Японские оценки тяжёлого бомбардировщик ТБ-3. Продолжение

На протяжении 1937 — 1945 гг. Генеральные штабы Японии и Германии непрерывно обменивались различной информацией о советских Вооружённых силах. Основной поток данных шёл через военных атташе двух стран при посольствах в Берлине и Токио.
5 января 1938 г. немецкий военный атташе в Японии генерал-майор Ойген Отт отправил в адрес отдела «Иностранные армии» ОКХ полученные им в японском Генштабе секретные «Соображения по поводу закупок и разработок самолётов в Советском Союзе», которые были датированы июлем 1937 г.
Отдельный раздел этого документа был посвящён советским тяжёлым бомбардировщикам:
«Тяжёлые бомбардировщики
В качестве тяжелых бомбардировщиков [в ВВС Красной армии] используются ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-5. Кроме них, есть еще один экспериментальный самолет ТБ-6, который пока окончательно не принят на вооружение.
a). Самолет ТБ-1 полностью устарел и постепенно исчез. Он частично заменён на Р-6.
b). ТБ-3 был изготовлен примерно в 1930/31 г. Это - очень большой четырехмоторный низкоплан, но в то же время он устарел. Поэтому самолёт постепенно исчезает с фронта и используется для обучения парашютистов и как большой учебный самолёт.
В результате изменений в силовой установке, фюзеляже, части оперения и шасси на базе ТБ-3 были созданы две новые модели, характеристики которых, однако, также были неудовлетворительными.
c). Последняя модификация вышеуказанной модели называется ТБ-5 и выглядит более современно, чем ТБ-3. С точки зрения аэродинамики его конструкция очень невыгодна.
d). ТБ-6 - это совершенно новый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, который появился в Москве в прошлом году.
e). Двухмоторный самолет, детали которого до сих пор неясны.
Этот двухмоторный тяжелый боевой самолёт, замеченный этой весной в Хабаровске, немного крупнее ТБ-1. Более подробная информация о самолете пока неизвестна».
Далее в документе приводились подробные ТТХ указанных самолётов, которые дополняли справочные материалы Управления авиации СВ Японии от марта 1936 г.
Для ТБ-3, например, за исключением продолжительности полёта они не сильно отличались от уже известных японцам:
мощность двигателей — 4хМ-17 (600 л.с.), 4хМ-34 (850 л.с.);
максимальная горизонтальная скорость полёта — 220 км/ч;
продолжительность полёта — 8 — 10 ч (1 500 км);
потолок высоты — 5 000 м;
время набора высоты — 2 км за 15 мин;
вооружение — 6 пулемётов на турели;
бомбовая нагрузка — 2 000 кг;
максимальная взлётная масса — 14 600 кг.
Однако впервые японцы показали ТТХ тяжёлого бомбардировщика ТБ-6, который, как известно, хотя в серию не пошёл и по которому в 1934 г. все работы прекратились, всё же вызывал беспокойство у военно-политического руководства империи, отразившееся в указанной справке Генштаба: «Эта модель лучше с точки зрения аэродинамики, чем ТБ-5 и оснащена убирающимися шасси. Данный самолёт ещё не демонстрировался, однако, поскольку характеристики ТБ-5 все ещё неудовлетворительные, очевидно, что русские разрабатывают новый самолёт с максимально возможной скоростью». Приводились следующие ТТХ:
мощность двигателей — 4хМ-34 (1 000 л.с.);
максимальная горизонтальная скорость полёта — 400 км/ч;
крейсерская скорость — 300 км/ч;
дальность полёта — 3 500 км.
...Пройдёт 4 года. В разгар обсуждения вопроса о необходимости напасть на Советский Союз в Токио поступит информация об успешном налёте 8 августа 1941 г. советской дальней авиации на Берлин. Зная характеристики советских тяжёлых бомбардировщиков и факт их наличия на Дальнем Востоке, Генштаб Японии резонно оценит последствия аналогичного удара по столице империи, что вкупе с информацией о сохранении Советским Союзом достаточного военного потенциала за Байкалом и ростом напряжённости в отношениях с США станет одной из причин, побудивших 9 августа 1941 г. верховное командование армии рекомендовать правительству «отказаться от применения силы против СССР осенью этого года».