Юбилейная выставка Игоря Грабаря


Юбилейная выставка, подготовленная Третьяковской галереей к 150-летию со дня рождения, представляет наиболее полную ретроспективу лучших живописных произведений Игоря Эммануиловича Грабаря и раскрывает его роль как организатора крупных гуманитарных проектов. Чувство ответственности за судьбы русской культуры принимало у Грабаря характер личного долга, причём без всякой позы и оттенка миссионерства. По мнению современников, оно выражалось как страсть к делу и понуждало его переходить от одного большого предприятия к другому.
Экспозиция размещена на двух этажах Инженерного корпуса и начинается с произведений Грабаря дореволюционного и советского периодов. Архитектурное пространство каждого зала имеет свое индивидуальное решение. Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы Грабаря, исполненные в подмосковных имениях. Следующее помещение мыслится двояко: как воображаемый парк-пленэр - место создания пейзажей, и мастерская, где художник писал портреты.

Филипп Малявин. Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря, 1895. Холст, масло. Государственный Русский музей
Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1889-1893), затем учился в Высшем художественном училище Академии художеств (1894-1896), обучался в Мюнхене в частной студии знаменитого педагога Антона Ажбе (1896-1898). Ранние произведения Грабаря, созданные под его влиянием, представлены на выставке.

И. Грабарь. Дама с собакой, 1899. Холст, масло. ГТГ

Фрагмент
В зале третьего этажа представлены произведения Грабаря, созданные в дореволюционный и советский периоды. В начале творческого пути художник предпочитал работать в жанре пейзажа и натюрморта, ориентируясь на живопись французских импрессионистов. Грабарь нашёл свои живописно-пластические приёмы для изображения русской природы. Он с воодушевлением изображал пушистые сугробы, заснеженные крыши домов, а главное - сверкающий иней на выразительных ветвях берез. Среди созданных тогда пейзажей "Февральская лазурь" (1904) - наиболее яркий и выразительный пример использованного художником метода цветового разложения, иначе дивизионизма.

И. Грабарь. Февральская лазурь, 1904. Холст, масло. ГТГ
В 1901 году, после пяти лет проживания в Германии, художник вернулся в Россию и на выставке "Мир искусства" 1901-1902 годов показал девять произведений, принесших ему известность. Это были усадебные пейзажи, жанр, в дальнейшем получивший развитие в творчестве С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова, П.И. Петровичева.

Справа - И. Грабарь. Мартовский снег, 1904. Холст, масло. ГТГ
В начале 1900-х Грабарь обращается к не слишком распространенному среди живописцев Серебряного века жанру натюрморта. Он изображал фарфоровую и хрустальную посуду, серебряные приборы, роскошные цветы и фрукты, сверкающие белизной крахмальные скатерти, отражая счастье бытия. В таких картинах, как "Хризантемы" (1905) и "Неприбранный стол" (1907), он находит множество изысканных колористических и композиционных решений. В художественном развитии Грабарь прошел путь от фактурной непосредственности импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма, а в зрелые годы стал одним из основоположников соцреализма.

И. Грабарь. Хризантемы? 1905. Холст, масло. ГТГ
Первые картины создавались в подмосковной усадьбе князей Щербатовых Наро-Фоминское. Затем на протяжении нескольких лет Грабарь гостил в загородных имениях своих друзей: В.Н. Писарева, Ф.А. Малявина, С.В. Иванова, И.И. Трояновского, где и находил источник вдохновения. С 1904 года вплоть до революции
он работал в усадьбе Дугино, принадлежавшей его другу и художнику Н.В Мещерину. В гостеприимной и творческой атмосфере мещеринского дома создавалась
большая часть усадебных видов и натюрмортов. Многие из них написаны в технике пуантилизма, в которой до Грабаря в России никто не работал. Опираясь на опыт европейского импрессионизма и постимпрессионизма, художник нашел новые возможности для воплощения национальной природы и вписал яркую страницу в историю русского импрессионизма.

И. Грабарь. Яблоки, 1905. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

И. Грабарь. Иней,1906. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Фрагмент

Морозное утро. Розовые лучи, 1906. Холст, масло. Коллекция В.И. Некрасова, Москва

И. Грабарь. Голубая скатерть, 1907. Холст, масло. ГРМ

И. Грабарь. Березовая роща, 1908. Холст, масло. Частное собрание

Фрагмент

И. Грабарь. В гололедицу, 1908. Холст, масло. Государственный музей изобразительного искусства Республики Татарстан
После революции мастер продолжал работать в натюрморте и пейзаже. В 1930-е годы изображенные на его холстах пышные и яркие букеты цветов отражали декларируемый эпохой социальный оптимизм, одновременно нивелируя темные стороны жизни страны. В пейзажной живописи Грабарь стремился к реалистическому изображению природы, состояния атмосферы, освещенности. Одновременно живописец возвращается к излюбленным мотивам прежнего времени и создает серию произведений под названием "День инея".

И. Грабарь. Мартовский снег, 1921. Картон, масло. ГТГ
Изображён парадный фасад главного здания усадьбы Ольгово Дмитровского уезда Московской губернии, построенного по заказу графа С.С. Апраксина архитектором Ф.И. Кампорези (1790-е, с 1960-х полуразрушен).

И. Грабарь. Старый дом в Ольгове, 1921. Холст, масло. Частное собрание, Москва

И. Грабарь. Рябинка, 1915. Этюд для одноимённой картины (1915). Холст, масло. Частное собрание

И. Грабарь. Натюрморт. Груши на синей скатерти, 1922. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
Картина, наряду с другими работами, создана для выставки русского искусства в Нью-Йорке 1924 года. Грабарь изобразил себя с женой на фоне своего пейзажа.

И. Грабарь. Автопортрет с женой, 1923. Холст, масло. Новокузнецкий художественный музей
Пейзаж написан в селе Крылатское, недалеко от Кунцева.

И. Грабарь. Ясный осенний вечер, 1923. Холст, масло. ГТГ
Следующий пейзаж написан в деревне Жилино Люберецкого района Московской области, где Грабарь снимал дачу.

И. Грабарь. Рябины, 1924. Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"
Село Косино, изображённое на следующей картине ныне находится в черте Москвы.

И. Грабарь. На озере, 1926. Холст, масло. ГРМ. - Село Косино

И. Грабарь. Старый сарай в морозный день,1933. Холст, масло. ГТГ

И. Грабарь. Березовая аллея, 1940. Холст, масло. ГТГ
На картине изображён двор между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, а также церковь Николая Мирликийского в Пыжах (1672) - районе Замоскворечья, с которым была тесно связана жизнь художника ещё с лицейских времён.

И. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. Серый день, 1941. Холст, масло. ГТГ

И. Грабарь. Дельфиниумы, 1944. Холст, масло. Новокузнецкий художественный музей

И. Грабарь. В саду. Грядка дельфиниумов, 1947. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
На картине изображён дом Грабаря, возведённый по его проекту в стиле финского деревянного модерна в 1934-1935 годах в посёлке Ново-Абрамцево. Посёлок располагался на берегу реки Вори, напротив знаменитой усадьбы Абрамцево. Он замышлялся как обитель нового содружества живописцев, подобного мамонтовскому кружку.

И. Грабарь. Сирень у входа в Абрамцевскую мастерскую, 1953. Холст, масло. Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова
Мария Михайловна Мещерина (1893-1964) - свояченица художника, ставшая позднее его второй женой. С 1918 года работала вместе с Грабарём и сестрой Валентиной во Всероссийской коллегии по делам Музеев и охране памятников старины.

В центре - И. Грабарь. Портрет Марии Мещериной, 1931. Холст, масло. ГТГ
Валентина Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина, 1892-1959) - жена художника с 1913 по 1934-й. С 1913-го работала в Третьяковской галерее, после замужества помогала готовить научные труды художника к печати.

И. Грабарь. Портрет Валентины Грабарь, 1931-1947. Холст, масло. ГТГ

Портрет О.И. Грабарь, дочери художника, 1935. Холст, масло. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова


И. Грабарь. Луч солнца, 1901. Холст, масло. ГТГ

И. Грабарь. Сентябрьский снег, 1903. Холст, масло. ГТГ

И. Грабарь. Ямщик, 1904. Холст, масло. ГТГ


Интерьер (Лампа с зелёным абажуром), 1891.Холст, масло. Частное собрание, Москва

И. Грабарь. Ветви деревьев. 1900-е. Холст, масло. ГТГ

Фрагмент

И. Грабарь. Золотые листья, 1901. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова
На картине изображены племянники Николая Мещерина.

И. Грабарь. Под березами. Групповой портрет, 1904. Не окончен. Холст, масло. Частное собрание

И. Грабарь. Сирень и незабудки, 1905. Холст, масло. Ярославский художественный музей

И. Грабарь. Утренний чай, 1917. Холст, масло. Государственный музей изобразительного искусства Республики Татарстан

И. Грабарь. Цветы и фрукты на рояле, 1904. Холст, масло. ГРМ

И. Грабарь. Вешний поток, 1904. Холст, масло. ГРМ
На картине изображена 13-летняя Валя Мещерина, будущая супруга художника.

И. Грабарь. За самоваром?, 1905. Холст, масло. ГТГ
Также в 1920-1930-е годы Грабарь открыл для себя жанр портрета. Ему позировали родственники, друзья, люди творческих профессий. На протяжении жизни он создал запоминающуюся серию автопортретов. В 1933 году живописец завершил длительную работу над жанрово-тематической картиной "В.И. Ленин у прямого провода", затем "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина" (1938 (1939?)). В 1930-е годы он принял заказ от Академии наук на создание портретов академиков Н.Д. Зелинского, В.И. Вернадского, А.Н. Северцова, С.А. Чаплыгина и других. Грабарь всегда отталкивался от натуры и добивался в работах исключительного портретного сходства, ориентируясь на творчество своих любимых художников Ильи Репина и Валентина Серова.

Портрет В.Э. Грабаря, брата художника, 1901. Холст, масло. Частное собрание

И. Грабарь. Светлана, 1933. Холст, масло. ГТГ
Ксения Дмитриевна Медовая известна благодаря этому портрету. Её имя упоминается в дневнике жены художника.

И. Грабарь. Портрет К.Д. Медовой, 1932. Холст, масло. ГРМ
Михаил Владимирович Морозов (1868-1938) - революционер, критик, беллетрист, поэт. Вице-президент Государственной академии художественных наук (1930-1932), заведующий секцией искусств при Крито-библиографическом институте (1932-1936) в Москве. Председатель Союза революционных драматургов.

Портрет М.В. Морозова, 1934. холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Елизавета Григорьевна Никулина (урожд. Княжна Волконская, 1896-1984) - в начале 1930-х жена писателя Л.В. Никулина. Среди её предков - М.В. Ломоносов, министр П.М. Волконский, декабристы С.Г. Волконский и И.В. Поджио, генералы Н.Н. Раевский и А.Х. Бенкендорф.

И. Грабарь. Портрет Е.Г. Никулиной. 1935. Холст, масло. ГТГ

И. Грабарь. Портрет Сергея Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941. Холст, масло. ГТГ
Вера Георгиевна Дулова (1909-2000) - арфистка, солистка оркестра Большого театра с1932 года.

И. Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой? 1935. Холст, масло. ГТГ

И. Грабарь. Зимой. Портрет дочери, 1934. Холст, масло. ГТГ
Портрет Ленина написан по заказу Музея революции в Москве в период работы над картиной "В.И. Ленин у прямого провода" (1928-1933, Государственный исторический музей).

Портрет В.И. Ленина, 1933. Холст, масло. Музей современной истории России, Москва
Продолжение будет!
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции
|
</> |