Является ли звукоизоляционная кабина жестоким обращением с ребёнком?
ru_psiholog — 05.01.2025Здравствуйте, уважаемое сообщество. Пишу вам с вопросом про
младшего сына. Возраст = 3 года, проблема = громко и долго кричит.
Что-то ему не нравится - он кричит. Он захотел поиграться губной
помадой, а мама не дала - он кричит. Громко, с топаньем ногами. Он
захотел зайти к маме в туалет, а мама не впустила - будет ор под
дверью туалета. И тд.
Я где-то прочитала определение самого понятия "проблема" - мол, это
ситуация, когда есть более чем один способ действия. А если способ
действия единственный, то значит и проблемы нет.
Практически все психологи и статьи в интернете говорили, что если
ребёнок кричит, то нужно не реагировать. Расчёт на то, что ребёнок
увидит "мои крики не дают результата" и перестанет орать. На
практике это работает не всегда, потому что:
1. Результат есть хотя бы в том, что портятся нервы родителей
2. По моим и других родителей наблюдениям, иногда ребёнок орёт на
публику просто потому, что ему нравится орать на публику. В этом
плане показательной была такая история:
- Пошли мы в магазин
- В магазине ребёнку приспичило громко-громко петь, так что у меня
в ушах звенело
- Я сказала "Петя, не пой, пожалуйста, так громко, это мешает мне и
другим людям. Пой тихонечко, для себя"
- Петя ответил "Мамочка, но мне хочется именно громко"
- В итоге я его еле уговорила подождать до парка (между магазином и
домом).
- Через две минуты после "уговорила" я, будучи уже в парке, говорю
"всё, Петя, теперь громко петь - можно".
- А он огляделся, видит что людей нет и мама ничем другим не
занята, и говорит: "мамочка, а мне теперь не хочется громко
петь".
- А захотелось ему снова громко петь знаете когда? Когда он пришёл
домой и увидел, что старший сын делает уроки :)
Но как бы там ни было, до недавнего времени альтернативы "просто
терпеть" не было. Точнее, альтернативы были, но такие, что я их
безоговорочно отмела - в стиле "лупить лозиной" от старшего
поколения и "угрожать, что дядя милиционер придёт и заберёт" от ещё
одного старшего поколения. А раз не было альтернатив, то не было и
проблемы.
Но недавно мне нужно было съездить в другой город вместе с Петей на
пару недель; я выбирала между гостиницей и университетскими
друзьями, и выбрала друзей (были уважительные причины; сейчас не
хочу их излагать). Друзья (супружеская пара с двумя детьми 2 и 3
года) ответили, что конечно, я могу у них пожить, но у них есть
правила, обязательные к выполнению любыми гостями, включая
детей:
- Правило 1: В каждый момент времени у каждого
ребёнка есть ответственный за него взрослый. Этот взрослый
обязательно находится в той же комнате, что и ребёнок и отзывается
на любую высказанную вслух просьбу ребёнка (можно отозваться и
отказом). Ответственный сам выбирает, насколько сильно вовлекаться
в присмотр за ребёнком - или "сидеть в кресле, тупить в телефоне, и
одним глазком поглядывать на ребёнка", или же "играть с ребёнком в
игры, показывать ему новые применения игрушек, и тд"
- Правило 2: Обращение ребёнка к любому другому
взрослому, кроме ответственного - только с разрешения
ответственного. Выход ребёнка из детской комнаты - только с
разрешения ответственного. Прикосновение ребёнка к любым вещам,
которые не лично его - только с разрешения ответственного.
- Правило 3: В квартире установлена
звукоизолированная кабина. Кричать можно только в этой кабине. Если
ребёнок вдруг начал кричать вне этой кабины - обязанностью
ответственного является взять ребёнка на руки и отнести в кабину.
Кабина размером с телефонную будку, в ней есть сиденье, свет, и
стеклянная дверь. Ответственный сам выбирает: или сидеть с ребёнком
в кабине, или посадить ребёнка в кабину, а самому находиться
снаружи. В кабине нет никаких посторонних предметов (игрушек,
бумаги, карандашей). Выпускать ребёнка из кабины нужно через 1
минуту после прекращения крика.
У меня были сомнения, особенно по поводу правила со
звукоизолированной кабиной - какой-то тиранией это правило
попахивало. Но я решила, что в крайнем случае посижу в этой кабине
с ребёнком на руках; а в ещё более крайнем случае - съеду в
гостиницу.
Оказалось, что эти правила очень приятны. На практике правило про
"ответственного" выражается в том, что они каждый день
договариваются: мол, сегодня с 8 до 10 за детьми следит папа, с 10
до 12 - мама, с 12 до 14 - опять папа, и тд. По ночам они
ответственные по очереди: одну ночь ответственный папа (он встаёт
на любые детские крики), а вторую ночь - мама. Они позволили мне
отдавать Петю под присмотр ответственного, а когда я спросила "а
мне можно быть ответственной?" ответили "да ради Бога, чего ж
нет".
Эта самая звукоизолированная кабина с детьми хозяев применялась
только два раза за те две недели, что я у них гостила.
Первый раз это было тогда, когда их старшенькая (три года)
перегуляла вечером, и не хотела идти в кроватку (у них режим: с
21:00 по 08:00 дети находятся в кроватках. Могут не спать, если не
хотят, но вставать, кроме туалета, нельзя). Папа сказал "Алинка,
или иди в кроватку, или отнесу насильно". Она сделала ответ, что не
услышала, и дальше игралась, подбрасывая только что снятые носочки.
Тогда папа поднял её на руки и понёс до кровати. Я внутренне
сжалась (Петя бы устроил ор на час минимум), и не ошиблась: Алинка
недовольно заревела. Папа сказал "понял", и понёс Алинку до кабины.
Посадил её на сиденье, включил свет, закрыл дверь снаружи, и сам
сел вплотную к стеклянной двери, и читал книгу в телефоне. Через
минут 5 Алинка перестала реветь, и ещё через одну минуту папа
открыл дверь и понёс Алинку в кровать.
Второй раз это было опять же с папой и Алинкой: у Алинки, кроме её
личных игрушек, оказывается, есть маленькие инструменты среди
инструментов папы. Когда папа что-то мастерил из дерева, Алинка
забивала гвоздик и попала молотком по пальцу. Заплакала от боли,
папа отнёс её в кабину, принёс аптечку, взял из аптечки пластырь,
наклеил на пальчик и поцеловал. Находился вместе с дочерью в
кабинке, и постоянно дул на пальчик, говорил "бедненький пальчик,
молотком по нему попали, теперь он болит", и тд. В этот раз кабина
использовалась дольше: минут 10-15.
Петя за это время побывал в кабине раз 30, из них 20 раз - в первые
три дня. Ещё бы, ведь крик был его привычной реакцией. Дня через
три он начал кричать ощутимо меньше, и, так сказать, более "по
делу".
Я сначала чистосердечно собиралась быть с ним в кабине каждый раз,
но потом не смогла (нервов не хватило), и была снаружи.
А сам Петя поспокойнел, стал более рассудительным, и даже начал
больше и лучше разговаривать. Уменьшилась импульсивность, он начал
больше интересоваться и своими и чужими эмоциями. Именно в тех
гостях я от него впервые услышала "мамочка, я расстроился" (а
раньше бы сразу ор пошёл). А уж насколько поспокойнее стала я - это
словами не передать.
Это гостевание положительно отразилось и на поведении Пети у нас
дома. Но со временем, когда Петя понял, что мы-то не садим его в
кабину (да и кабины у нас нет), а просто терпим его ор, то он
вернул интенсивность ора к прежнему уровню.
Теперь я задумываюсь: а может, перенять правила наших друзей? И
если у правила про "ответственного взрослого" я почти не вижу
недостатков - надо просто решиться и сделать - то правило про
"звуковую кабину" мне всё же кажется попахивающим жестоким
обращением с ребёнком, игнорированием ребёнка, и тд. Но с другой-то
стороны - а когда я этот ор выслушиваю, я ведь тоже не сильно
вовлекаюсь эмоционально в ребёнка, я только в звуки его ора
вовлекаюсь.
Подскажите, пожалуйста: является ли звукоизоляционная кабина
жестоким обращением с ребёнком:
а) в ситуации, когда взрослый сидит внутри кабины?
б) в ситуации, когда взрослый сидит снаружи кабины близко к
стеклу?
P.S. Вариант "запереть ребёнка в кабине и уйти из его поля зрения"
я не рассматриваю и применять не собираюсь ни в коем случае
P.P.S. Когда ребёнок орёт в кабине, то снаружи звук примерно такой,
как будто бы он орёт в соседней квартире. То есть это слышно, но
громкость сильно-сильно ниже.
Updated. Кабина выглядела примерно так, только внутри ещё был коврик и сидение:
|
</> |