«Как вам
известно, вопрос о награждении митрополита Андрея не раз
поднимался и обсуждался специальной комиссией
по присвоению этого почетного звания, — говорится
в официальном ответе института «Яд Ва-Шем», подписанном
руководителем сектора стран СНГ в отделе «Праведники народов
мира» Катей Гусаровой. — Среди членов комиссии
был и раввин Давид Кахане, который участвовал
в обсуждении этого вопроса. Ввиду широко известных причин
(сотрудничество с немецкими оккупантами, участие
в создании дивизии СС «Галичина») комиссия не приняла
положительного решения».
При этом официальный представитель института отметила, что решение
не окончательное и может подлежать пересмотру: «…Как и любое
другое дело о спасении евреев в годы Второй мировой
войны, которое было отклонено комиссией, дело митрополита Андрея
можно вернуть на повторное рассмотрение, если будут получены
неизвестные до сих пор документы и показания, которые
по-новому освещают деятельность митрополита в период немецкой
оккупации».
Для начала разберёмся, что это за звание — «Праведник
народов мира» и кому оно полагается. Звание присуждается
при соответствии следующим критериям:
1. Активное участие в спасении одного или нескольких
евреев от опасности немедленного уничтожения
или депортации в лагеря смерти.
2. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение
еврея.
3. Действия спасителя не были мотивированы получением
денежного вознаграждения или другой компенсации, как,
например, переход спасаемого в другую веру, усыновление
ребёнка и т. д., и если он брал деньги, то лишь
для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не
с целью обогащения.
4. Существовала реальная опасность для спасавшего и его
близких. В особых случаях принимается во внимание
экономическое и общественное благополучие спасителя.
Всё вышеперечисленное подтверждается свидетельствами тех выживших,
кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов,
подтверждающих факт спасения и его обстоятельства. Показания
свидетелей являются не только необходимым критерием,
но часто и единственным доказательством. Всего
в нескольких случаях комиссия приняла в качестве
обоснования архивные документы как достаточное
доказательство.
Разберёмся, насколько деятельность главы львовских греко-католиков
соответствует этим критериям. Ведь именно его, а не, скажем,
капеллана УПА* Ивана Гриньоха украинские униаты
постоянно выдвигают на соискание этого высокого звания.
1. Участвовал ли митрополит в спасении
евреев?
Да, участвовал лично.
Весь период оккупации Шептицкий и некоторые его священники
укрывали евреев. Брат митрополита Климентий, настоятель монастыря,
например, удостоился чести стать «Праведником народов мира»,
и к нему никаких вопросов не возникало. Известны имена
спасенных Одеда Амаранта, Адама Ротфельда (Червонский в годы
войны), Иосифа и Анны Подошиных и их сына Людвика.
Спасено еврейских детей от 50 до 150, по данным
очевидцев, а по газетным и книжным публикациям —
несколько сотен (у некоторых смелых авторов — тысячи).
В сентябре 1942 года Шептицкий принимает беглецов из гетто,
сыновей раввина И. Левина (ему он предлагал спасение в июне
1941 года, но тот не смог воспользоваться и погиб
в погроме), Курта и Натана, а также сыновей раввина
К. Хамейдеса, Герберта и Леона, после чего священники
митрополита скрывали их до конца войны.
Зимой 1943 года Цецилия Стерн-Абрахам и ее дочь Лилит получают
убежище сначала во дворце Шептицкого, затем в монастырях
и приютах его епархии. Бежавший из Яновского лагеря
раввин Давид Кахане скрывается до конца войны
в резиденции митрополита. До этого Д. Кахане переправил А.
Шептицкому еврейские книги и религиозные реликвии, они также
были спрятаны.
Приведенный список спасенных далеко не полон.
В 1963 году один израильтянин сообщил в мемориальный музей «Яд
ва-Шем», что в годы Холокоста его спас украинец
во Львове. Спустя три года спасённый подал туда официальную
просьбу воздать положенные почести своему спасителю. Отдел
праведников Израильского института Катастрофы и Героизма
национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд
ва-Шем» завел папку за номером 421 — дело
о присвоении звания «Праведник мира» украинцу Андрею
Шептицкому. Обсуждать его начали в 1967 году.
2. Осознавал ли митрополит, что спасает именно
евреев?
Более чем осознавал.
В письме папе римскому Пию ХII от 29 августа 1942
года Шептицкий писал:
«Немецкий
режим, может быть, злее большевистского, он поистине дьявольский.
Нет дня, чтобы не происходили наистрашнейшие преступления…
Евреи их первые жертвы. Число евреев, убитых в нашей маленькой
стране, вероятно, превышает 200 000…
Власти
поначалу пытались сфабриковать документы, которые могли бы
доказать, что авторами убийств были местные жители
или полицаи. Но с течением времени они начали убивать
евреев на улицах на глазах всех людей и без всякого
стыда…
Я протестовал
пастырским посланием против убийств, послание было конфисковано,
но прочитано пять или шесть раз на собраниях
священников… Я также протестовал в письме, адресованном
Гиммлеру, и пытаюсь повлиять на молодежь, чтобы
не записывалась служить в полиции, где придется
действовать против собственной совести…
Все мы
предчувствуем, что режим террора расширится и с еще большим
давлением направится против… христиан. Палачи, привыкшие убивать
евреев, тысячи невинных людей, привыкли к виду крови
и жаждут кровопролития».
3. Были ли действия спасителя мотивированы получением
денежного вознаграждения или другой компенсации, как,
например, переход спасаемого в другую веру, усыновление
ребёнка?
Вот тут возникает первый вопрос. Преподобный Марко Стек, который,
вероятно, был связным между монастырем святого Юра (резиденцией
митрополита) и другими монастырями во Львове и его
окрестностях передавал пожелания, чтобы спасенным детям давали
справки о крещении, украинские имена, а затем
распределяли их по мужским и женским монастырям
и детским домам. И это выполнялось многими настоятелями. Таким
образом многие еврейские дети, спасённые в униатских
монастырях, были крещены.
4. Существовала ли реальная опасность для спасавшего
и его близких?
Да, существовала, но митрополит Андрей от нее уходил,
причем очень оригинальным образом — всячески поддерживая
и благословляя погромщиков и убийц.
Вот лишь некоторые факты, которые не пытаются опровергать даже
самые последовательные апологеты Шептицкого.
Так, например, в самый разгар львовского погрома
в июне-июле 1941 года к Шептицкому пришел его друг
и главный раввин Львова профессор Иезекиль Левин
с просьбой повлиять на убийц: «Спасите тысячи жизней!»
Шептицкий выразил надежду, что толпа скоро успокоится,
и предложил Левину личное спасение в его резиденции.
Левин отказался, на обратном пути был схвачен на улице
и затем убит в тюрьме после публичных пыток.
А 1 июля митрополит писал: «Мы приветствуем победоносную немецкую
армию, которая освободила нас от врага». Он призвал свою
паству быть верными Богу и правительству новой Украины
во главе с Я. Стецько. Знал ли Шептицкий, что
именно Стецько являлся идеологом погрома, а немецкие его
покровители не мешали оуновской милиции убивать евреев?
Однозначно знал!
25 июля 1941 года был первым из «Дней Петлюры» — трехдневного
погрома, в котором убито примерно две тысячи евреев. Львовское
радио передает не проклятия церкви в адрес
убийц-садистов, а призыв её главы Шептицкого
к украинскому населению помогать немецким властям. Крестьян
митрополит просит обеспечивать немецкую армию продуктами
в благодарность за избавление от большевистского
ига.
8-15 октября 1941 года во Львове происходит выделение
«еврейского квартала» и переселение в него,
сопровождающееся уничтожением 5000 евреев. В последний день этой
карательной акции Шептицкий не осуждает её, а пишет
польскому католическому архиепископу Львова Болеславу Твардовскому:
«Безнаказанно действуют большевики-партизаны и жидовские
банды».
Когда в апреле 1943 года происходит акция уничтожения
еврейских полицейских и их семей, Шептицкого посещают высшие
чины СС и руководитель германской разведки адмирал
Канарис, чтобы заручиться поддержкой в деле
создания украинской дивизии СС «Галичина».
Будущий командир дивизии полковник СС Бизанц передал митрополиту
300 тыс. злотых от генерал-губернатора Польши (куда входила
Галиция) г. Франка. Бизанц отрапортовал, что митрополит Андрей
проявил заинтересованность в создании дивизии и поручил
епископу Иосифу Слипому провести церемонию присяги. До отправки
на фронт эта дивизия в течение года выискивала
и уничтожала в городе и окрестных лесах сбежавших
от казней евреев.
Кстати, история отношений самого адмирала Канариса с евреями
чем-то похожа на историю Шептицкого.
По данным израильского историка Дани Орбаха, шеф германской
разведки спас от уничтожения более 500 евреев, переправив их
в основном в Испанию и Португалию как агентов
абвера. Среди спасённых им числится и духовный лидер
иудаистского религиозного течения любавических хасидов (Хабад) ребе
Йосеф Ицхок Шнеерсон, вывезенный офицерами абвера в начале
1940 года из Варшавы в Берлин, а оттуда в Ригу
и далее через Швецию в США.
Представители Хабада неоднократно подавали официальное прошение
в израильский Национальный мемориальный центр Холокоста Яд
ва-Шем с просьбой признать Канариса праведником народов мира.
Яд ва-Шем отказался признать Канариса праведником на основании
того, что подчинённые Канарису части абвера были причастны
к убийству евреев.
Выдвигающий кандидатуру Шептицкого на соискание звания
«Праведника народов мира», он же спасенный Давид
Кахане — до войны известный львовский раввин
и педагог, кандидат на должность раввина в Войске
Польском, в войну — узник Львовского гетто
и Яновского концлагеря, после войны — главный раввин
израильских военно-воздушных сил и главный раввин
в Буэнос-Айресе. Кроме того, рав Давид являлся членом той
самой комиссии, которая присуждает это звание.
Когда дошло до голосования в 1981 году, то из 13
членов комиссии двое воздержались (среди них, судя
по протоколу заседания, и сам рав Кахане), пятеро
высказались за присуждение звания и шесть — против.
Отказать! Большинством в один голос!
Комиссия собиралась для обсуждения дела Шептицкого в 1967
году (дважды), в 1979, 1981, 1984, 1990 годах и еще
не раз. К середине 1996 года набралось 12 заседаний,
а потом еще и еще. И всегда — отказ.
Ибо нельзя, спасая одних, поддерживать убийц их же соплеменников. И
это урок для нынешних украинских властей, которые в том
же киевском Бабьем яру ставят памятники и жертвам Холокоста,
и идеологам уничтожения евреев.
P.S. Подлинные убеждения Шептицкого так и остались загадкой.
Но есть несколько писем, которые никуда не денешь.
Еще в марте 1914 года Шептицкий отправил Николаю
ІІ тайное послание, в котором уверял императора
в своей верности и называл его «объединителем
славянства»:
«Православно-католический
митрополит Галицкий и Львовский, много лет желающий
и готовый ежедневно жертвовать своей жизнью за благо
и спасение Святой Руси и Вашего Императорского
Величества, повергает к ногам Вашего Императорского Величества
сердечнейшие благопожелания и радостный привет по случаю
завершающегося объединения остальных частей Русской Земли»
(опубликовано в газете <�Новое время>, Петроград, август
1917, цит. по Семен. В. Савчук і Юрій Мулик-Луцик Історія
Української Греко-Православної Церкви в Канаді т 2 С 619).
23 сентября 1941 года после взятия Киева он направил Гитлеру
письмо, в котором заявил:
«Ваше
Превосходительство! Как глава Украинской греко-католической церкви,
я передаю вашему превосходительству мои сердечные поздравления
по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом
на Днепре — Киевом. Видим в вас непобедимого
полководца несравненной и славной германской армии. Дело
уничтожения и искоренения большевизма, которое вы себе,
как фюрер великого германского рейха, взяли за цель
в этом походе, обеспечивает вашему превосходительству
благодарность всего христианского мира.
Украинская
греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего
движения германского народа под вашим руководством. Я буду
молить Бога о благословении победы, которая явится залогом
длительного мира для вашего превосходительства, германской
армии и германской нации». (Сергійчук, М. Ліквідація УГКЦ
(1939-1946). Документи радянських органів державної безпеки, Том 1.
Київ, 2006. — С. 179).
После освобождения Львова Шептицкий пишет такое письмо: «Правителю СССР,
главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной
Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон.
После
победоносного похода от Волги до Сана и дальше вы
снова присоединили западные украинские земли к великой
Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений
украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели
быть соединёнными в одном государстве, приносит вам украинский
народ искреннюю благодарность.
Эти светлые
события и терпимость, с которой вы относитесь
к нашей церкви, вызвали и в нашей церкви надежду, что
она, как и весь народ, найдёт в СССР под вашим
водительством полную свободу работы и развития
в благополучии и счастье. За всё это следует вам,
верховный вождь, глубокая благодарность от всех нас».
(Архив Президента РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 9. Л. 94-95).
И последнее. Всего за время нацистской оккупации было
уничтожено 98% львовских евреев…