Выставка "Удача гения" в Музее Тропинина
bellezza_storia — 25.11.2022Русский музей и Музей Тропинина подготовили замечательную экспозицию под названием "Удача гения" - 33 живописных произведения, графика и документы. Из коллекции петербургского музея в столицу привезли: "Казначейшу", портреты сына и жены художника, писательницы Варвары Лизогуб, купца Александра Сапожникова, художника Петра Соколова и гитариста Павла Васильева. В экспозиции отражен жизненный и творческий путь художника: от крепостного до академика Императорской академии художеств. Среди первых висит портрет Ираклия Моркова, графа, у которого художник был крепостным. Лишь в 47 лет Василий Тропинин получил вольную, будучи очень востребованным портретистом. Cвою мастерскую он открыл уже в зрелом возрасте. Художник выбрал местом жительства купеческую Москву, а не столицу, несмотря на то, что там было больше возможностей для карьеры. В Москве Тропинин прославился, стал лидером Московской портретной школы.
Портреты, на которых все выглядят красивыми, сразу же хочется сравнить с нашими фотографиями в соцсетях. Однако различий здесь больше, чем сходства.
Отредактированные фото выкладывают сегодня для всеобщего обозрения. Живописные портреты власть имущих в XIX в. видели в основном те, кто приходил в гости к модели, был допущен в дом. Сегодня хотят произвести впечатление на незнакомых людей; а в XIX в. зрители знали и то, что представляет из себя человек, и как он выглядит при дневном свете без "фильтров". "Вот какой я", - говорит более-менее абстрактной аудитории фотография в соцсети.
"Меня, как и всех серьёзных людей, увековечил прославленный мастер", свидетельствовал живописный портрет в гостиной пушкинской эпохи. Заказчики Тропинина были очень разными. Власть имущим, вероятнее всего, какими бы образованными они ни были, прежде всего, нужны были красота и конвенциональность. Манеру и технику портретиста скорее могли оценить люди творческие. Современные фильтры используют находки художников прошлого, чтобы сделать модель симпатичнее. Это касается корректировки овала лица, тона кожи, цвета глаз. Василий Тропинин, хоть и умер 165 лет назад, находится на шаг впереди - он умел показать человека и красивым, и добрым. Удача гения - это любовь, достаток, статус и круг общения. Семья художника встречает нас в самом начале экспозиции. Как и в жизни, они поддерживают друг друга. Достаток продемонстрирован в первом зале. Можно сказать, что перед нами светская хроника начала XIX в. Власть имущие давали художнику возможность жить и творить, чувствовать уверенность в будущем. Богемный круг общения представлен во втором зале. Статус художнику давала Академия, без нее в России первой половины XIX в. даже Леонардо да Винчи был бы "ненастоящим художником". Взятие этого Эвереста отражено в третьем зале. Всё это вместе способствовало апофеозу - картины бывшего крепостного оказались в коллекции Императорского музея. Этому посвящен последний зал экспозиции.
Искусствовед Мария Санти - куратор выставки
Впервые на этой выставке портреты супруги художника Анны Катиной и его сына Арсения из Русского музея размещены рядом с автопортретом художника из коллекции Музея Тропинина. Друзья и коллеги Тропинина, в том числе Карл Брюллов и скульптор Иван Витали, не застав его дома, взяли в привычку расписываться на двери его квартиры. Легендарная дверь не сохранилась, однако воспоминания о ней вдохновили художников Владимира Богачева и Евгения Гриневича на создание инсталляции в первом зале выставки.
В 1807 году по большой любви Тропинин женился на свободной поселянке Анне Катиной, которая, став женой крепостного, потеряла личную свободу. Счастливый брак продлился более полувека. Сын Тропининых Арсений родился в 1809 году. Жена и сын художника оставались крепостными до 1829 года.
Рядом экспонируется портрет графа Ираклия Ивановича Моркова - хозяина крепостного художника, храброго русского офицера, героя Очакова, Измаила и Бородина.
В.А.Тропинин. Портрет графа Ираклия Ивановича Моркова. Холст, масло. Музей Тропинина
Тропинин первым из русских художников создал целую галерею милых детских образов.
В.А. Тропинин. Портрет князя Михаила Александровича Оболенского ребёнком, ок. 1812
Сын Арсений (1806-1885) также стал художником, являлся учеником своего отца. Получил звание неклассного художника портретной живописи за копии картин своего отца - "Гитарист" и "Белошвейка" (и другие).
Портрет сына художника за мольбертом, 1820-е. Холст, масло. Русский музей
Портрет Анны Ивановны Тропининой, не ранее 1823. Холст, масло. Русский музей
Добрым гением В.А. Тропинина стал генерал-майор и любитель искусств Алексей Алексеевич Тучков. Василий Андреевич часто бывал у Тучкова, который лично хлопотал за крепостного художника перед его хозяином графом Морковым, уговаривая дать живописцу вольную. Цель была достигнута в 1823 году, когда Тропинин получил свободу в качестве подарка на Пасху. Алексей Алексеевич принадлежал к роду Тучковых, известному с XV века, был старшим сыном Алексея Васильевича - сподвижника Суворова. Коллекционировал предметы искусства, ратовал за отмену крепостного права. Свои способности Алексей Алексеевич проявил, став один активных организаторов народного ополчения в 1812 году и снабжая русскую армию всем необходимым. За заслуги Александр I вручил ему именную грамоту.
Портрет Алексея Алексеевича Тучкова, 1843. Холст, масло
Кушников Сергей Сергеевич (1767-1839) - адъютант Александра Суворова, участвовал в Итальянских походах. При императоре Александре I служил по гражданскому ведомству, прокурор Берг-коллегии, вице-губернатор Москвы, гражданский губернатор Петербурга. В 1808-1810 годах состоял на дипломатической службе. С 1810 года поселился в Москве. С 1826 года - действительный тайный советник. Сергей Сергеевич был родственником Николая Карамзина.
Портрет Сергея Сергеевича Кушникова, 1828. Холст, масло
На выставке представлена одна из самых известных работ В.А. Тропинина - "Девушка с горшком роз" (1850). Картина поступила в Русский музей (Музей Александра III) в 1897 году из собрания Царскосельского Александровского дворца. В июне 1941 года она вошла в состав временной выставки, открывшейся в Алупкинском дворце в Крыму, вскоре оккупированном фашистами. После Великой Отечественной войны полотно считалось утерянным.
В.А. Тропинин. Девушка с горшком роз, 1850. Холст, масло. Музей Тропинина
В средине 1950-х годов основатель Музея Тропинина, известный коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский нашёл "Девушку с горшком роз" в одном из антикварных магазинов Москвы, где она была выставлена на продажу случайным владельцем. Вишневский узнал руку мастера, а позднее и подпись художника была обнаружена в тонком орнаментальном поясе на горшке. Коллекционер передал портрет основанному им Музею В.А. Тропинина.
Фрагмент картины с подписью автора
Девочка с собакой. Копия с картины Ж.-Б. Греза, 1831. Холст, масло
Екатерина Ивановна Карзинкина - московская купчиха, дочь чаеторговца Ивана Медведникова, почетного гражданина Иркутска, жена московского чаеторговца И. А. Карзинкина. Чай, поставляемый из Китая братьями Карзинкиными, был известен в Москве. Екатерина Ивановна изображена в русском костюме, особенно модном в Николаевскую эпоху.
Елизавета Ивановна Нарышкина (1791-1858) была известна в Москве под прозванием "толстуха Лиза" (с возрастом очень располнела) или "бедная Лиза" (намек на деспотический характер матери), умерла девицей. В 1812 году была пожалована фрейлиной. Елизавета Ивановна была в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным и стала участницей известного масленичного катания 1 марта 1831 года в Москве, где поэт появился со своей молодой женой.
Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде в интерьере, этюд около 1838. Холст, масло. Портрет Елизаветы Ивановны Нарышкиной, не позднее 1816. Дерево, масло
Уникальная личность Самсон Ксенофонтович Суханов (1768-1840) - мастер-каменотёс, родился в крестьянской семье. Подростком бурлачил, ходил на морские промыслы. Уехав в Петербург, стал мастером-гранитчиком. Под руководством Суханова и им самим выполнены строительные работы в Петербурге на Стрелке Васильевского острова, здание Фондовой биржи, в том числе скульптурные группы на фронтонах, каменные работы, колонны, скульптуры Горного института; скульптуры на башне Адмиралтейства; 72 колонны для Исаакиевского собора; каменные работы, 194 колонны для колоннад Казанского собора, пьедесталы для памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли у Казанского собора в Петербурге и для памятника К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве, колонна Победы в Риге и многое другое. Разработал эффективный способ добычи гранитных монолитов, обеспечивший возможность выполнения таких сооружений как Александрийская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, самая высокая в мире.
Старик, обстругивающий костыль, 1830-е. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова, 1823. Холст, масло
Девушка, изображённая на портрете, очень женственна, а детально прописанные принадлежности для рукоделия передают ощущение уюта и покоя.
Тропинин В.А. Кружевница. Девушка плетущая кружева, 1830-е. Холст, масло. Музей Тропинина
Кружевница. Фрагмент
Тропинин В.А. Женщина в окне (Казначейша), 1841. Холст. масло. Русский музей
Казначейша. Фрагмент
Казначейша. Фрагмент
Имена Сапожниковых были связаны с крупными благодеяниями. Астраханский купец, городской голова Александр Александрович Сапожников своими решительными действиями спас город от затопления в 1867 году, приказав укрепить берег Волги мешками муки за свой счет. Сапожниковы помогали бедным, создали приют для сирот, устраивали больницы и другие благотворительные заведения, обустроили Тинакскую грязелечебницу, немало усилий приложили к благоукрашению Успенского собора.
Портрет Александра Александровича Сапожникова,1832. Холст, масло. Русский музей
Павел Михайлович Васильев (1798-1854) - титулярный советник и кавалер ордена Св. Станислава 3 степени, бухгалтер Конторы Императорских Московских театров, большой любитель музыки, игру которого на гитаре часто слушал художник.
В.А. Тропинин. Портрет П.М. Васильева, бухгалтера конторы московских императорских театров, любителя музыки, 1830-е. Русский музей
Изображение Варвары Лизогуб, автора небольшой повести в стихах "Зулейка", опубликованной в августе 1845, является классическим произведением зрелого периода творчества Тропинина. Картина, как и многие портреты художника, изображает собирательный образ, воплотивший представление мастера о лучших качествах национального женского типа.
Портрет писательницы Варвары Ильиничны Лизогуб, 1847. Холст, масло. Русский музей
Николай Аполлонович Майков (1794-1873) - сын литератора и театрального деятеля А.А. Майкова. Отец поэта Аполлона, журналиста и критика Валериана, историка литературы академика Леонида Майковых. Участник Отечественной войны 1812 года, за Бородинское сражение был награжден орденом Св.Владимира 4-й степени с бантом. В 1821 Николай Майков вышел в отставку и поселился в подмосковном имении Никольское. Здесь он начал самостоятельно заниматься живописью. Писал портреты, в основном членов семьи, друзей дома, автопортреты.
Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова, 1821. Холст, масло. Русский музей
Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. Фрагмент
На выставке представлен портрет шуйского мецената Диомида Киселева, дед которого в своё время выкупился из крепостных и стал купцом.
Портрет Александры Ивановны Киселёвой, начало 1830-х. Холст, масло. Портрет Диомида Васильевича Киселёва, 1834. Холст, масло
Кусов Алексей Иванович (1790 (?)-1848) - сын учредителя Российско-Американской компании Ивана Кусова (1750-1819). Продолжатель дела в торговой компании "Кусов и сыновья". С 1808 года - член Императорского Вольного экономического общества, с 1822 года - директор Коммерческого банка, коммерции советник.
Московский дворянин Владимир Артемьевич Раевский (1811-после 1855) воспитывался в Пажеском корпусе и Школе гвардейских подпрапорщиков. По материнской линии был племянником Дениса Давыдова. В 1828 году вышел юнкером в лейб-гвардии Конный полк. Его брат, Иван Артемьевич, дружил с Львом Николаевичем Толстым. На военной службе Владимир Артемьевич был недолго, ушел в отставку, поселился в своем имении Никитское Епифанского уезда Тульской губернии.
Портрет Алексея Ивановича Кусова (?), начало 1830-х. Портрет Владимира Артемьевича Раевского. 1846 год. Холст, масло
В галерее портретов на выставке можно увидеть портрет друга Тропинина, вольноотпущенного художника и реставратора Василия Степановича Энева, который, как и он, родился крепостным.
Князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859) - яркая личность грибоедовской Москвы, владелец и устроитель усадеб Кузьминки и Гребнево, прозванный "последним московским вельможей". Действительный тайный советник 1-го класса, был удостоен всех высших российских орденов. В преклонном возрасте Сергей Михайлович неформально почитался за главу рода Голицыных и платил пенсии многим из нуждающихся своих родственников, иногда весьма дальних.
Портрет Василия Степановича Энева, 1820-е. Портрет князя Сергея Михайловича Голицына, после 1828. Оба - холст, масло
Александр Андреевич Тон (1790-1858) - художник, академик архитектуры, общественный деятель, брат архитектора Константина Тона - автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве. В 1810 году окончил Императорскую Академию художеств по классу архитектуры. В Петербурге работал в мастерской архитектора Владимира Стасова, где проектировал Александринскую, Михайловскую площади и Марсово Поле. В 1853 году получил звание заслуженного профессора архитектуры. В Москве работал над возведением Храма Христа Спасителя.
Человек удивительной судьбы, композитор Александр Александрович Алябьев (1787-1851) происходил из старинного дворянского рода. Окончив Московский университет, служил по горному ведомству. Добровольцем участвовал в Отечественной войне 1812 года, дойдя до Парижа. В 1823 году вышел в отставку подполковником и начал серьёзно заниматься музыкой. Вскоре в его жизнь вмешалась трагическая случайность: он был несправедливо обвинён в убийстве во время карточной игры и сослан в Тобольск, откуда переведён сначала на Кавказ, а затем в Оренбург. В годы ссылки композитор записал много народных песен. Он писал оперы и оперетты, однако наибольшую известность приобрёл как мастер романса. Им создано свыше 150 романсов и песен. Истинную славу автору принёс "Соловей" на стихи А.А. Дельвига.
Портрет Александра Андреевича Тона, 1843. Портрет Александра Александровича Алябьева (?), 1840-е. Оба - холст, масло
Портрет родоначальника русского акварельного портрета интересен и как изображение коллеги по цеху. Соколов был женат на Юлии Брюлловой - младшей сестре Федора, Александра и Карла Брюлловых. Имя Соколова неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей невозможно представить себе портретную галерею современников поэта. Петр Соколов выполнил около 450 портретов в технике акварели на бумаге, рисунка сангиной и итальянским карандашом, был автором композиций на исторические темы.
В.А. Тропинин. Портрет П.Ф. Соколова. 1833. Холст, масло. Русский музей
Выставку "Удача гения" можно посетить до 26 февраля 2023 года в Музее Тропинина.
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции, www.museum-tropinina.ru
|
</> |