я - богословский дурак
mashenka_sench — 18.04.2010 признаюсь в этом честно и от всей души.Сейчас я задам ряд неприличных вопросов на уровне первого класса ЦПШ.
Скажите мне, уважаемые богословы и им сочувствующие, а) чем сущность отличается от природы? б) что такой единосущность?
Поясняю причину своего недоумения.
Как-то раз студенты на ОПК задали мне вопросец (да, это тоже уровень ЦПШ, видимо). Как это так: ипостаси у Бога три, но Он один Бог, а у человека ипостасей сколько-то миллиардов, и их много человек? Я что-то промямлила, что дескать, у нас сущность не единая, люди "подобосущны". Промямлила и запнулась, потому что помню, что Христос един с нами по сущности. Т.е. все-таки общая сущность, единая для всех, у нас есть.
Тогда я начала что-то совсем уж несусветное нести, типа, что грехопадение Адама исказило человеческую природу, и теперь каждый из нас не совсем тот человек, который задумывался Богом. А тот человек, который задумывался Богом, это, во-первых, Адам до грехопадения, во-вторых, Сам Христос, Новый Адам. Но тут я опять запнулась, потому что есть же еще Ева до грехопадения и, что особенно важно, есть Пресвятая Богородица.
Короче, студентам я пообещала покопаться в вопросе, дабы не научить их какой-нибудь ереси. К счастью, на последнем нашем занятии в минувшую субботу об этой теме мы благополучно забыли, но в следующий раз надо что-нибудь рассказать...
Чувствую, что-то из этой области, только, естественно, не про человеческое, а про божественное, и не про сущность, а про энергию: "Дивен Бог во святых Своих". Еще есть Церковь, в Которой мы становимся Единым Телом во Христе.
Почему-то в голове всплывают свт. Григорий Нисский (горе мне, о, горе мне! когда-то я "Об устроении человека" страницами цитировала...) и еще отцы-аскеты (прп. Ефрем и Исаак Сирины), но не уверена, что это по теме.
Я понимаю, жене в Церкви более подобает не рассуждать о богословии, а склянки с миром носить (с праздником, кстати), что, конечно, не менее важно, ибо миро-то для Христа, но все-таки надо ж разобраться - како верую? а то было бы обидно исповедовать ересь просто из-за лени уточнить...