Я лучше получаюсь, когда я не вижу, что меня фотографируют!

топ 100 блогов strravaganza10.12.2015
Фотографический портрет - это изображение человека,
который знает, что его фотографируют,
и то, что он делает с этим знанием,
является ... частью фотографии..

                        Ричард Аведон




И действительно, в точном соответствии со словами великого американского портретиста, как только человек понимает, что его снимают, он немедленно начинает с этим знанием что-то делать. И то что он делает, в большинстве случаев очень мешает его снимать.


Есть такая актёрская поговорка: "Собаку невозможно переиграть ни на сцене, ни в кадре". Насколько бы ни был гениален актёр, собака все равно сыграет лучше. А всё потому, что пёс не знает, что его снимают, поэтому он ведёт себя абсолютно непринуждённо - радостно машет хвостом, высовывает язык, увлечённо ловит блох или нюхает под хвостом других собак - ему плевать на то, как он будет выглядеть. Аналогично ведёт себя в кадре ребёнок. Маленький человек до какого-то возраста совершенно не воспринимает себя критично. Он никогда не думает "О боже, у меня слишком большой нос!", или "О чёрт, мой нос слишком маленький!"

А вот взрослый человек, когда видит, что его снимают, сразу же чувствует неуверенность. Причина этой неуверенности заключается в том, что на него давит груз прошлых фотографий, а именно фотографий на которых он себе не понравился. Так что увидев объектив, все люди делают одно и то же - пытаются выглядеть лучше. Но тут возникает следующая проблема - обычный человек понятия не имеет о том, что нужно делать для того, чтобы выглядеть лучше! То ли поднять подбородок повыше, то ли опустить пониже - чёрт его знает! Руки становится некуда девать, человек чувствует неуверенность, напрягается, замыкается, становится угрюмым, и разумеется получается на фотографии ужасно.

Эта ситуация и родила распространённое утверждение: "Я лучше получаюсь тогда, когда меня снимают исподтишка!"
Действительно, когда человек не видит фотоаппарата, он спокоен, расслаблен, искренне улыбается, и получается на фотографиях наилучшим образом. А как только он замечает, что его снимают - всё, столбняк, зажим, ступор, и как результат - совершенно жуткие фотографии. Так что делать? Ведь нельзя же человека всю жизнь фотографировать исподтишка? Всем нам иногда приходится фотографироваться специально, к какому-нибудь событию например, или на паспорт. Такое неизбежное фотографирование поднимает проблему боязни объектива на новый уровень, то есть ты не хочешь, а тебя всё равно фотографируют!

Мне эта проблема видится вполне решаемой, по крайней мере в подавляющем большинстве случаев.

Любой человек под прицелом объектива остро ощущает свою уязвимость, и сила этого ощущения конечно же находится в самой прямой зависимости от того, насколько он уверен в своей внешности. Чем больше человек сомневается, тем сильнее он тушуется, зажимается, и уходит в свою раковину. Очень неуверенный в себе человек иногда даже начинает подсознательно заискивать перед фотографом, невольно проецируя на него ту власть, которую над ним самим имеет фотография.

В самом начале своей карьеры я не понимал некоторых нюансов этого процесса, и например на свадьбах часто удивлялся тому, что над шуткой фотографа люди смеются гораздо охотнее, чем когда юморит кто-то из своих. Со временем я понял, что этот смех является защитной реакцией в стрессовой ситуации. Вспомните например как тринадцатилетние девочки небольшой компанией оказавшись в трамвае, без видимых причин непрерывно ржут как маленькие лошадки - они это делают от смущения. Так и люди перед фотографом преодолевают своё смущение с помощью смеха, это нормально. Главное - если люди с готовностью смеются над твоими шутками, после этого не считать себя выдающимся комиком, а то некоторые мои коллеги, купившись на благосклонность публики, нередко скатываются в откровенное петросянство.

Но вернёмся к фотографированию. Как мы уже выяснили, упёршись в человека своим объективом, фотограф получает в свои руки определённую власть над фотографируемым, и вот здесь нужно очень тактично этой властью распорядиться. Основная задача стоящая перед фотографом, это определить, в какую из двух основных категорий относится портретируемый. Лично я вывел две основные категории, первая - это человек, которого можно "настроить" на съёмку, и вторая - это человек, настроить которого невозможно, и удачный снимок у него можно только "вырвать силой".

Разумеется, такое деление на категории весьма условно, зачастую бывает что конкретного человека нельзя отнести ни туда, ни сюда, а также нередки случаи, когда у тебя нет времени на "настройку", и ко всем, кого ты снимаешь, применяется упрощённая технология "вырвать снимок силой".

Про настройку человека на съёмку я расскажу как-нибудь позже, а сегодня о том, как преодолеть сопротивление клиента, который не хочет фотографироваться ни в какую. Как правило, такой человек реагирует на объектив как кролик на удава, и кроме крепко сжатых губ и нахмуренных бровей у него для тебя не припасено абсолютно ничего. Он точно знает, что его сейчас будут фотографировать, и он делает с этим знанием самое худшее, что только возможно - он себя с его помощью ужасает, иногда вплоть до обморока.

В таких случаях я всегда использую один нехитрый приём, а именно разговор. Любой разговор, на любые темы. Главное - чтобы клиент забыл о словах Аведона, и перестал "делать" со своим знанием то, что он делает. Тут главное - зацепиться, тема может быть любой, сдерживать свою фантазию необязательно, можно спрашивать о чём угодно, о музыке, о фильмах, об одежде, а людей постарше (совершенно беспроигрышный вариант!) - о внуках. Главное завязать разговор, и хоть немного отвлечь. Вторая по важности задача - не делать в разговоре пауз. Трепаться нужно до посинения, неважно о чём. В этот момент появляется надежда сделать снимок исподтишка, когда человек что-то рассказывает, и отвлёкся от своих страхов.

Бывает и такое, что вовлечь в разговор никак не получается, и на все вопросы человек отвечает неохотно и односложно. Тогда остаётся последняя надежда, и это именно то, что я называю "вырвать силой". С человеком нужно начать шутить. В разумных пределах применимы любые скабрёзности, не нужно стесняться, ведь даже если ты и ляпнешь что-нибудь лишнее, то это забудется, а фотография - останется. И это главное. В этот момент основная задача - заставить человека улыбнуться, по возможности рассмеяться. По достижении успеха фотограф оказывается в одном шаге от успеха.

Но тут вырисовывается очередной подводный камень - у подавляющего большинства взрослых людей некрасивая улыбка. Очень многие улыбаясь, кривят или сжимают губы. Это происходит оттого, что у многих людей годам к сорока очень плохие зубы. Даже весьма состоятельные люди зачастую демонстрируют непонятную боязнь дантистов. А бывает и такое, что кривая улыбка - следствие детских комплексов, и улыбаясь, человек прикрывает губами зубы в память о брекетах.

Установив, что с улыбкой человека фотографировать никак нельзя, опытный фотограф знает, что у него несмотря ни на что всё же есть ещё одна маленькая возможность получить желаемое. Каждый человек, даже когда он улыбается с неохотой, никак не может в доли секунды вернуть себе серьёзное выражение лица. И сразу же после того, как он уже не улыбается, но неизбежное забрало каменной серьёзности ещё не упало, всегда можно поймать короткий миг, когда и улыбка уже не искажает черт лица, но и брови ещё не нахмурены. Тут-то и нужно нажать на кнопочку!

Конечно же нужно понимать, что для применения данной техники фотограф должен в первую очередь хорошо владеть своей аппаратурой, и снимать не задумываясь, на полном автомате. Тут думать о выдержке и диафрагме просто некогда. Лично я в своё время прошёл хорошую школу снимая "на паспорт", это было до чрезвычайности полезно, хоть некоторые и возвращали потом свои фотографии, а когда я спрашивал, почему снимки не подошли, отвечали - "А я тут улыбаюсь".

В заключение у меня есть просьба ко всем, кто дочитал этот скучный текст до конца - пожалуйста, оставьте под ним свой комментарий, причём не нужно ничего писать, достаточно будет всего одной буквы. Это мне нужно, чтобы понять, сколько людей реально в состоянии осилить длинное повествование.

Если у вас нет аккаунта в жж, оставляйте коммент анонимно, здесь это можно. Заранее всем спасибо;-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Другие тесты и гадания от Шувани ...
Ну помните этот, в котором к еврею в дом стучатся свидетели Иеговы и происходит такой диалог: - Скажите, вы Библию читали? - Деточки, мы её писали. Сижу утром, завтракаю. Стук в дверь. Открываю. Стоит паренёк и начинает на одном дыхании втирать заученное- бла бла бла, акция, бла бла, ...
Две новости сегодняшнего дня, презентация Iphone6 и первые предварительные результаты экспертизы сбитого российскими террористами Boeing 777 ...
Одной из первых территорий Древнего Рима за пределами итальянского "сапога" была Нарбонская Галлия – территория между Альпами, рекой Рона и Средиземным морем. Римляне, желавшие оставить для потомков побольше красивых фраз и афоризмов на латыни, не жаловали длинные названия, отнимавшие слиш ...
Сегодня с одним известным телеканалом снимали сравнительный тест. Кворис оказался несколько другим, чем был у нас осенью . И в его меню обнаружился очень ...