холст,
масло.
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств,
Санкт-Петербург
Мать и дочь, 1911 год.
Натурщица, 1911 год
Маруся, 1913 год. Холст, масло. ВОХМ имени И.Н. Крамского
А это самая известная и любимая работа художницу, своего рода её
визитная карточка.
Портрет дамы (Портрет Любови Бродской), 1916 год. Частная
коллекция
Елена Киселева, поражённая эффектностью и красотой Любови Марковны,
жены художника Исаака Бродского, во время пребывания в гостях у
Чуковского в Финляндии, написала этот прекрасный портрет
Портрет Антона Дмитриевича Билимовича, супруга Елены Киселёвой,
1925 год. Холст, масло.
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств,
Санкт-Петербург
После революции Елена Киселёва с мужем и сыном
эмигрировала в Сербию, где и прожила всю свою остальную жизнь.
Немного писала, выставлялась, но преимуществено занималась семьёй.
Она вспоминала: В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: Мой
муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой
и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в
воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили,
что называется, открыто, но никто не интересовался
художницей Киселевой... После смерти сына, скончавшегося вскоре
после возвращения из немецкого концентрационного лагеря, она
написала Портрет сына на смертном одре и навсегда оставила
живопись.
Портрет сына Арсения, 1925 год. Холст, масло. Музей современного
искусства Македонии, Скопье
Прекрасные дамы, 1927 год. Холст, уголь, цветной карандаш. ВОХМ им.
И.Н. Крамского
Женский портрет, 1930 год. Холст, масло. Частное собрание
Автопортрет с зелёной вазой, 1910 год. Холст, масло. ВОХМ им. И.Н.
Крамского
Последние годы после смерти мужа Елена Андреевна провела в одиночестве, ухаживая за любимым садом и цветами. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет. И вместе с ней по её завещанию была сожжёна во время кремации и последняя её работа
|
</> |
