Взводный Корнеев из 152 штрафной роты.
zihuatanexo — 26.11.2024Младший лейтенант Корнеев Юрий Дмитриевич из 152 штрафной роты.
Признаться, интерес к фронтовой судьбе этого человека возник не сразу. Поначалу, «листая» документы на «Памяти народа» нашёл вот это сообщение о прибытии 152 АШР. Указано количество, и вооружение. Автоматического оружия немного, все больше винтовки.
А потом изучил и этот документ, в котором упоминается младший лейтенант Корнеев. Офицер в отличие от ротного, так вот вёл себя храбро, за что и был представлен к ордену Красной Звезды.
«..в ночь с 18 на 19 февраля взвод лейтенанта Корнеева быстро форсировал реку Тремля и в рукопашной схватке взвод штрафников овладел вражеской траншеей, истребив до 50 солдат и офицеров противника.
Товариш Корнеев первым ворвался в траншею противника…»
(из наградного листа)
В наградном упоминалось, что Корнеев участвовал в рукопашной и вышел из неё победителем.
Заинтересовавшись, я поискал сведения о Корнееве. Итак, призван в октябре 41-го, но информации о его участии в боях 1942-1943 –го нет и в помине. Ответ нашёл в одном из наградных – Корнеев получил тяжёлое ранение и контузию в 1941-м и долго лечился в госпитале. Потому на фронт вернулся только в 1944-м.Судьба взводного в пехоте зачастую коротка. Или ранение или смерть. Что говорить о штрафной, не мне вам говорить, что эти подразделения совали на самые опасные участки. Так вот, Корнев Юрий Дмитриевич провоевал в 152 АШР до победы и не раз награждался орденами. Вот список наград.
14.05.1944 Орден Красной звезды
15.10.1944 Орден Красной звезды
24.11.1944 Орден Александра Невского
03.04.1945 Орден Отечественной войны 2 степени
30.04.1945 Орден Отечественной войны второй степени
21.05.1945 Орден Отечественной войны первой степени
Список впечатляющий. Надо полагать и медали были.
И воевал судя по информации из наградных листов геройски.
«Тов.Корнеев в 152 АШР с января месяца 1944 г. Дисциплинирован, выдержанный, вежливый офицер. Требовательный к своим подчиненным, пользуется авторитетом среди личного состава и офицеров».
«Товарищ Корнеев являясь командиром взвода 152 стрелковой штрафной роты одновременно является замю командира роты. Во время ожесточенных боев с 24 по 28 октября 1944 г. организовал взаимодействие взводов роты.
..» …..через минные поля ворвался с бойцами в немецкую траншею и после рукопашной схватки овладел ею, чем обеспечил продвижение вперед батальонам…»
«…младший лейтенант корнеев хорошо организовал переноску лодок креке и и 17.04.1945 быстро переправил взвод на левый берег реки Одер. В бою за деревню Витутв был ранен в голову, но не покинул поля боя и продолжал руководить бойцами, очищавшими от немцев дом за домом. Было уничтожено до трилцати солдат противника и отбиты две контратаки».
«…ворвавшись одним из первых в деревню...уничтожил трех солдат фаустников.
Организовав залповый огонь взвода уничтожил трех немецких снайперов, чильно мешавших продвижению нашей пехоты. В уличных боях 1 мая 1945 г уничтожил 7 солдат противника.»
Повторюсь, всё это строки из наградных листов на Корнеева.
Хороший был взводный, грамотно воевал. И, лдумается успех у него был еще и потому, что штрафники внего верили. Они народ отчаянный, им терять нечего. А за ним шли. И побеждали.
Читая про Корнеева Юрия Дмитриевича я вспомнил прочитанное у Виктора Смирнова в повести о послевоенной Москве «Заулки».
«….Он смотрит на студента со своей печальной, не очень-то одобрительной улыбкой. Сколько он видел их в своей боевой жизни, таких вот сосунков, горячих, непонятливых, не научившихся простейшей житейской осторожности, которая и есть мудрость выживания, тоже не последняя наука — если, конечно, человек выживает не за чужой счет и не из трусости. Многих он сберег, но многих и не смог сберечь, и перли они бегом на пулеметы там, где надо бы по-пластунски, и презирали окопный лопаточный труд, который помогал укрыться от огня в земле, и не умели на бегу смотреть под ноги, где таятся проволочки противопехотных мин, похожие на безопасные паутинки, и не понимали, когда надо при свисте мины упасть, а когда подняться… Упоенные молодостью, они принимали каждый день как счастье и казались себе бессмертными. Подполковник ценил осторожных, раздумчивых, работящих солдат, они-то и делали победу, но молодых, суетливых — жалел. И нередко чувствовал беспомощность своих уроков перед слепотой юности.
Он и сам был таким. И у него нашелся первый по-настоящему мудрый учитель, старый солдат, видавший виды, и в ночь перед контратакой на сильно вклинившихся в их оборону и уже укрепившихся немцев он потрепал его по плечу и прошептал в ухо жарко, махорочно, укалывая щетиной:
— Лейтенант, ты людей на пулеметы не веди. Ты не ори всякие там слова, не спеши погибнуть. Ты раскумекай, как дело делать, чтоб без толку всех не положить. Тут до тебя был у нас лейтенантик прислан из училища, тот выскочил на бруствер: «Вперед, за Родину, за Сталина!» Полвзвода уложил, метров пятьдесят только и прошли. У них автоматы — в упор нас. Что толку орать, если даже не знаешь, где у него огневые точки? Погибнуть — не шутка. А у нас семьи. Короче, на следующий день пропал у нас этот лейтенант. Жалко мне тебя. Дело у нас смертное.
И уполз в темноту сарая. Это был июль сорок первого, когда в отчаянных контрударах полк потерял три четверти своих закаленных кадровиков, и люди начали испытывать недоверие к командирам. Свою первую контратаку Голован провел продуманно, еще до рассвета сумев добиться у комбата «сорокапятки», которую артиллеристы катили руками в боевых порядках и подавляли пулеметные гнезда. И хотя они отошли на исходные — не было у них более солидной поддержки, все же за свой тыл Голован был спокоен. Солдаты шли за ним…»
Мне думается, такую же «школу воевать умеючи» прошёл и Корнеев.
И последнее. Его судьба, хорошо, что он после трех ранений и контузии остался в живых, так вот его судьба у меня вызвала один вопрос.А почему Корнеев в феврале 1944 г. пошёл в бой со штрафниками в звании младшего лейтенанта и в таком же звании встретил день победы??
ШЕСТЬ ОРДЕНОВ! Но он не стал ротным, а старшим Корнеев Юрий Дмитриевичлейтенантом он стал уже после 9 мая 1945 г. И вот это я не понимаю. Может причина в репрессированных родственниках? Искал, но ничего подобного не нашёл.
Кстати два раза его представляли к ордену Красного Знамени – давали другой.
Словом, такая вот история с несколькими неизвестными получается.