Я плачу не тебе, а бабушке!
gelena_s — 04.09.2020 Бессмертное из «От двух до пяти» - прекрасная иллюстрация ко многим детским манипуляциям.Увы, первое, что учатся осваивать дети, это манипуляции. Еще более увы, некоторые только их в детстве и осваивают. И далее только совершенствуют этот навык, не меняя стратегию в целом.
Если рассматривать механику этого явления, полезно обратиться к так называемым первичным и вторичным чувствам. Первичные чувства ребенка - голод, страх, боль - не остановишь никакой манипуляцией со стороны взрослых. Пока ребенку больно, он будет плакать от боли.
Но… любой ребенок через какое-то время усваивает и то, что можно изобразить боль или страх. И получить за это некоторые ништяки. (Кстати, в этом очень хорошо помогают ребенку взрослые. Можете описать, как это происходит?) Это и есть вторичные чувства. Или то, что Берн называл «премиальные купоны».
Если продолжать про того мальчика, то он на отлично использовал «премиальные купоны» для управления мамой и бабушкой. Особенно бабушкой: та явно стремилась дитятке всячески компенсировать обиду, нанесенную рождением братика. Я бы даже сказала, что не давала старшему ребенку про нее забыть. Слышала пару раз оправдания, произнесенные извиняющимся тоном, что «маме надо кормить братика».
А после обескураживающего ответа папы про поиск потерянного настроения, они вдвоем с отцом спокойно вместе сходили за едой, и потом ели и нормально разговаривали. Тут тоже важное отличие: бабушка все время норовила сама что-то ребенку принести, а папа дал дитю тарелку в руки и тот сам донес еду до стола. И говорили о том, что будут вместе делать, и куда пойдут с мамой и братиком, а не что ребеночку дать, чтобы тот «не терял настроения». И сразу вместо вечно плачущего, капризничающего, тянущего на себя внимание дитятки внезапно оказался нормальный веселый ребенок, которому интересно жить.
Вот, кстати, вы умеете отличать у своего ребенка реальное чувство от «премиального купона», сиречь манипуляции? Или введётесь на все надутые губы и слезы?
Подписаться
|
</> |