
Й З ЯСИРОМ ПИРОГИ


Прежде всего, спасибо уважаемому los_oxuenos за совершенно справедливый вопрос по мотивам постинга "У-ха-ха и бутылка рома": а не может ли быть так, что я просто всерьез трактую анекдот, что, разумеется, ведет к неправильным выводам? К сожалению, может. А значит, необходимо еще раз проверить себя. Проверить себя никогда не лишне...
Суперпопулярная и, бесспорно, народная песня о трусливом обжоре-козаке, которому пироги с сыром важнее суженой, явно, заведомо и безусловно шуточная, тут никакого спора нет и быть не может. Уж кем-кем, но трусами запорожцы, в основном, не были. И мораль легкая, веселая: не меняйте, мол, любовь на пироги. И тут уж прихлопы-притопы не в упрек.
Так что, тут как бы и разбирать нечего.
Нет к песенке претензий, как не может быть претензий к анекдоту.
Кроме, однако, одного-единственного нюанса, имеющегося решительно во всех, - и раз, и еще раз, и еще много раз, - очень разных вариантах текста, а следовательно, изначального и аутентичного, "авторского", с длинной, родословной, уходящей во времена, когда "тяжкі вороги" были повседневной реальностью.
Обратите внимание: люди из леса на поверку вовсе (специально подчеркнуто: "нiякi") не "вороги", - не турки, не ляхи, не татары, ни даже москали или хлопцы альтернативного гетьмана, - а обычные "мисливці". Охотники. Видимо, из этих же мест: охотиться в те времена за тридевять земель не ездили. И тем не менее, в мирное время, - а время явно мирное, ибо козак не в войске, - случайно наткнувшись на беззащитную хату, не только грабят ее, но и уводят хозяйку. Зачем, честно говоря, не знаю, но догадаться можно: в "козацкие времена", неважно, война или мир, пригожие малороссийские дивчины были в цене.
Согласитесь, это, - грабеж и киднэппинг, как норма жизни, - уже не юмор.
Даже не черный.
Это констатация факта, настолько обыденного, что исполнители, делая упор на "любовь", из века в век не обращают внимания на мелкую шероховатость. Для нас же с вами, дорогие друзья, сей нюанс, полагаю, интересен, ибо дает понять, каковы были нравы, психология и повседневная реальность Малороссии в те, по счастью для населения краткие периоды, когда она, к несчастью для себя, оказывалась сама по себе, без призора.
|
</> |