рейтинг блогов

Выставка "Удача гения" в Музее Тропинина

топ 100 блогов bellezza_storia25.11.2022
Выставка Удача гения в Музее Тропинина

Русский музей и Музей Тропинина подготовили замечательную экспозицию под названием "Удача гения" - 33 живописных произведения, графика и документы. Из коллекции петербургского музея в столицу привезли: "Казначейшу", портреты сына и жены художника, писательницы Варвары Лизогуб, купца Александра Сапожникова, художника Петра Соколова и гитариста Павла Васильева. В экспозиции отражен жизненный и творческий путь художника: от крепостного до академика Императорской академии художеств. Среди первых висит портрет Ираклия Моркова, графа, у которого художник был крепостным. Лишь в 47 лет Василий Тропинин получил вольную, будучи очень востребованным портретистом. Cвою мастерскую он открыл уже в зрелом возрасте. Художник выбрал местом жительства купеческую Москву, а не столицу, несмотря на то, что там было больше возможностей для карьеры. В Москве Тропинин прославился, стал лидером Московской портретной школы.
Признание коллег пришло раньше, чем любовь публики. Мастер с большой вероятностью мог бы поехать в Италию, если бы в то время получил вольную, а вместе с ней и возможность стать академиком. Однако, по воспоминаниям биографа Тропинина Николая Рамазанова, его учитель, Степан Щукин, позавидовал успеху ученика и способствовал возвращению художника к своему хозяину Ираклию Моркову. Там он обучал рисованию детей, руководил строительством и росписью церкви, в которой позже венчался с Анной Ивановной Катиной - с ней они в любви и согласии прожили почти пятьдесят лет.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина

Портреты, на которых все выглядят красивыми, сразу же хочется сравнить с нашими фотографиями в соцсетях. Однако различий здесь больше, чем сходства.
Отредактированные фото выкладывают сегодня для всеобщего обозрения. Живописные портреты власть имущих в XIX в. видели в основном те, кто приходил в гости к модели, был допущен в дом. Сегодня хотят произвести впечатление на незнакомых людей; а в XIX в. зрители знали и то, что представляет из себя человек, и как он выглядит при дневном свете без "фильтров". "Вот какой я", - говорит более-менее абстрактной аудитории фотография в соцсети.
"Меня, как и всех серьёзных людей, увековечил прославленный мастер", свидетельствовал живописный портрет в гостиной пушкинской эпохи. Заказчики Тропинина были очень разными. Власть имущим, вероятнее всего, какими бы образованными они ни были, прежде всего, нужны были красота и конвенциональность. Манеру и технику портретиста скорее могли оценить люди творческие. Современные фильтры используют находки художников прошлого, чтобы сделать модель симпатичнее. Это касается корректировки овала лица, тона кожи, цвета глаз. Василий Тропинин, хоть и умер 165 лет назад, находится на шаг впереди - он умел показать человека и красивым, и добрым. Удача гения - это любовь, достаток, статус и круг общения. Семья художника встречает нас в самом начале экспозиции. Как и в жизни, они поддерживают друг друга. Достаток продемонстрирован в первом зале. Можно сказать, что перед нами светская хроника начала XIX в. Власть имущие давали художнику возможность жить и творить, чувствовать уверенность в будущем. Богемный круг общения представлен во втором зале. Статус художнику давала Академия, без нее в России первой половины XIX в. даже Леонардо да Винчи был бы "ненастоящим художником". Взятие этого Эвереста отражено в третьем зале. Всё это вместе способствовало апофеозу - картины бывшего крепостного оказались в коллекции Императорского музея. Этому посвящен последний зал экспозиции.

                                                                                                                                       Искусствовед Мария Санти - куратор выставки

Выставка Удача гения в Музее Тропинина

Впервые на этой выставке портреты супруги художника Анны Катиной и его сына Арсения из Русского музея размещены рядом с автопортретом художника из коллекции Музея Тропинина. Друзья и коллеги Тропинина, в том числе Карл Брюллов и скульптор Иван Витали, не застав его дома, взяли в привычку расписываться на двери его квартиры. Легендарная дверь не сохранилась, однако воспоминания о ней вдохновили художников Владимира Богачева и Евгения Гриневича на создание инсталляции в первом зале выставки.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина


В 1807 году по большой любви Тропинин женился на свободной поселянке Анне Катиной, которая, став женой крепостного, потеряла личную свободу. Счастливый брак продлился более полувека. Сын Тропининых Арсений родился в 1809 году. Жена и сын художника оставались крепостными до 1829 года.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина


Рядом экспонируется портрет графа Ираклия Ивановича Моркова - хозяина крепостного художника, храброго русского офицера, героя Очакова, Измаила и Бородина.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
В.А.Тропинин. Портрет графа Ираклия Ивановича Моркова. Холст, масло. Музей Тропинина

Тропинин первым из русских художников создал целую галерею милых детских образов.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
В.А. Тропинин. Портрет князя Михаила Александровича Оболенского ребёнком, ок. 1812

Сын Арсений (1806-1885) также стал художником, являлся учеником своего отца. Получил звание неклассного художника портретной живописи за копии картин своего отца - "Гитарист" и "Белошвейка" (и другие).

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет сына художника за мольбертом, 1820-е. Холст, масло. Русский музей


Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Анны Ивановны Тропининой, не ранее 1823. Холст, масло. Русский музей

Добрым гением В.А. Тропинина стал генерал-майор и любитель искусств Алексей Алексеевич Тучков. Василий Андреевич часто бывал у Тучкова, который лично хлопотал за крепостного художника перед его хозяином графом Морковым, уговаривая дать живописцу вольную. Цель была достигнута в 1823 году, когда Тропинин получил свободу в качестве подарка на Пасху. Алексей Алексеевич принадлежал к роду Тучковых, известному с XV века, был старшим сыном Алексея Васильевича - сподвижника Суворова. Коллекционировал предметы искусства, ратовал за отмену крепостного права. Свои способности Алексей Алексеевич проявил, став один активных организаторов народного ополчения в 1812 году и снабжая русскую армию всем необходимым. За заслуги Александр I вручил ему именную грамоту.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Алексея Алексеевича Тучкова, 1843. Холст, масло

Кушников Сергей Сергеевич (1767-1839) - адъютант Александра Суворова, участвовал в Итальянских походах. При императоре Александре I служил по гражданскому ведомству, прокурор Берг-коллегии, вице-губернатор Москвы, гражданский губернатор Петербурга. В 1808-1810 годах состоял на дипломатической службе. С 1810 года поселился в Москве. С 1826 года - действительный тайный советник. Сергей Сергеевич был родственником Николая Карамзина.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Сергея Сергеевича Кушникова, 1828. Холст, масло

На выставке представлена одна из самых известных работ В.А. Тропинина - "Девушка с горшком роз" (1850). Картина поступила в Русский музей (Музей Александра III) в 1897 году из собрания Царскосельского Александровского дворца. В июне 1941 года она вошла в состав временной выставки, открывшейся в Алупкинском дворце в Крыму, вскоре оккупированном фашистами. После Великой Отечественной войны полотно считалось утерянным.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
В.А. Тропинин. Девушка с горшком роз, 1850. Холст, масло. Музей Тропинина

В средине 1950-х годов основатель Музея Тропинина, известный коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский нашёл "Девушку с горшком роз" в одном из антикварных магазинов Москвы, где она была выставлена на продажу случайным владельцем. Вишневский узнал руку мастера, а позднее и подпись художника была обнаружена в тонком орнаментальном поясе на горшке. Коллекционер передал портрет основанному им Музею В.А. Тропинина.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Фрагмент картины с подписью автора


Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Девочка с собакой. Копия с картины Ж.-Б. Греза, 1831. Холст, масло

Екатерина Ивановна Карзинкина - московская купчиха, дочь чаеторговца Ивана Медведникова, почетного гражданина Иркутска, жена московского чаеторговца И. А. Карзинкина. Чай, поставляемый из Китая братьями Карзинкиными, был известен в Москве. Екатерина Ивановна изображена в русском костюме, особенно модном в Николаевскую эпоху.
Елизавета Ивановна Нарышкина (1791-1858) была известна в Москве под прозванием "толстуха Лиза" (с возрастом очень располнела) или "бедная Лиза" (намек на деспотический характер матери), умерла девицей. В 1812 году была пожалована фрейлиной. Елизавета Ивановна была в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным и стала участницей известного масленичного катания 1 марта 1831 года в Москве, где поэт появился со своей молодой женой.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде в интерьере, этюд около 1838. Холст, масло. Портрет Елизаветы Ивановны Нарышкиной, не позднее 1816. Дерево, масло

Уникальная личность Самсон Ксенофонтович Суханов (1768-1840) - мастер-каменотёс, родился в крестьянской семье. Подростком бурлачил, ходил на морские промыслы. Уехав в Петербург, стал мастером-гранитчиком. Под руководством Суханова и им самим выполнены строительные работы в Петербурге на Стрелке Васильевского острова, здание Фондовой биржи, в том числе скульптурные группы на фронтонах, каменные работы, колонны, скульптуры Горного института; скульптуры на башне Адмиралтейства; 72 колонны для Исаакиевского собора; каменные работы, 194 колонны для колоннад Казанского собора, пьедесталы для памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли у Казанского собора в Петербурге и для памятника К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве, колонна Победы в Риге и многое другое. Разработал эффективный способ добычи гранитных монолитов, обеспечивший возможность выполнения таких сооружений как Александрийская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, самая высокая в мире.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Старик, обстругивающий костыль, 1830-е. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова, 1823. Холст, масло


Выставка Удача гения в Музее Тропинина

Девушка, изображённая на портрете, очень женственна, а детально прописанные принадлежности для рукоделия передают ощущение уюта и покоя.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Тропинин В.А. Кружевница. Девушка плетущая кружева, 1830-е. Холст, масло. Музей Тропинина

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Кружевница. Фрагмент


Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Тропинин В.А. Женщина в окне (Казначейша), 1841. Холст. масло. Русский музей

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Казначейша. Фрагмент

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Казначейша. Фрагмент


Выставка Удача гения в Музее Тропинина

Имена Сапожниковых были связаны с крупными благодеяниями. Астраханский купец, городской голова Александр Александрович Сапожников своими решительными действиями спас город от затопления в 1867 году, приказав укрепить берег Волги мешками муки за свой счет. Сапожниковы помогали бедным, создали приют для сирот, устраивали больницы и другие благотворительные заведения, обустроили Тинакскую грязелечебницу, немало усилий приложили к благоукрашению Успенского собора.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Александра Александровича Сапожникова,1832. Холст, масло. Русский музей

Павел Михайлович Васильев (1798-1854) - титулярный советник и кавалер ордена Св. Станислава 3 степени, бухгалтер Конторы Императорских Московских театров, большой любитель музыки, игру которого на гитаре часто слушал художник.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
В.А. Тропинин. Портрет П.М. Васильева, бухгалтера конторы московских императорских театров, любителя музыки, 1830-е. Русский музей

Изображение Варвары Лизогуб, автора небольшой повести в стихах "Зулейка", опубликованной в августе 1845, является классическим произведением зрелого периода творчества Тропинина. Картина, как и многие портреты художника, изображает собирательный образ, воплотивший представление мастера о лучших качествах национального женского типа.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет писательницы Варвары Ильиничны Лизогуб, 1847. Холст, масло. Русский музей

Николай Аполлонович Майков (1794-1873) - сын литератора и театрального деятеля А.А. Майкова. Отец поэта Аполлона, журналиста и критика Валериана, историка литературы академика Леонида Майковых. Участник Отечественной войны 1812 года, за Бородинское сражение был награжден орденом Св.Владимира 4-й степени с бантом. В 1821 Николай Майков вышел в отставку и поселился в подмосковном имении Никольское. Здесь он начал самостоятельно заниматься живописью. Писал портреты, в основном членов семьи, друзей дома, автопортреты.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова, 1821. Холст, масло. Русский музей

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. Фрагмент


Выставка Удача гения в Музее Тропинина


Выставка Удача гения в Музее Тропинина


На выставке представлен портрет шуйского мецената Диомида Киселева, дед которого в своё время выкупился из крепостных и стал купцом.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Александры Ивановны Киселёвой, начало 1830-х. Холст, масло. Портрет Диомида Васильевича Киселёва, 1834. Холст, масло

Кусов Алексей Иванович (1790 (?)-1848) - сын учредителя Российско-Американской компании Ивана Кусова (1750-1819). Продолжатель дела в торговой компании "Кусов и сыновья". С 1808 года - член Императорского Вольного экономического общества, с 1822 года - директор Коммерческого банка, коммерции советник.
Московский дворянин Владимир Артемьевич Раевский (1811-после 1855) воспитывался в Пажеском корпусе и Школе гвардейских подпрапорщиков. По материнской линии был племянником Дениса Давыдова. В 1828 году вышел юнкером в лейб-гвардии Конный полк. Его брат, Иван Артемьевич, дружил с Львом Николаевичем Толстым. На военной службе Владимир Артемьевич был недолго, ушел в отставку, поселился в своем имении Никитское Епифанского уезда Тульской губернии.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Алексея Ивановича Кусова (?), начало 1830-х. Портрет Владимира Артемьевича Раевского. 1846 год. Холст, масло

В галерее портретов на выставке можно увидеть портрет друга Тропинина, вольноотпущенного художника и реставратора Василия Степановича Энева, который, как и он, родился крепостным.
Князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859) - яркая личность грибоедовской Москвы, владелец и устроитель усадеб Кузьминки и Гребнево, прозванный "последним московским вельможей". Действительный тайный советник 1-го класса, был удостоен всех высших российских орденов. В преклонном возрасте Сергей Михайлович неформально почитался за главу рода Голицыных и платил пенсии многим из нуждающихся своих родственников, иногда весьма дальних.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Василия Степановича Энева, 1820-е. Портрет князя Сергея Михайловича Голицына, после 1828. Оба - холст, масло

Александр Андреевич Тон (1790-1858) - художник, академик архитектуры, общественный деятель, брат архитектора Константина Тона - автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве. В 1810 году окончил Императорскую Академию художеств по классу архитектуры. В Петербурге работал в мастерской архитектора Владимира Стасова, где проектировал Александринскую, Михайловскую площади и Марсово Поле. В 1853 году получил звание заслуженного профессора архитектуры. В Москве работал над возведением Храма Христа Спасителя.
Человек удивительной судьбы, композитор Александр Александрович Алябьев (1787-1851) происходил из старинного дворянского рода. Окончив Московский университет, служил по горному ведомству. Добровольцем участвовал в Отечественной войне 1812 года, дойдя до Парижа. В 1823 году вышел в отставку подполковником и начал серьёзно заниматься музыкой. Вскоре в его жизнь вмешалась трагическая случайность: он был несправедливо обвинён в убийстве во время карточной игры и сослан в Тобольск, откуда переведён сначала на Кавказ, а затем в Оренбург. В годы ссылки композитор записал много народных песен. Он писал оперы и оперетты, однако наибольшую известность приобрёл как мастер романса. Им создано свыше 150 романсов и песен. Истинную славу автору принёс "Соловей" на стихи А.А. Дельвига.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Портрет Александра Андреевича Тона, 1843. Портрет Александра Александровича Алябьева (?), 1840-е. Оба - холст, масло

Портрет родоначальника русского акварельного портрета интересен и как изображение коллеги по цеху. Соколов был женат на Юлии Брюлловой - младшей сестре Федора, Александра и Карла Брюлловых. Имя Соколова неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей невозможно представить себе портретную галерею современников поэта. Петр Соколов выполнил около 450 портретов в технике акварели на бумаге, рисунка сангиной и итальянским карандашом, был автором композиций на исторические темы.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
В.А. Тропинин. Портрет П.Ф. Соколова. 1833. Холст, масло. Русский музей

Выставку "Удача гения" можно посетить до 26 февраля 2023 года в Музее Тропинина.

Выставка Удача гения в Музее Тропинина
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции, www.museum-tropinina.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
... теперь самое главное - не допускать в Израиле забастовок и демонстраций. А то выйдут соцработники на площадь, протестовать, требуя повышения зарплат, а тут херакс - Томагавки по всем армейским базам и Моллу Азриэли, на всякий пожарный.... Хуле, ...
Скажите, а вас здесь вообще много осталось? Некоторое время назад в воздухе вдруг набухло какое-то движение гусей к лучшей жизни, отдельным площадкам на юге, и ...
Все-таки в отношении русских к украинцам, к Украине таится что-то ключевое, судьбоносное – для нас, русских. Для украинцев Россия тоже значима, но только как точка отталкивания, помогающая осознанию своей, украинской, инаковости. Для русских же Украина, напротив, точка постоянного ...
Представителей «Гугла» вызвали в Госдуму, чтобы задать им неприятный вопрос — почему они помечают на картах Крым украинским. «Гугл» ответил в том духе, что если заходить с российских айпи, то Крым показывается русским, а если с иностранных, то как спорная территория. Цитирую Кримсона: ...
Учу японский... Для самой неожиданно... Неожиданно, что японский мужчина такой чувственный... Красивые танцы, ласковые поцелуи и нежные объятия... Но, наверно, это должно было быть ожидаемо... От человека, который получает истинное удовольствие даже от ...