Яркое сияние ползучего аспида

Странность и необычность — в самом стиле, которым он писал. Лима — большой поклонник испанского колониального барокко, и честно пытается творить именно в этом стиле. То есть, длинно, с неожиданными развернутыми эпитетами, сравнениями, метафорами, причудливыми «завихрениями» и красочными описаниями. Причем использует он этот стиль не в стихах (в стихах, конечно, тоже, но их тут немного, и они, положа руку на сердце, тот самый фонтан, который не бьет, а в лучшем случае струится…) и не в художественной прозе (в сборнике — всего одна новелла «Фокус со снятием головы», штука хитроумная, но какая-то «ледяная», без души), а в эссеистике. Ибо бОльшая часть сборника — как раз эссе.
Делятся они на три части. «Большие»: «Аспид в образе Луиса де Гонгоры», о барокко как о «воплощенном любопытстве», о поэтах латиноамериканского модернизма, «Введение в поэтическую систему», о романской живописи. Читая их, я одновременно получал огромную кучу удовольствия от языка и изнывал от того, что нечеловеческим усилием пытался «удержать нить» того, о чем Лима журчал вдохновенным кубинским соловьем, рассыпаясь в трелях барочной музыки и приплетая ради своего красного словца кого и что угодно — Томмазо д’Аквини, Атаназиуса Кирхнера, Рене Декарта, Пьера Гассенди… Скорей бы добраться до «маленьких» эссе!
«Маленькие»: «О пользе поэзии», о Паскале, об Артюре Рембо, о Малларме, о Поле Валери, «Поиски спасения», об Антонене Арто («...и пейотль»). Тут чисто физически шло полегче, но нечеловеческие «скачки мустанга мысли», которые вот-вот сбросят твой мозг в пучину непонимания, остались. Скорее бы добраться до «Гаваны»!
«Гавана», главы (не все) из сборника коротких (полторы-две странички) заметок, посвященных текущим событиям в столице Кубы с сентября 1949 года по март 1950-го, выходивших в газете — гастроли мировых знаменитостей, выставки, каникулы, праздники… Но Лима снова верен себе, для него событие — лишь повод «начать журчать» снова практически о чем угодно. Часто он вообще даже не заморачивается поиском самого события, а «пишет просто чтобы писать» — про погоду, «кубинское своеобразие», глобальную угрозу атомной войны или НЛО… Ярко сияя и вкрадчиво шурша.
На самом деле книгу я читал несколько лет, приступая к ней раз пять или шесть — прочитал страниц 50 и устал, положил на полку. Но через месяцы поддавался манящему чувству, что «надо продолжать». Магическое журчание языка-барокко «околдовОвает»… Всё таки хочется почитать его художественные вещи — новеллы (больше одной) и роман «Парадиз» (хотя бы).

t.me/Tercios_catrenos
|
</> |