Я Русская
swamp_lynx — 16.12.2021 "Наши кинопродюсеры любят жаловаться на отсутствие увлекательных историй. На самом деле, историй сколько угодно, нужно просто чем-то в жизни интересоваться, кроме бабла от Минкульта. Вот, дарю одну. История про выдающуюся женщину на фоне безумной эпохи.Знаете ли вы, что ведущей танцовщицей и хореографом в Италии эпохи Муссолини была наша соотечественница? Которая даже выступала под псевдонимом Я Русская (Jia Ruskaja), стала одним из основоположников современного танца в Европе и основательницей Национальной академии танца в Италии." Дмитрий Комм.
"Биография Евгении Борисенко полна разнообразных мифов. Например, согласно итальянским документам, она родилась в Керчи, в 1902 году. При этом, ее близкий друг Антон Джулио Брагалья, который и придумал ей сценическое имя Я Русская, утверждал, что на самом деле она была на два года старше и во время Гражданской войны сражалась в добровольческой армии Деникина (тут должна быть фэнтезийная вставка в духе Кена Рассела, живописующая ее ратные подвиги). Точно известно одно: учиться балету она начала еще в России, а в 1920-м году оказалась в Константинополе женой какого-то английского офицера. Брак не продлился долго: Евгения родила ребенка, но развелась с мужем и перебралась сначала в Швейцарию, а потом в Италию. Там она вошла в круг футуристов и начала выступать с танцевальными номерами в основанном Брагальей "Театре Независимых".
Ее выступления имели колоссальный успех, и Я Русская начали наперебой приглашать разные театры, включая Ла Скала. Для своих выступлений она придумывала все, от хореографии до костюмов и декораций. Она разработала собственную танцевальную технику, которую назвала Оркестикой. Техника сочетала элементы классического балета, модного в те времена "античного танца", индийских и азиатских этнических танцев и, по собственному утверждению Я Русская, "ставила все тело на службу искусству". Иными словами, Я Русская двигалась в том же направлении, что и американские пионеры современного танца - Рут Сен-Денис, Марта Грэм и Джек Коул. Танцевала она обычно босиком, в свободных квазигреческих одеяниях, иногда с открытой грудью. Я Русская также сотрудничала с кино, сыграв в 1929 году сразу две главные роли в фильме Балдассаре Негрони "Юдифь и Олоферн" (еще одна фэнтезийная вставка в духе Кена Рассела).
Вскоре Я Русская начала ставить собственные балеты и танцевальные номера в разных спектаклях. Большим успехом пользовались ее номера в "Ифигении" и "Агамемноне", а также одноактные балеты "Похищение Персефоны" и "Танец жертвоприношения". Она пишет книгу "Танец, как образ жизни" (1927), а Ла Скала приглашает ее возглавить свою балетную школу. В 1930 году про нее выходит еще одна книга: "Танцующая красавица".
Но главным ее свершением оказалось создание собственной танцевальной школы. Первоначально школа базировалась в Милане, потом было открыто и римское отделение. Принимали в нее только девочек, причем обучение разделялось на два этапа. Девочки в возрасте 5-10 лет занимались общеразвивающими упражнениями в духе Жак-Далькроза, а с 10-12 лет их начинали учить разным танцевальным техникам и в первую очередь Оркестике. Я Русская ставила себе амбициозную задачу не просто научить девушек танцевать, но посредством музыки и танца создать "гармоничную женщину": сильную, раскованную, развитую физически и духовно. Преподавателями в ее школу приглашались ведущие танцовщики и хореографы Европы, включая дягилевцев Леонида Мясина и Давида Лишина.
Вот как описывает Я Русская одна из ее учениц Кьяра Зопполато, которая впоследствии возглавила Национальную академию танца: "Она была очень красивая, обаятельная женщина с высокой культурой, но при этом невыносимо авторитарная, со взбалмошным характером и железной хваткой. Например, у нее не было чувства времени: она могла появиться в школе перед закрытием и заставить нас всех заниматься с ней до глубокой ночи. Она вообще была ночным животным: после работы, заканчивавшейся поздно вечером, она отправлялась в ресторан, никогда не одна, в сопровождении журналистов, хореографов, художников, музыкантов, часто приводя с собой учениц. Среди ее друзей были Де Кирико, Маринетти, Де Сика и Альдо Борелли, тогдашний главный редактор газеты Corriere della Sera, за которого она впоследствии вышла замуж".
Но, разумеется, в фашистской Италии, исповедовавшей принцип "все в государстве, ничего вне государства, никого против государства", выживать без связей с властями было невозможно. И они у Я Русская, конечно, были. А что еще оставалось делать эмигрантке, которая только в 1935 году сумела получить итальянское гражданство? Бежать в третий раз, опять начинать новую жизнь в другой культуре и на чужом языке? Это и один-то раз трудно, а трижды почти невозможно. При этом, никакими высказываниями в поддержку фашизма Я Русская не отметилась, однако она ставила танцевальные номера для разных государственных праздников и также поставила мини-балет "Радость" для Олимпиады 1936-го года в Берлине. Все это добродетельные граждане, конечно, припомнили ей после войны, вылив на нее ушат помоев (фэнтезийная вставка в духе Дарио Ардженто).
Впрочем, репрессий не последовало: школа Я Русская успешно продолжала существовать, а в 1948 году получила финансовую поддержку от нового правительства Италии и была переименована в Национальную академию танца. Сотни итальянских девушек учились у Я Русская (с 1954 года в академию стали принимать и мальчиков), многие стали знаменитыми танцовщицами, а одна из ее учениц - Рафаэлла Карра - произвела настоящую революцию в шоу-бизнесе. Своей раскованностью, пластичностью и артистизмом Рафаэлла была во многом обязана урокам Я Русская.
В общем, это история про выдающуюся женщину, которой не повезло родиться и жить не в то время и не в тех местах, но которая не сдалась, не стала жертвой, а сумела выжить и реализоваться в мире, со всех сторон захлестываемом безумием. По ней можно сделать музыкальный фильм, который будет одновременно и очень зрелищным, и заставляющим задуматься. (Правда, не знаю, много ли осталось сегодня людей, желающих о чем-то задумываться.)
А по этой ссылке - получасовой фильм, который сама Я Русская поставила в качестве режиссера и хореографа в 1950-м году. По сути, это демонстрационный фильм ее Оркестики, и все танцовщицы в нем - ее ученицы."
На фото: Я Русская на сцене и в кино, а также кадры из ее спектаклей.
|
</> |