Ядерная программа Каддафи

На самом деле, с военной ядерной программой Ливии не всё ясно. Сугубо с фактической точки зрения Ливия занималась ядерными исследованиями с середины 70. Сотрудничала и с СССР, и с Пакистаном, и с западными странами. Построен ядерный реактор в Таджуре - причём что характерно, за всё время нынешней войны о нём, об опасности, исходящей от него, о его охране, кто контролирует его и так далее я лично не прочитал нигде. Тишина. Да и сейчас о Таджуре не говорится ни слова.
Ни шатко, ни валко, но ядерная программа Каддафи работала до 2003 года - после чего её военный аспект был закрыт. МАГАТЭ получила из Ливии чуть ли не 20 тонн документов - а вот дальше начинаются непонятности. По одним сведениям, эксперты сочли, что слишком уж преувеличивали опасность, и Ливия была еще очень далека от возможности создать ядерное оружие, другие же источники наоборот - говорят о том, что изучение материалов подвело к выводу, что чуть ли не в ближайшие от 2003 годы Ливия была в состоянии запустить постановку на вооружение ядерное оружие.
Правда, ресурсы, которые распространяют первую точку зрения, выглядят слегка сомнительными - скажем, тот, на который я дал первую ссылку, размещает карту стран, обладающих ядерным оружием - и ничтоже сумняшеся, включает в их число Иран. Что явно и точно чушь.
Однако тем не менее. Мог ли Каддафи обладать к началу нынешней войны ядерным оружием?
На мой взгляд, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств - скорее всего, нет. Здесь есть несколько аргументов.
Первый момент. Как известно, урановый заряд менее сложен по технологии производства. Во-первых, разделение изотопов достигается хорошо изученными методами центрифугования. Оборудование для центрифуг не сказать, что общедоступно - там есть ряд узлов, которые невозможно просто так заказать и купить - а изготовить их самостоятельно еще сложнее - но в целом, этот метод вполне индустриален и освоен. Во-вторых, сам по себе ядерный заряд на основе урана может быть изготовлен как "пушечного" типа, так и "имплозивного" - в первом случае две докритических массы разгоняются со скоростью не менее 2,5 км/сек, за счет чего рост плотности нейтронного потока не будет успевать за сближением масс - и поэтому не происходит расплавление и тепловое разрушение заряда. Второй способ - обжатие докритической массы заряда равномерно со всех сторон взрывом - при этом скорость обжатия значительно выше за счет того, что обжимает массу не разгоном самой массы, а ударной волной - поэтому КПД взрыва существенно повышается.
Однако второй способ чрезвычайно технологичен - он требует прецизионной точности формирования как самого заряда, так и взрывчатки вокруг него. Требует производственных мощностей такого уровня, которые есть в считанных странах. И поэтому страна, способная самостоятельно решить все производственные задачи такого уровня, должна обладать развитой промышленностью в самых разных отраслях, весьма далёких от военных и ядерных областей. А такая промышленность - это не только станки и оборудование, но и кадры. Люди.
Выписать специалистов из-за рубежа - это не метод. Невозможно выписать весь персонал и все кадры, необходимые для столь масштабной задачи - нужно их выращивать у себя. Учить. Токарь высшей квалификации ничуть не менее важен физика-теоретика или инженера-ядерщика. И всех специалистов по всей технологической цепочке не выписать из-за рубежа. Нужно строить учебные заведения, строить при этих заведениях опытные производства, создавать на их базе научные, исследовательские лаборатории и так далее.
Я знаю, что в 90 годы ливийцы активно работали на территории бывшего СССР, разыскивая и перекупая специалистов - и часть из них действительно уехали в Ливию. Однако, насколько я понимаю, отказ Каддафи в 2003 году от военной ядерной программы был связан именно с тем, что ливийцы поняли - гастарбайтеры такую задачу не решат. А своих кадров нет.
Второй момент. Средства доставки. Сам по себе заряд имеет не очень большое значение - его нужно доставить. И именно поэтому урановые заряды уступают плутониевым - если для ядерного оружия на основе урана требуется заряд весом в 50 кг - и соответствующие габариты всего остального, то для плутониевого ядерного оружия вес заряда снижается всего до 5 кг - это примерно куриное яйцо.
Однако плутониевая "бомба" - это еще более сложная и технологичная программа, чем урановая. Хотя бы потому, что так называемый оружейный плутоний - Пл-239 невозможно выделить методом центрифугования - разница масс у Пл-239 и Пл-240 составляет всего один нуклон - или полпроцента, тогда как между У-235 и У-238 - полтора процента или три нуклона. Современные технологии не позволяют улавливать такую малую разность масс. Именно поэтому для наработки плутония строят специальные "оружейные" реакторы. И никак иначе.
Опять же - плутониевый заряд не может быть взорван по "пушечному" типу - плутоний гораздо более "реактивный", чем уран, и для того, чтобы тепловой взрыв не произошел раньше ядерного, скорость сближения двух докритических масс должна быть около 10-12 км/сек. Никакая химическая взрывчатка таких скоростей не даёт. Поэтому плутониевый заряд подрывается только методом обжатия- имплозивным способом. А как уже говорилось - это совершенно иной уровень развития промышленности.
Сказанное говорит о том, что даже очень теоретически Каддафи еще мог надеяться на создание уранового заряда. Но проблема средств доставки окончательно хоронила эту идею - так как программа строительства ракетной техники по сложности и масштабу задач ничуть не меньше, чем ядерная программа. Потянуть две такие программы, равнозначные по сложности, Каддафи не мог в принципе. Деньги решают многое - но не всё.
Поэтому я думаю, что никаких шансов на то, чтобы вооружиться ядерным оружием, у Каддафи не было. Очень слабый шанс мог быть только в ситуации, если бы существовал СССР. Но даже в этом случае существовали бы серьёзные сомнения.
|
</> |