Я не буддист

топ 100 блогов eriklobakh28.05.2023

Мы все теперь любим вспоминать обстоятельства перевода иконы «Троица» из лавры в Третьяковку.

Не знаю, как по мне - так эти обстоятельства ужасны. Всё-таки я не буддист и не могу так к таким вещам относиться легко и безэмоционально.

Дело в том, что в 1918-м году другую икону Андрея Рублёва - «Спас Вседержитель» нашли в Звенигороде когда она исполняла роль ступеньки на лестнице на колокольню. Дело в том, что, как потом выяснилось, за 4 года до этого (аккурат перед началом Первой Мировой) в храме церковное руководство списало эту икону как «ветхую», заменив на новые иконы.

Почему я говорю во множественном числе? Ну, потому что рублёвский «Спас Вседержитель» - икона, представляющая средник деисусного чина иконостаса. Это я для невоцерковлённых граждан поясняю.

Деисусным чином называется ряд изображений святых в молитвенном предстоянии перед помещенным в центре Христом. Смысловое содержание этого ряда связано с темой Страшного суда: святые — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы и апостолы — просят Христа Спасителя (Спаса) о помиловании рода человеческого.

В данном случае это был семифигурный ряд. Из него так же чудом сохранились иконы с архангелом Михаилом и апостолом Павлом. Остальные после списания в виду ветхости были порублены на дрова, однако Спасу Вседержителю повезло по той причине, что Он был написан на хорошей добротной большой липовой доске, которая даже за пятьсот лет хорошо сохранилась, поэтому её решили не сжигать, а использовать как ступеньку на лестнице. Интересное решение.

Но это решение не понравилось великому русскому православному художнику и реставратору Игорю Грабарю (кстати, он русин), он забил тревогу и начал звонить во все колокола, требуя спасти из рублёвских икон хотя бы «Троицу».

К сожалению, власти в стране тогда были антицерковно настроены и в частности к иконописи относились негативно, поэтому Игорю Грабарю понадобилось несколько лет, чтоб добиться принятия Третьяковской галереей этой иконы Андрея Рублёва.

Теперь я хочу пояснить вот что. Хоть я считаю, что нынешнее решение о передачи «Троицы» в храм, - нашёптано тем, кто принял это решение, - бесами, поскольку вносит в русское православное общество (да и не только православное) чудовищный раскол в тот момент, когда этот раскол совсем неуместен.

Однако при этом, хоть это решение кощунственно и преступно, но в общем и целом я бы не возражал против компромисса - чтоб «Троица» осталась хотя в ХХС, по крайней мере так будет за неё спокойнее. Ну, хотя бы так.

Ибо на данный момент единственно здоровое решение - оставить «Троицу» в Третьяковке представляется малореальным, поскольку весь этот движ является началом избирательной кампании Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Тихона (Шеакунова), а он духовник Президента и отступного не даст. Так что уж пусть хотя бы такой компромисс.

Кстати, против Его Высокопреосвященства Тихона я совершенно ничего не имею. Главное, что не Иларион (впрочем, того и так уже сослали и он уже не так опасен), поскольку медаль от «Саюдиса» за призыв стрелять в русских солдат во время штурма вильнюсского телецентра в 1991-м для меня сродни 30 серебренникам, именно тем самым - историческим.

Митрополит Тихон, конечно, не производит впечатления прям совсем уж настоящего священника, молитвенника и т.д., всё-таки он по своей природе скорее кинематографист, но в общем плохого в этом ничего нет, во всяком случае в его патриотизме сомневаться не приходится.

Просто интересно - а почему Высокопреосвященнийший Владыка инициировал лишь возвращение «Троицы» туда «откуда взяли», почему заодно ещё и не Спаса Вседержителя? Логично ведь всё-таки полностью следовать принципу?

Ну, да ладно. Я в общем не для этого пост хотел написать, это просто поводом было вот к какому моему вопросу.

У меня в моём музее есть две интересных индуистских деревянных фигурки. Очень симпатичных. История их появления в моём музее такова.

Иду я как-то по улице в Индии (ну, не я один, с женой и с нами был ещё наш гид и водитель, мы были в индивидуальном семейном путешествии). Из какого-то храма выносят две симпатичных деревянных фигурки ставят (по сути бросили даже, а не поставили) на улице и уходят.

Я спрашиваю у нашего проводника - что это и зачем. Выяснилось, что в индуистских храмах это постоянно делается, они любят выкидывать старые вещи, заменяя их на новые. Что, можно взять?, - спросил я? Конечно можно, ответили мне. Вот так они оказались в моём музее.

Потом я попросил приятеля из московского Музея Востока их атрибутировать, оказалось, что ничего особенного, конечно, божки эти не страшные, но в общем всё-таки скульптурки 19-го века, не сказать, что совсем уж ерунда.

В общем и целом я бы назвал такой подход к храмовым вещам в философско-психологическом смысле скорее буддистским, а не индуистским; поэтому тот случай меня очень удивил. Это лишь буддисты, как мне казалось, - относятся вообще ко всем вещам, включая предметы религиозного назначения, - как к тлену.

Однако если судить по истории со Спасом Вседержителем, созданным Андреем Рублёвым и спасённым вместе с «Троицей» по сути своим вторым родителем - Игорем Грабарём, - то и у нас в церквях принято делать так же.

Но мне вот что интересно. Про кого я точно знаю, что у них не так, - так это про мусульман. У меня есть знакомый мулла, так он меня переодически нагружает просьбами сжечь кучу ихних всяких календарей, религиозной литературы и т.д.

Первый раз я подумал - он шутит. Я правда так подумал))) Ну, всё-таки тема «сжечь Коран» распространена - это ж всякие провокаторы делают то в Нью-Йорке, то в Париже, то в Стокгольме - после чего начинаются скандалы и арабские восстания. Я решил, что он надо мной издевается.

Оказалось всё не так))) У них это просто ни в коем случае при устаревании нельзя «просто выкинуть», поскольку там везде могут быть строчки из Корана и т.д., чтоб ни в коем случае никто на это не наступил и т.п., поэтому всё это непременно надо сжегать. А моему знакомому мулле это жечь негде, дачи у него нет, - поэтому он просит меня. Ну, мне не жалко, вдобавок со своей православной точки зрения я в этом ничего плохого не вижу, я ж не иконы жгу при этом. Ну и я живу «в своём доме», поэтому мне есть где сжечь.

С православными выяснили по истории с рублёвским Спасом, с буддистами выяснили, с индуистами выяснили, с мусульманами выяснили.

С протестантами вроде как всё понятно - они все реликвии повыкидывали из храмов при Лютере, значит, видимо, - ко всему так относятся.

А вопрос вот какой. Интересно - а как у евреев (я имею в виду у иудеев) со всем этим? И ещё интересно - как это происходит у католиков.

Поляки и евреи ведь у меня в друзьях есть, расскажите, пожалуйста!

Я не буддист

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
s liadneva Старый Новый год! Он уже у моих ворот! Пора его встречать, И друзей привечать! По сусекам поскребла Немного закуси нашла! Налетайте, угощайтесь! Если что, не обижайтесь! ...
В первую очередь, одесситам, но и все, кто спрашивал меня, почему дорогой мой profe_12 , Валерий Павлович Смирнов , аж с 23 января не выходит в ЖЖ и не случилось ли чего... Сам долго психовал. Не мог дозвониться. Ни до него, ни до жены, ни до сына. И наконец, только-только, ...
--------------------------------------------------------------------------------------- Низкие результаты Яроша и Тягныбока говорят не о том, что в бывшей Украине не популярен фашизм,  а о том, что там гораздо больше востребована специфически укрская форма фашизма   -  с от ...
Ты видишь тут героя или ты расист? ...
Зима у нас сейчас. Это когда много снега выпадает. Часто вижу, что возле дома у когото-то места с лопатой автоморбилисты отчищают от снега место, просто что бы туда заехать и без затруднений на утро выехать! Но, есть люди которые считают, что если кто-то почистил от снега какое-то на ...