
Яёй Кусама "Бесконечные миры"

Кусама у большинства любителей искусства ассоциируется с рисунком в горох — знаменитый принт покрывает не только ее инсталляции, но и авторские витрины для Louis Vuitton. Узор возник в жизни художницы вместе с первыми галюцинациями в возрасте десяти лет (возможно, на почве сурового обращения со стороны деспотичной матери).

Несмотря на сопротивление своей консервативной семьи, Яёи настойчиво занималась рисованием, училась классической японской живописи нихонга. Рисование было страстью: уже не первой персональной выставке художница представила более 250 работ. А галлюцинации продолжались, так что ей порекомендовали кардинально сменить обстановку. Кусама нацелилась на США и написала нескольким известным в то время художникам, приложив к письмам свои работы. Получив одобрительное письмо от Джорджии О’Киф, девушка в 1957 году приехала в Нью-Йорк.

Многие идеи, привнесенные Кусамой в свое творчество, в дальнейшем были использованы другими художниками. Так, ее инсталляция «Aggregation: One Thousand Boats Show» впоследствии отразилась на творчестве Энди Уорхола, который позже стал использовать повторяющиеся изображения в обоях, а в 1962 году создал свои знаменитые «Банки с супом Кэмпбелл». А после совместной выставки Кусамы с Класом Олденбургом последний через некоторое время занялся мягкой текстильной скульптурой.






Она попала в нужное место и в нужное время: в обществе, поглощенном изучением психоделических состояний, художник, интерпретирующий подобные личные переживания, вызвал неподдельный интерес. Тем более — японка, тем более — женщина. Фестивали боди-арта, модные показы, киносъемки, демонстрации против войны во Вьетнаме, хепенинги — Кусама погрузилась в гущу художественной и общественной жизни. От живописи Кусама переходит к скульптуре и инсталляции, преодолевая внутренние страхи, демонстрируя зрителям собственные навязчивые идеи. Знаменитый узор из горошин становится узнаваемым, а Кусама получает ласковое прозвище «Дотти» (от английского «dot» — точка).
Протестуя против войны во Вьетнаме, Кусама и ее друзья в 1968 году устроили в Нью-Йорке акцию протеста, появившись обнаженными на Бруклинском мосту. Их тела были испещрены красными горошинами, символизирующими пулевые ранения. В это же время Кусама написала президенту США Никсону с предложением заняться с ним любовью, дабы тот «умерил свой воинственный пыл». Надо ли говорить, что такая акция не осталась незамеченной и вызвала большой резонанс в СМИ.


Занятия искусством стали попыткой освободиться от мучительных видений:
Когда я создаю свои работы, я не думаю ни о чем другом, находясь во власти одержимости, которая захватила мое тело. Мои произведения — плоды моего психического расстройства. Если бы не творчество, я бы давно покончила с собой.
Бесконечная зеркальная комната - Infinity Mirror Room (1965)
Идея создания бесконечных зеркальных миров, многократно отображающих содержание некоего замкнутого пространства, пришла к Кусаме в 1965 году. Ее первая инсталляция стала событием в мире современного искусства — это было действительно головокружительное зрелище.

Здесь столкнулись сразу два страха художницы — горошки, покрывающие все видимое пространство, и поле фаллосов, которые они усеивали.

За свою карьеру художница создала более двадцати различных Зеркальных комнат Бесконечности.


Небо и Земля - Heaven and Earth (1991)
Еще одна знаковая работа Кусамы — «Небо и земля» — стала развивающимся проектом идеи приумножения объектов страха, который видоизменялся с годами. Первая инсталляция была однотонной, молочно- белой; из сорока деревянных ящиков к небу устремлялись мягкие щупальца, похожие на существ из глубины неведомых морей. Для Кусамы это фаллосы, ну, а зрители предпочитают сравнивать это с чем угодно, только не с обязательным атрибутом мужского достоинства. Просто кораллы.


Зеркальная комната "Тыква" - Mirror Room Pumpkin (1991)
Первую зеркальную комнату, усеянную тыквами, Яёи Кусама создала в 1991 году. Поля тыковок-фонарей покрыты фирменными ритмическими горошинами Кусамы — они затягивают зрителя в бесконечный ландшафт. Его образуют узоры и зеркала: все спрятано внутри зеркального куба, и для того, чтобы увидеть тыквы, надо заглянуть внутрь зеркального куба через маленькое окошечко.

Историю современной художницы из Японии Яёйе Кусаме, которая много лет шла к признанию, борясь с консервативным обществом, расовыми предрассудками, сексизмом и своими психическими расстройствами режиссер-дебютант Хезер Ленц представляет в документальном биографический фильм «Кусама. Бесконечные миры», работа над которым велась более десяти лет.

Кусама: Бесконечные миры, Режиссёр: Гетер Ленц, Год: 2018
В фильме личные откровения и воспоминания художницы перемежаются интервью со знатоками ее творчества и архивными съемками прошлого века. Сейчас Яёйе Кусаме почти девяносто лет. Она носит красные волосы, яркие платья и считается одной из самых продаваемых современных художниц.

Цены на произведения художницы поражают не меньше: рекордная стоимость за ее работы была достигнута на аукционе Christie's в Нью-Йорке два года назад, когда полотно «Белый №28» ушло с молотка за $7 3 00 000

Источники: buro247.ru, ugallery.com.ua, artchive.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.
|
</> |
