Я уже много раз писал о попытках контроля государства
alex_anpilogov — 09.07.2016Я уже много раз писал о попытках контроля государства различных технологий, которые имеют «двойное» назначение.
Двойное назначение — это когда один и тот же набор знаний, ресурсов и методов может быть использован и для создания какой-либо полезной и одобряемой обществом деятельности, но и может быть обращён во вред как самому индивидууму или группе граждан, так и способствовать «экспорту» данного вреда в окружение индивидуума или таковой группы.
Набор этих технологий с развитием человечества только множится и задача контроля государства над ними только усложняется с течением времени, по сути дела нивелируя любые целенаправленные усилия по контролю, во многом превращая их в фикцию.
Кроме того, развитие технологий неизбежно сближает «мирную» и «военную» составляющую, часто перемешивая их до невозможности. Даже деление на «мирные-хорошие» и «военные-плохие» технологии тоже становится весьма условным, так как собрать вредоносную систему из достаточно мирных по сути элементов становится лишь вопросом должной смекалки и воображения.
Напомню, как пример, то , что использование Марвином Химейером своего бульдозера или бронированного корпуса для него никак не нарушало законов США, но ровно до тех пор, пока он не поставил бронированный корпус на сам бульдозер, добавил к нему систему видеоконтроля и парочку снайперских винтовок, после чего снёс в творческом порыве половину строений промзоны городка Грэнби:
При этом, в общем-то, Химейер мог обойтись и без снайперских винтовок: «киллдозер» всё равно не брало ни одно оружие местной полиции, включая автоматическое и снабжённое бронебойными патронами, а РПГ-7 или танка в «укладке» полицейского управления в Грэнби не было ни в 2004-м году, как нет и сейчас.
Это, в конце-концов, веяние времени: с развитием технологии в руки индивидуумов или небольших социальных групп всё легче и легче попадают всё более и более разрушительные аспекты общей техносферы человечества, в результате чего даже оружие массового поражения (пусть и простое, химическое, а не сложное и затратное в производстве ядерное) попадает в руки религиозной секты, которая с лёгкостью устраивает «зариновый теракт» в токийском метрополитене.
Станция Касумигасэки стала гробницей для 13 японцев в марте 1995 года.
В токийской зариновой атаке интересны два факта: сам по себе зарин является «неудачным» пестицидом, который стал одним из боевых ОВ после того, как в 1938 году в фашистской Германии выяснили, что изопропиловый эфир фторангидрида метилфосфоновой кислоты убивает людей гораздо лучше, чем вредные сорняки. В результате чего и сейчас при остром на то желании зарин можно получать через три-четыре реакции синтеза от химических компонентов, которые продаются достаточно легально и используются в мирных процессах. Кстати, этим же грешат и многие взрывчатые вещества, как тот же самый аммонал, который тоже при остром на то желании можно «варить» прямо на кухне хрущёвки, используя для него компоненты, купленные в ближайшем хозмаге и магазине «Садовод».
Второй факт ещё более впечатляющ: секта «Аум Синрикё», которая и отвечала за теракт в токийском метро, за год до событий в столичной подземке устроила аналогичные теракты в небольшом японском городе Мацумото, где в июле 1994 года тем же зарином было убито 7 человек и ещё 200 было ранено.
Кроме того, в январе 1995 года, за три месяца до атаки, жители деревни Камику-Иссики расположенной в 100 км к западу от Токио и находящейся рядом с заводом «Аум Синрикё» по производству зарина, жалуются на недомогание, странный запах и боли в голове. Проверка фабрики секты даже выявляет следы зарина и часть компонентов для его производства, но, поскольку компоненты ОВ представляют из себя разрешённые вещества, а члены секты дают показания о том, что они сами подверглись химической атаке от неизвестных недоброжелателей, дело по жалобе селян просто спускают на тормозах.
Фабрика для производства зарина, принадлежавшая «Аум Синрикё». Скромно, незаметно, максимально функционаьно.
По ходу развития сюжета с подготовкой к теракту члены «Аум Синрикё» ещё и умудряются продемонстрировать нам ещё один сюжет двойной технологии: в феврале 1995 года, за два месяца до теракта, 69-летний нотариус Киёси Кария, младшая сестра которого пыталась выйти из секты и сообщить о подготовке таракта, был убит сектантами. Его тело было сожжено в СВЧ-печи мусоросжигательного завода, а останки утоплены в озере.
В итоге, уже после теракта в токийском метро, в штаб-квартире секты в Японии в результате детального обыска находят компоненты для производства зарина, печально известный теперь вирус Эбола, полученный сектой в 1994 году из африканского Заира, а также — военный вертолёт Ми-17 (!), который был тайно куплен членами секты в ельцинской России. Интересно, что заместитель Сёко Асахары, Киёхидэ Хаякава в первой половине 1990-х годов несколько раз бывал с «дружескими визитами» в России и пытался несколько раз получить доступ к компонентам ядерного оружия. Но, как говориться, свезло — дело ограничилось только контрабандной продажей Ми-17. Ну и продажей из России в 1993-м году документации по производству зарина, которая была куплена сектой при посредничестве Олега Лобова, тогдашнего секретаря Совета безопасности РСФСР и министра экономики РСФСР. За что он, по показаниям членов «Аум Синрикё» получил всего лишь 79 тысяч долларов США.
К сожалению, всех подробностей дела против «Аум Синрикё» по старой японской привычке скрывать неудобные для «чести мундира» факты мы так и не узнали, но о том, что полиция и спецслужбы Японии элементарно прошляпили такой рассадник терроризма у себя дома можно понять и из приведенных фактов. Кроме того, достоянием общественности стали и факты того, что полиция Японии получила незадолго до терактов в метро детальный план нападения, но сочла его недостоверным и фантастическим.
Впрочем, с момента марта 1995 года утекло немало времени — и технологии шагнули вперёд неимоверно, ещё больше перемешав между собой «мирные» и «военные» сферы. Нынешний военный дрон-разведчик, который при желании сможет положить гранату прямо в окоп вражеского штаба, совершенно неотличим от гражданского коптера, а ЗD-принте вполне может изготавливать и запчасти для идеальной фермы, и огнестрельное оружие.
Вот первая новость:
FarmBot не очередной коммерческий проект а типичный open-source: весь софт выложен под лицензией MIT, все CAD–чертежи доступны под лицензией Creative Commons Zero. Ферма работает на основе дешёвых чипсетов Raspberry Pi 3 и Arduino Mega 2560.
Что это значит? Во–первых, собрать такую ферму может любой, у кого есть (1) прямые руки, (2) доступ к 3D–принтеру, (3) стандартным металлическим деталям и (4) AliExpress или любому подобному интернет–магазину электроники.
Список вещей, которые эта ферма умеет:
1) Посадка семян с точностью до миллиметра, что увеличивает эффективность использования площади
2) Точный автополив с проверкой влажности почвы
3) Постоянное наблюдение за каждым растением с помощью камеры
4) Индивидуальный уход за каждым растением с использованием системы принятия решений
5) Опознание и уничтожение сорняков
Ферма может работать от солнечных батарей и использовать дождевую воду, тем самым становясь полностью автономной от внешнего мира.
Общепринято мнение, что 4 соток земли хватает, чтобы прокормить всю семью (при эффективном их использовании). Теоретически, если занять четыре сотки такими вот роботизированными блоками и каким–то образом установить постоянную температуру и влажность (как в теплице), то можно питаться едой с собственной робогрядки целый год, даже находясь в северных широтах.
Стоит всё это удовольствие в американских ценах всего 1970 долларов, но говорят, что в российских или в китайских условиях можно справиться и за 700 баксов. После чего ферма будет работать в режиме «просто добавь воды» ( ну или «чукча, покорми собак на борту и ничего не трогай!»).
Хорошая новость? Безусловно!
Ну тогда вам и вторая новость (точнее, уже «старость», видео снято в 2013-м году и теперь ) из мира 3D-принтеров.
Их можно точно также легко использовать для производства огнестрельного оружия, как их приспособили для производства сельскохозяйственных роботов. Всё дело в используемых чертежах.
«Ну так мы будем перехватывать чертежи и выявлять намерения террористов!», скажут мне доверчивые читатели.
«Ну конечно, конечно» — отвечу им я. Именно так и будем выявлять, как выявляли членов секты «Аум Синрикё» в седом-далёком 1995-м году, когда они практически не скрываясь варили зарин в японской глубинке и сжигали неугодных свидетелей в промышленных СВЧ-печах.
Достаточно лишь взглянуть, насколько громоздкую систему предлагают создатели печально известного «закона Яровой», чтобы понять: не взлетит. Просто, потому что никто не сможет в реальном времени проанализировать сотни гигабайт мусорной информации, чтобы выяснить где же прячется проклятый террорист, который варит у себя в сарае зарин или аммонал или же печатает на 3D-принтере запасные части для пистолета. Которые, в общем-то, до момента сборки в единое изделие неотличимы от пестицидов, минеральных удобрений или деталей для сельскохозяйственного робота.
Ну а дальше нам предстоит и ещё больший «девятый вал» информации, где речь уже пойдёт о том, что программировать будут ДНК и нейронные связи целых биологических организмов, в результате чего отличить серийного убийцу и шпиона от секс-рабыни и финансового аналитика будет уж совсем нереально.
Просто потому что и бизнесмены, и учёные лишь создают технологии, а обыватели всегда обосновано считают, что «старший брат» под предлогом борьбы с терроризмом лишь залазит в их собственную жизнь. А потом уже общество примеряет их на себя, прикрывая технологиями и срам, и стыд, и собственные социальные болячки.
Эта штука ползёт на свет. Выращена из ГМО-клеток крысиного сердца. Пока что она ползает без бомбы на спине и в питательном растворе. Но это — пока.
Ну а те, кто верят в то, что «государству виднее», то тем скажу. Олег Лобов с честью был уволен с действительной государственной службы в 1997 году.
Сейчас жив, здоров, на свободе, возглавляет две коммерческие компании: республиканскую инновационную компанию «РИНКО» и «ЦентрЭКОММАШ», руководит и общественной организацией — он президент Ассоциации международного сотрудничества.
Потому что без бизнес-хватки, инноваций и международного сотрудничества в мире будущего нам никак нельзя. Сожрут-с.
И да, если кто вдруг подумал, что это статья только про Россию, то это не так. Это про весь мир. Который уже давным-давно не может жить без глобализации, без Интернета, без Али-экспресса, без китайцев, которые пришлют вам по почте любой заказ и без массы других ништяков, за отсутствие которых сейчас не сможет агитировать своих граждан, пожалуй, ни одно государство в мире. А террористы-то убили всего лишь 13 человек в токийском метро. Совсем немного на всё население Японии.
Вот такой у нас теперь «дивный, чудный мир». Здравствуй, Хомка. Привет, Нео.
|
</> |