Ямники и всадники

Области человеческого скелета, показывающие изменения в зависимости от способа передвижения. Рисунки Д. Чечушковой. Источник
Давно я ничего не писал про ямников и верховую езду, хотя завсегдатаи могут вспомнить, что было несколько постов на эту тему. Теперь есть еще кое-что интересное. Правда, это "теперь" у меня растянулось наверное на более, чем полгода. Все никак руки не доходят написать об одной интересной статье. Похоже, что теперь пришла пора наконец-то закрыть эту вкладку в браузере и сохранить ссылку на новую статью здесь. Снабдив, конечно, небольшим комментарием.
Работа называется "Tracing horseback riding and transport in the human skeleton" и повествует о характерных повреждениях скелетной системы при верховой езде. В аннотации сообщается следующее:
"Одним из наиболее широко используемых методов понимания
отношений между человеком и лошадью в археологических записях
является выявление патологий скелета человека, связанных с верховой
ездой. В частности, археологи, сталкивающиеся со специфическими
костными изменениями бедра, бедра и нижней части спины, часто
утверждают причинно-следственную связь между этими особенностями и
длительными периодами верховой езды. Идентификация этих
особенностей в последнее время была использована для утверждения
ранней практики верховой езды среди ямной культуры западной Евразии
в третьем и четвертом тысячелетии до нашей эры. В этой статье мы
обобщаем методологические препятствия и аналитические риски
использования этого подхода в отсутствие достоверных сравнительных
наборов данных и описываем лучшие практики использования
остеологических данных человека при изучении древнего транспорта
животных."
Думаю, подробно "лошадиный" вопрос расписывать смысла нет, только
кратко пройтись. Можно отметить, что раньше он часто основывался на
достаточно косвенных данных - таких как количестве лошадиных костей
в погребениях, жертвенниках, поселениях. Затем были получены данные
о влиянии ранней конской сбруи на лошадиный скелет. Это совпало с
активным изучением культур энеолита и ранней бронзы в Восточной
Европе, работами Марии Гимбутас и т.д. Была найдена и ранняя лошадь
из Дереивки со следами от конского мундштука на зубах, что
послужило заметным аргументом в пользу раннего одомашнивания.
Впрочем, более обстоятельное изучение ее скелета показало, что
деревиская лошадь гораздо более позднего, скифского времени.
Зато возник интерес к поселению Ботай в Казахстане, откуда
происходила куча лошадиных костей и возможных следов одомашнивания.
Были обнаружены изотопные следы лошадиных жиров на сосудах, что
усиливало аргументацию ранней доместикации, ведь ботайская и ямная
культуры хронологически близки. А также поставило вопрос о влиянии
одних на других.
Однако новейшие генетические исследования внесли свою лепту.
Во-первых, было показано, что ямники и ботайцы - генетически
разные группы, если и взаимодействовавшие между собой, то
достаточно слабо. Во-вторых, генетические исследования самих
древних лошадей показали, что все они происходят от одной группы
DOM2, которая жила заметно позже, чем время существования ямной и
ботайской культуры. Кроме того, оказалось, что ботайцы
взаимодействовали не с предками современных лошадей, а с лошадью
Пржевальского. Да и сам характер взаимодействия неоднозначный.
Подробнее тут:
https://andvari5.livejournal.com/116317.html
Если полноценное одомашнивание лошади и использование ее для всадничества, похоже, явление относительно позднее, то все равно остается вопрос взаимодействия ямников и лошадей. В одной из недавних работ, например, были найдены единичные примеры повреждений скелета у ямников, говорящие о возможном знакомстве с всадничеством. Я делал обзор на эту статью.
https://andvari5.livejournal.com/160241.html
Они редки, но потенциально могут говорить о начале
одомашнивания. Ну и совершенно точно они не говорят о существовании
какой-либо ямной кавалерии и вообще массового всадничества. Какие
данные есть на текущий момент?
Увы, археология аргументированно не показывает прямых доказательств
связи ямников с верховой ездой. Хотя в ту же эпоху имеется
множество свидетельств качественных изменений взаимодействия
человека и животных. Встречаются остатки повозок и их частей, кости
крупного рогатого скота, управляемого кольцами в носу или губах. В
югу от Кавказа есть явные свидетельства использования ослов и
гибридов в качестве транспорта. Это данные многих источников - от
археофауны до иконографии. Но для лошадей все гораздо скромнее.
Восточнее ямной культуры распространилась афанасьевская, тесно с
ней связанная. И как выяснилось, связанная в том числе и
генетически. Однако, несмотря на то, что афанасьевцы преодолели
значительные пространства, нет никаких доказательств приручения ими
лошадей. Такие источники появляются заметно позже. Как
замечают авторы:
"По всей Евразии не было зарегистрировано ни одного непосредственно датируемого скелета лошади, связанного с транспортным оборудованием или демонстрирующего патологию, связанную с транспортом, вплоть до 2000 г. до н.э., когда они появились на стоянках синташтинской культуры Зауральского региона (29). Эти самые ранние домашние лошадиные комплексы сочетаются с очевидными и новыми транспортными технологиями, включая первые уздечки, первые мундштуки для уздечки и самые ранние колеса со спицами".
И вот тогда-то и появляется сразу множество предметов, связанных
с использованием лошади как средства транспорта. Это и остатки
уздечек, и первые мундштуки, и колеса со спицами для колесниц. Это
полностью согласуется с данными генетики, которые показали, что
сотни древнейших домашних лошадей Европы принадлежат к одному
кластеру, условно названному DOM2, которые фиксируется только в
конце третьего тысячелетия до нашей эры. На момент написания
статьи не было восстановлено ни геномно идентифицированных животных
линии DOM2, ни каких-либо однозначных палеопатологических данных о
лошадях как средстве передвижения в контексте ямной культуры.
Пока единственный прямой научный признак доказательства приручения
лошади более раннего, чем 2000 г. до н.э. - это зубной камень
человека со стоянки Кривянский-2 на Дону. Сообщалось, что на
нем найдены следы молочного белка лошади. Однако повторные
исследования региона не смогли найти подобных доказательств на
другой выборке ямных образцов, поэтому нельзя уверенно говорить о
том, что этот образец может сколь-нибудь широко отражать
употребление лошадиного молока.
Остается еще один непрямой аргумент. Это как раз работа Траутмана о
повреждениях скелета, найденных на некоторых ямных
образцах. Эти скелетные особенности включают энтезиальные
изменения таза и бедренной кости, овализацию вертлужной впадины,
морфологические изменения бедренной кости или вертлужной впадины,
переднезаднее уплощение бедренных стержней, дегенерацию позвонков и
характер случайной травмы. Предполагая, что эти черты являются
коллективной диагностикой верховой езды, Траутманн и соавторы
разработали систему оценки для оценки скелетных останков на предмет
вероятности верховой езды.
Однако акторы текущей статьи достаточно подробно рассматривают
ограничения и проблемы таких методов. Подробно останавливаться на
этом не буду, перейду к заключению.
"При анализе использования патологии скелета человека при оценке верховой езды становится ясно, что в соответствии с современной парадигмой эти оценки делаются в первую очередь через призму подхода присутствия/отсутствия без полного понимания альтернативных процессов, которые могли бы привести к аналогичным моделям. Несмотря на то, что в палеопатологии животных все чаще проводятся оценки таких факторов, как тяжесть и частота при оценке скелетных изменений, эти соображения в значительной степени опускаются при анализе верховой езды у людей. Наиболее проблематичным является то, что популяции людей, которые могут быть с уверенностью связаны с другими стратегиями транспортировки животных в археологической летописи, такими как вождение повозок или конные колесницы, никогда не характеризовались с точки зрения их палеопатологической структуры на популяционном уровне.
(i) охарактеризовать степень патологических изменений в данной локализации;
(ii) оценить частоту таких изменений на уровне населения;
(iii) понимать конкретные анатомические механизмы, порождающие эти патологии; и, что особенно важно,
(iv) охарактеризовать, отличаются ли эти патологические признаки сколько-нибудь значимым образом от тех, которые вызваны ездой на повозках, колесницах или ездой на животных, не являющихся лошадьми, которые, как уже доказано, используются для этой цели в прилегающих регионах, а именно крупного рогатого скота, осла и онагра. Мы понимаем, что этот набор рекомендаций представляет собой сложную задачу, и его может быть нелегко быстро выполнить.
Tracing horseback riding and transport in the human skeleton
https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.ado9774
|
</> |