Пространная цитата
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Как загоралась покойная старушка м. Е., когда удавалось кого-нибудь вызвать на диспут; ее собеседницей чаще всего бывала м. В., тоже старушка, едва грамотная, но ревностью ученой м. Е. не уступавшая, они с горячностью обсуждали, к примеру, была ли жена-грешница с алавастровым сосудом Магдалиною и себя ли имел в виду апостол Павел, когда писал о вознесшемся до третьего неба.
Мать А. пришла в монастырь на седьмом десятке, ничего не зная о Православии, после чудесного видения, посетившего ее в сокрушительном горе, когда в одну неделю пришлось похоронить сына и мужа; она замучила всех вопросами, пока не открыла святителя Игнатия, а через него Евангелие, которое изучила насквозь, пользуаясь толкованиями, и спешила, спешила восполнить ничтожество своей прошлой беспутной, по ее словам, жизни: "Двадцать лет секретарем парторганизации состояла!"
Мать М. часы проводит в библиотеке, хотя читает с лупой, и в келье тоже то пишет, то просматривает многолетние тетрадки с выписками и цитатами; молится она, по совету своего любимого святого Феофана Затворника, часто и кратко, говорит, на длинные молитвы не хватает дыхания. Находясь рядом, среди знакомых Златоустовых молитв можно иногда расслышать не совсем обычную: "Господи, сохрани мне разум!" Она утверждает, что наипаче восхваляемая святыми отцами добродетель рассудительности есть не что иное, как умственная способность, и надлежит весьма дорожить ею ради возрастания в познании Бога, во всякой премудрости и разумении духовном (Кол.1,9, 10) - потому что христианством насытиться нельзя. - выделено мной (М.С.)
А вот молодым, обойденным правильным воспитанием, с детства впитавшим в себя много греховного и очень мало божественного, трудно при безотчетных чувствах и спящем интеллекте, понять цель своего бытия; если почва сердца не взрыхлена, не подготовлена к восприятию высоких понятий, мудрено разуметь слова Господни, а главное, извлекать из них пользу,применяя по назначению, к себе.
Не наученные мыслить, разучившиеся читать, они страшатся отплывать на глубину (Лк. 5, 4), ленятся снова и снова закидывать сети и годами бесплодно существуют в ветхозаетном круге правил и запретов: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (Кол.2, 21); нельзя в праздник стирать, нельзя надевать чужую одежду и доедать чужой кусок, чтоб не перенять страсти, но можно и даже нужно допить благодатные остатки чая из посуды любимого батюшки, к нормированным поклонам следует прибавить не исполненные по болезни вчерашние и позавчерашние, а отложенный сегодня канон придется вычитать дважды, в возмещение долга.
Вера, связанная лишь с психологической потребностью укрыться от хаоса безыдейного бытия, ущербна и бессильна; встречаясь с религией, она слепо упирается в букву закона и приспосабливается, искажаясь под давлением обстоятельств и возвращаясь к немощным и бедным вещественным началам...
Ибо христианство не есть религия в том смысле, в каком религиями называются иудаизм, буддизм или мусульманство, - не система запретов и предписаний, не мудрое учение, не моральный кодекс; христианство - новая жизнь в Духе и Истине (Ин.4, 24), и начинается она с интереса и доверия к Личности Христа, не основателя, проповедника и учителя, но Бога, возлюбившего человека до смерти на Кресте...
Если этого нет, внутренняя пустота, скудость, беспомощность до времени прикрываются православной лексикой: "благодатный храм"; "благодатный батюшка"; "благодатно пообщались"; "благословите яблочко (сухарик)"; "у меня на нее такая брань"; "пришел помысл" - прогуляться на речку, сбегать к м. Н., поболтать, съесть конфетку; благочестивые штампы и красивые слова вменяются как праздные, если используются для изображения высоких чувств, слывущих христианскими, если за действительное выдается даже не желаемое, а то, чего вроде подобает желать...
Нынче многое подвергается профанации; к сожалению, не исключение и мир веры, утрачивающий серьезность и тайну; личный путь, теринистый и сокровенный, оказывается излишним: стоит ли долго и мучительно, терпя поражение за поражением, пробиваться к истине куда проще победно предъявить мироточащую икону в доказательство вышнего к себе благоволения; зачем утомлять слабый мозг, погружаясь в непосильное чтение святых отцов, когда можно быстренько перелестать брошюрку-цитатник и козырять: Иоанн Златоуст учил... Григорий Богослов сказал...
Совсем не обязательно томиться в ожидании божественного ответа, изводясь в сомнениях и утруждая сердце, легче позвонить на радио "Радонеж", и дежурный батюшка не задумавшись выдаст бодрую отточенную формулировку по любому вопросу. Симптоматично, что до сих пор, несмотря на огромное книжное богатство, в церковной среде, даже в монастырях, имеющих солидные библиотеки, имеют хождение безграмотные революционные листовки, подписанные вымышленными именами непримиримых борцов за чистоту Православия: дикарская безграмотность увлекается всем хлестким, мятежным, упрощенным до голых прописей".
Конец цитаты.
Есть о чем подумать.