Я не Нуся. Я – Люсьена...


(10 сентября 1931 — 7 января 1999)
Ее отец был офицером-пограничником, и, как и все другие семьи военных, они кочевали по военным гарнизонам. Как калейдоскоп, мелькали большие и маленькие городки в Карелии, Грузии, Туркмении, на Украине... Только познакомишься со сверстниками, только привыкнешь к ним, как приходится переезжать, а там – строить отношения с новыми людьми… А тут еще и мама умерла… когда ей было только 6 лет… Отец женился вновь, и ей пришлось учиться жить заново …
Росла она тихой, невзрачной девочкой, за маленький рост её даже прозвали «коротышкой». Ну, кто с такой будет дружить? Разве что Марья Васильевна... соседка… Простая совершенно, русская женщина, не умевшая даже писать. Но для нее, для Люсьены, она была просто как мать.
А ещё она очень любила кино. Когда ее спрашивали: «Кем ты хочешь стать?», она неизменно отвечала: «Актрисой, как Любовь Орлова». А когда пришла пора первой влюбленности, она и влюбилась не в реального мужчину, а в экранного кумира многих женщин – красавца Евгения Самойлова. Она даже написала ему письмо: «Дорогой Самойлов! Давай переписываться. Я молода, хороша собой. Я – блондинка с голубыми глазами (это было неправдой). Мне 18 лет (а это – преувеличение)». Нарисовала на конверте бабочек и написала: «Жду ответа, как соловей лета»… Понятно, что ответа она не дождалась … Правда, много позже Люсьена Овчинникова, став актрисой, волею судьбы оказалась с ним в одном театре и играла родственниц героев Самойлова, дочерей и даже его жену.
Люсьена очень хотела записаться в школьный драмкружок, но была она от природы очень застенчивой… И вот тут бы родным поддержать Люсьену! Но они даже слышать ничего не хотели ни о театре, ни о кино, они не видели в ней актрису. Едва только Люсьена только заводила разговор об актерской профессии, ей тут же говорили: «Разве такие актрисы бывают? Забудь и думать об этом».
Так и росла она – «заштампованной» серой мышкой…
Не знаю, откуда у неё взялась такая смелость (наверное, от невозможной жизни в семье?), но в 17 лет она сбежала из дома (а жили они тогда в Ашхабаде), оставив отцу записку: «Милый папа, не сердись на меня. Если бы мама была жива, она бы меня поняла. Я должна уехать, чтобы стать актрисой. Целую. Люда». У неё не было с собой ни вещей, ни денег, ни даже паспорта (позже отец выслал его по почте).
Она приехала к своей тете в Минск, в надежде поступить в театральный институт. Но, к несчастью, обнаружилось, что преподают там на белорусском языке…
Но ведь знаете, если человек чего-то страстно желает, это желание обязательно исполнится! И с Люсьеной это произошло! Казалось бы, что это невозможно, невероятно! Но уже на следующий год она поступила в ГИТИС.
Но в её характере ничего не изменилось… Та же скромность, те же комплексы…
Актер Владимир Андреев вспоминал о ней: «Такое немножечко скуластое, немножечко раскосое, и с обаятельнейшими лукавыми глазами… «Здравствуйте, Володя!». И я ей говорю: «Здравствуйте, Нуся». Я ее года полтора звал «Нуся» при встречах… Она года через полтора подошла ко мне, когда я уже стал актером Ермоловского театра. Она подошла и сказала: «Володя, знаете, я все не решалась Вам сказать… Я не Нуся. Я – Люся. А если точнее, я – Люсьена»…
Однажды Люсьена сказала: «Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без нее – погибает». Она всю жизнь нуждалась в любви … в настоящей, сильной …
Уже на первом курсе она влюбилась.




Но тогда для нее ничего важнее карьеры актрисы не было. Ей повезло, сразу по окончании ГИТИСа, она попала в театр Маяковского, который в тот момент возглавлял Охлопков. Талантливой дебютантке щедро давали роли в новых постановках, охотно вводили в старые спектакли. В общем, актерское счастье было тогда на её стороне! Да и женское тоже. Она жила с умным и талантливым человеком, и хотя это был неофициальный брак, всё вроде бы складывалось хорошо… Но судьба готовилась повернуться по-другому…
В театре Маяковского служил тогда актер Александр Холодков. Он был на 14 лет старше Люсьены Овчинниковой. И в один прекрасный момент стало понятно, что их связывает большое чувство. Говорят, это был потрясающий роман! Когда они вместе выходили на сцену, электричество между ними ощущал весь зрительный зал…

Но любовь их не была безоблачной. Интрига состояла в том, что в это же самое время его любила ещё одна женщина - народная артистка Вера Марковна Орлова… Но им обеим хватило мудрости с достоинством выйти их этого щепетильного положения. Вместо того, чтобы драться и ссориться, они подружились и очень помогали друг другу. 14 сентября 1965 года Александр Холодков умер от тяжелой болезни, буквально у Люсьены на руках. У его могилы плакали две женщины – Вера Орлова и Люсьена Овчинникова…
Наверное, такие потрясения не проходят даром… И в жизни Люсьены, как и у многих творческих людей, случился кризис …Частые застолья давали призрачную надежду на то, что жизнь не так ужасна…
Владимир Андреев вспоминал: «Помню, Люся тогда подходит ко мне, и говорит: «Володя, вот тебе ключ». Я говорю: «Что за ключ?». «Ну, мой ключ, от моего номера. У меня завтра эпизод трудный. Закрой меня. Закрой. Я не пойду сегодня ужинать со всеми. Не пойду, потому что мне надо еще и текст пройти, и всё. Устаешь от этого нашего песнопения, от этих веселий наших». Я закрыл Люсю. Утром я проспал. Потом слышу – в коридоре стучат, стучат, стучат... И Люська, бедная, оттуда стучит, стучит, стучит… А ключ у меня, я ее закрыл. Сберегал, понимаете ли, для творческого процесса. Она тогда… Когда я ее открыл, говорю: «Люсенька, прости, ну устал за ночь». Как сейчас помню, она с таким легким дружеским укором глаза подняла: «А ругали через дверь меня, хотя я не виноватая!».
Вскоре после смерти Александра Холодкова в театр Маяковского из Ленкома пришел новый актер – Валентин Козлов. Именно он стал тем единственным мужчиной, с которым Люсьена Ивановна вступила в официальный брак, в котором прожила более 30-ти лет…

Красивый и талантливый человек, но, как это часто бывает, не сумевший реализоваться. Его роль в комедии «Неподдающиеся» так и осталась единственной яркой работой. Не клеилось у него и в театре. Валентин начал выпивать, и главный режиссер Гончаров решил уволить его из труппы. Тогда Овчинникова заявила: «Если его не оставят, я тоже уйду». Гончаров остался неумолим, и в 1972 году она ушла из театра, в котором прослужила 17 лет.
… Люсьену мы знаем, конечно, главным образом, по киноролям. Первой ее работой в кино стала роль Нюрки, деревенской девочки в фильме «Отчий дом» режиссера Льва Кулиджанова. В этой роли она оказалась очень органична, зрители поверили, что актриса, которая сыграла Нюрку, родилась и выросла в деревне. Однако Люсьена впервые приехала в деревню лишь во время съемок. А потом были «Девчата», которые принесли ей всесоюзную славу.
Но, несмотря на это, она по-прежнему оставалась скромной и невероятно стеснительной. Вот что рассказывает Виталий Мельников, режиссер фильма «Мама вышла замуж» (1969): «Поначалу перебрал звезд тех времен, среди которых были Нонна Мордюкова и Инна Макарова. На Люсьену я и не рассчитывал, потому что у нее была репутация комедийной актрисы. Но когда увидел ее пробы, она меня просто очаровала своей открытостью, естественностью и какой-то почти детской преданностью своему делу. Но когда по окончании проб я сказал, что она утверждена, вдруг выпалила: «Нет, я сниматься не буду!». — «Почему?» — удивился я. «Ну как же, — сказала Люсьена, — моим партнером должен быть сам Олег Ефремов! А кто я такая, чтобы сниматься с ним в паре?». На мой взгляд, этот трогательный, детский поступок многое говорит о ее характере — она была равнодушна к славе, не стремилась к ней, главным для нее было дело. Я тогда посоветовал ей просто работать, не обращая внимания на статус партнера: мол, все остальное приложится».
В 90-е годы всем жилось несладко. Люсьена Овчинникова с мужем бедствовали. Они вынуждены были участвовать в сборных концертах, но денег это почти не приносило, поэтому иногда приходилось играть даже за продукты …
Алкоголь всё больше и больше входил в их жизнь…
… Все мы родом из детства … Это, как мне кажется, объясняет всю дальнейшую жизнь человека. С детства её ни во что не ставили, вот почему, наверное, когда ей, уже актрисе, постоянно твердили, что она – посредственность, Люсьена, будучи очень бесхитростной и доверчивой, соглашалась с этим… Ситуация осложнялась постоянными запоями мужа, который, по словам окружающих, не раз поднимал на нее руку. Но Люсьена никогда никому не жаловалась...
В 1998 году Валентин Козлов скончался…
Помните её слова: «Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без нее – погибает»? Эти слова стали пророческими. Она пережила своего мужа всего на четыре месяца… И в рождественские дни 1999 года её не стало …
Детей у них не было, друзей и родных, очевидно, тоже не нашлось, а выделенных Союзом кинематографистов на ее похороны 60-ти долларов хватило лишь на кремацию…
Похоронили Люсьену Овчинникову в колумбарии Введенского кладбища Москвы.

|
</> |