рейтинг блогов

Я Русская

топ 100 блогов swamp_lynx16.12.2021 "Наши кинопродюсеры любят жаловаться на отсутствие увлекательных историй. На самом деле, историй сколько угодно, нужно просто чем-то в жизни интересоваться, кроме бабла от Минкульта. Вот, дарю одну. История про выдающуюся женщину на фоне безумной эпохи.
Знаете ли вы, что ведущей танцовщицей и хореографом в Италии эпохи Муссолини была наша соотечественница? Которая даже выступала под псевдонимом Я Русская (Jia Ruskaja), стала одним из основоположников современного танца в Европе и основательницей Национальной академии танца в Италии." Дмитрий Комм.

"Биография Евгении Борисенко полна разнообразных мифов. Например, согласно итальянским документам, она родилась в Керчи, в 1902 году. При этом, ее близкий друг Антон Джулио Брагалья, который и придумал ей сценическое имя Я Русская, утверждал, что на самом деле она была на два года старше и во время Гражданской войны сражалась в добровольческой армии Деникина (тут должна быть фэнтезийная вставка в духе Кена Рассела, живописующая ее ратные подвиги). Точно известно одно: учиться балету она начала еще в России, а в 1920-м году оказалась в Константинополе женой какого-то английского офицера. Брак не продлился долго: Евгения родила ребенка, но развелась с мужем и перебралась сначала в Швейцарию, а потом в Италию. Там она вошла в круг футуристов и начала выступать с танцевальными номерами в основанном Брагальей "Театре Независимых".

Ее выступления имели колоссальный успех, и Я Русская начали наперебой приглашать разные театры, включая Ла Скала. Для своих выступлений она придумывала все, от хореографии до костюмов и декораций. Она разработала собственную танцевальную технику, которую назвала Оркестикой. Техника сочетала элементы классического балета, модного в те времена "античного танца", индийских и азиатских этнических танцев и, по собственному утверждению Я Русская, "ставила все тело на службу искусству". Иными словами, Я Русская двигалась в том же направлении, что и американские пионеры современного танца - Рут Сен-Денис, Марта Грэм и Джек Коул. Танцевала она обычно босиком, в свободных квазигреческих одеяниях, иногда с открытой грудью. Я Русская также сотрудничала с кино, сыграв в 1929 году сразу две главные роли в фильме Балдассаре Негрони "Юдифь и Олоферн" (еще одна фэнтезийная вставка в духе Кена Рассела).

Вскоре Я Русская начала ставить собственные балеты и танцевальные номера в разных спектаклях. Большим успехом пользовались ее номера в "Ифигении" и "Агамемноне", а также одноактные балеты "Похищение Персефоны" и "Танец жертвоприношения". Она пишет книгу "Танец, как образ жизни" (1927), а Ла Скала приглашает ее возглавить свою балетную школу. В 1930 году про нее выходит еще одна книга: "Танцующая красавица".

Но главным ее свершением оказалось создание собственной танцевальной школы. Первоначально школа базировалась в Милане, потом было открыто и римское отделение. Принимали в нее только девочек, причем обучение разделялось на два этапа. Девочки в возрасте 5-10 лет занимались общеразвивающими упражнениями в духе Жак-Далькроза, а с 10-12 лет их начинали учить разным танцевальным техникам и в первую очередь Оркестике. Я Русская ставила себе амбициозную задачу не просто научить девушек танцевать, но посредством музыки и танца создать "гармоничную женщину": сильную, раскованную, развитую физически и духовно. Преподавателями в ее школу приглашались ведущие танцовщики и хореографы Европы, включая дягилевцев Леонида Мясина и Давида Лишина.

Вот как описывает Я Русская одна из ее учениц Кьяра Зопполато, которая впоследствии возглавила Национальную академию танца: "Она была очень красивая, обаятельная женщина с высокой культурой, но при этом невыносимо авторитарная, со взбалмошным характером и железной хваткой. Например, у нее не было чувства времени: она могла появиться в школе перед закрытием и заставить нас всех заниматься с ней до глубокой ночи. Она вообще была ночным животным: после работы, заканчивавшейся поздно вечером, она отправлялась в ресторан, никогда не одна, в сопровождении журналистов, хореографов, художников, музыкантов, часто приводя с собой учениц. Среди ее друзей были Де Кирико, Маринетти, Де Сика и Альдо Борелли, тогдашний главный редактор газеты Corriere della Sera, за которого она впоследствии вышла замуж".

Но, разумеется, в фашистской Италии, исповедовавшей принцип "все в государстве, ничего вне государства, никого против государства", выживать без связей с властями было невозможно. И они у Я Русская, конечно, были. А что еще оставалось делать эмигрантке, которая только в 1935 году сумела получить итальянское гражданство? Бежать в третий раз, опять начинать новую жизнь в другой культуре и на чужом языке? Это и один-то раз трудно, а трижды почти невозможно. При этом, никакими высказываниями в поддержку фашизма Я Русская не отметилась, однако она ставила танцевальные номера для разных государственных праздников и также поставила мини-балет "Радость" для Олимпиады 1936-го года в Берлине. Все это добродетельные граждане, конечно, припомнили ей после войны, вылив на нее ушат помоев (фэнтезийная вставка в духе Дарио Ардженто).

Впрочем, репрессий не последовало: школа Я Русская успешно продолжала существовать, а в 1948 году получила финансовую поддержку от нового правительства Италии и была переименована в Национальную академию танца. Сотни итальянских девушек учились у Я Русская (с 1954 года в академию стали принимать и мальчиков), многие стали знаменитыми танцовщицами, а одна из ее учениц - Рафаэлла Карра - произвела настоящую революцию в шоу-бизнесе. Своей раскованностью, пластичностью и артистизмом Рафаэлла была во многом обязана урокам Я Русская.

В общем, это история про выдающуюся женщину, которой не повезло родиться и жить не в то время и не в тех местах, но которая не сдалась, не стала жертвой, а сумела выжить и реализоваться в мире, со всех сторон захлестываемом безумием. По ней можно сделать музыкальный фильм, который будет одновременно и очень зрелищным, и заставляющим задуматься. (Правда, не знаю, много ли осталось сегодня людей, желающих о чем-то задумываться.)

А по этой ссылке - получасовой фильм, который сама Я Русская поставила в качестве режиссера и хореографа в 1950-м году. По сути, это демонстрационный фильм ее Оркестики, и все танцовщицы в нем - ее ученицы."



На фото: Я Русская на сцене и в кино, а также кадры из ее спектаклей.

Я Русская 266400835_2692211524257967_920680541244935280_n

Я Русская Foto-1-2-1536x1036

Я Русская 266350041_2692212167591236_7660812467578457785_n

Я Русская 40039282114_d4bc5f77fa_b

Я Русская 266366667_2692212390924547_2203203600071803113_n

Я Русская 266369103_2692212960924490_5181277948916952271_n

Я Русская 266542361_2692213567591096_3084336550074241741_n


Я Русская jia-ruskaja-orchestrica-pavia-perri-loverdos-attitude-dbee4e59

Я Русская xhenb0mrcey

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем известно, что цыгане очень любят золото. Если крестик, то минимум полкило чистого металла, если цепь, то толщиной с палец, если серьги, то с кулак! К сожалению, советская ювелирная промышленность не может обеспечить потребности кочевого народа в ярких цацках, поэтому в Румынии ...
Мне, как человеку, который больше всего на свете любит домашних животных, ситуация с котом, который оказался немного "толстоват" для полета на БОЖЕСТВЕННОМ СУДНЕ АЭРОФЛОТА, вызвала целую вереницу эмоций. И от того больше, что иногда со мной рядом на сидении оказываются жирдяи, которые не ...
Вспоминается старый анекдот: -А я вчера девушку от изнасилования спас! -Как??? -А я ее уговорил! Прочитав пост aranger про зависть к дятлам, я пригрустил, что таких историй в моей жизни не было. Стал вспоминать хоть что-нибудь, и решил написать о событиях конца 90х! Еще одна ...
Кто она спросите вы? Да вот же: А чо заплакала-то, зададитесь вы вопросом... Ну а как тут не расплакаться епт? Беда-печаль случилась у этой, неизвестной миллионам россиян блондинки епт. А произошло вот чо други. Поганые журналюги из "Новой" убили (не, не блондинку ттт), оне убили ...
Продолжаем инспектировать новые старые московские улицы. На этот раз пройдёмся по реконструированным Бронным. Большая Бронная 01. Для начала, было-стало: 02. 03. Первое, что бросается в глаза - что не сделали участок улицы у метро, тут всё по-старому: 04. В целом бы ...