Взрыв стартапа (репост)
fixik_papus — 14.12.2016 Я несколько сократил текст и убрал некоторые картинки. Кому интересно подробнее - изучайте материалы по ссылкам. Мои комментарии - курсивом.Оригинал взят у zelenyikot в Взрыв стартапа
В 44-ю годовщину последнего шага человека по Луне, в московской промзоне прогремел взрыв, который ознаменовал выход на новый уровень частного ракетостроения в России. Частная компания и сколковский стартап "Лин индастриал" перешла к огневым испытаниям своего первого жидкостного ракетного двигателя. Испытания закончились взрывом, от которого серьезно пострадал непричастный человек.
Изучив подробности - понимаешь, что это не удивительно. Удивительно, если бы с таким подходом вышло по-другому.
Генеральный конструктор компании, инициатор и идейный вдохновитель известен многим как блогер ___lin___, и редактор журнала “Новости космонавтики” Александр Ильин.
“Лин” стал резидентом Фонда Сколково, и двинулся по сложному и тернистому пути получения микрогранта Сколково в размере 5 млн руб. Сооснователь компании Wargaming Сергей Буркатовский, и давний знакомый, вложил в инициативу Александра несколько миллионов рублей. Для создания первой микроракеты, по расчетам Ильина требуется не меньше 500 млн руб, но первые инвестиции позволили начать практическую деятельность.
Инновацией в ракете стало выбранное топливо: жидкостная пара перекись водорода и керосин.
(на самом деле никакая это не инновация, такие движки уже много кто взрывал.)
Думаю упоминание перекиси водорода заставило вздрогнуть тех, кто немного интересовался историей техники в XX веке. Этот компонент топлива где только ни пытались применить, и почти всегда дело заканчивалось взрывами, жертвами и катастрофами. Но инженеры “Лина” знакомы с историей, поэтому решили использовать концентрацию перекиси не выше 85% - это обещало низкую опасность и достаточно высокие характеристики ракеты. Причина такого выбора еще и конструктивная, обычно для окисления керосина в ракетах используется жидкий кислород, но это криогенный компонент, требующий серьезной заправочной инфраструктуры и металлических ракетных баков.
Испытания своего первого жидкостного ракетного двигателя “Атар-100” “Лин индастриал” планировал произвести на испытательном стенде Московского авиационного института. Когда двигатель был готов, МАИ отозвал свое согласие без объяснения причин, и намекая на свои опасения за сохранность стенда.
Вот, собственно, объект испытаний.
Я - ненастоящий сварщик и хотел бы послушать мнение сварщиков - настоящих. Но что-то у меня тоже зародились некоторые опасения за сохранность имущества.
Согласилось помочь с испытаниями одно из предприятий космической отрасли, но потом тоже передумало.
Надо сказать, что образ благородного борца с обстоятельствами Александр Ильин с радостью бы принял на себя, но не всё так однозначно. Многие представители отрасли со стороны Роскосмоса отмечали его высокомерие и заносчивость, поэтому, даже если и не ставили палки в колеса сознательно, то и помогать не горели желанием.
Так или иначе “Лину” пришлось заняться изготовлением своего собственного испытательного стенда. Для небольших ракетных двигателей там не такая уж масштабная конструкция, изготовление которой для предприятий Роскосмоса-то вообще детская забава, но для небольшого стартапа это были существенные расходы и потеря времени.
К осени 2016 года разработчики начали т.н. “проливочные испытания”, когда через двигатель и топливные системы проливается обыкновенная дистиллированная вода. Это позволяет проверить готовность топливопроводов, клапанов, насосов. Следующий этап уже огневой.
А вот и стенд.
На этом фото, как я понимаю, вода вместо топлива. Назначение газовых баллонов и воздушного шарика мне неизвестно. Если я неправ - поправьте меня.
Конечно, инженерам-энтузиастам, которые два с половиной года шли к своей ракете, не терпелось скорее увидеть первое пламя. Тратить время в бесконечных согласованиях полигонных испытаний никто из них не хотел, причем предыдущий опыт показывал, что такого согласования может вообще не быть. Отказ от варианта “выехать в чистое поле” они объяснили сами: “сейчас зима, а стенд собран на базе обычного автомобильного прицепа, который имеет весьма посредственную проходимость”.
Не очень понимаю, при чем тут проходимость прицепа. Такую конструкцию несложно погрузить в любой полноприводный грузовик. Или даже тяжелый пикап. И отвезти хоть за Полярный круг, если надо.
Причины спешки, понятное дело, не только в желании поскорее бахнуть, но и банально финансовые: инвестиции иссякают с каждым днем, нужно демонстрировать результат и прогресс, чтобы рассчитывать на следующий раунд. Подозреваю, что и отчетность в Сколково требовала испытаний для закрытия этапа.
По сообщениям из соцсетей, процесс поиска места для испытаний выглядел так (подзамковая запись из одного сообщества, взято отсюда)
"Дражайшия коммунары, есть вопрос темктовсёзнает.
В результате воспользовались предложением знакомого, который знал удобный пустырь в промзоне. Казалось, что в 12 часов ночи, в 15-градусный мороз, в воскресенье на складе лома черных металлов уж точно не найдется посторонних. Сами участники испытаний спрятались за старым грузовиком и ощущали себя в безопасности. С пульта отдали команду пуск…
Экспериментальный ракетный движок (любой) - штука взрывопасная.
Перекись водорода - штука взрывоопасная.
Экспериментальный ракетный движок на перекиси водорода - штука взрывоопасная в квадрате.
Не они первые, не они последние...
Результат немного предсказуем.
Но ничего страшного в этом не было бы, нормальный процесс отладки. Если бы испытания проводились в более подходящем для этого месте.
Хорошо хоть, не на Манежной площади.
Велика Россия, а испытывать экспериментальный ракетный двигатель нужно непременно в Москве.
Что произошло потом точно не известно. По данным СМИ, при взрыве двигателя, один из металлических фрагментов пролетел 20 метров, пробил забор из оцинкованного железа, стену бытовки на соседнем участке и серьезно повредил кистевой сустав находившегося там рабочего. Серьезность повреждения точно не установлена. “МК” сообщал об открытом переломе, LIFE весь день писал про ампутированную конечность. По данным “Лина”, повреждение серьезное, задеты сухожилия, но рука в гипсе и на месте.
Основатели компании уже заявили свою готовность возместить стоимость лечения и выплатить денежную компенсацию, но комментариев самого пострадавшего пока никто не получил. Кроме этого МВД еще не решило что делать с юными и не очень последователями Илона Маска и Сергея Королева, пока с них взяли лишь обязательства помогать следствию.
Очевидно "Лин" увлекся и утратил чувство опасности, без которого нельзя в работе с ракетной техникой. Но несмотря на нарушения техники безопасности, серьезную травму человека, и провал испытаний, будущее “Лин индастриал” еще не определено.
Вроде бы взрослые серьезные люди, резиденты Сколково, грант получили, на выставках выставляются. Не пацаны 13-летние безмозглые...
Хотелось бы узнать, не собирается ли какой стартап из Сколково провести воскресной ночью где-то в московской промзоне испытания инновационного плутониевого реактора с натриевым теплоносителем. Смонтированного на автоприцепе.
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
Рамблер/новости | Компания фонда "Сколково" разработала компактный комплекс контроля за дорожным движением ТАСС МОСКВА, 5 июня. /ТАСС/. Компактный комплекс контроля дорожного движения VOCORD MicroCyclops, позволяющий автоматически распознавать номера транспортных средств, измерять скорость движения и фотофиксировать нарушения правил дорожного движения, разработала ... Компания Фонда «Сколково» разработала компактный комплекс ... |
Интерфакс | Дворкович назначен председателем фонда "Сколково" Интерфакс Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Премьер РФ Дмитрий Медведев назначил бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича председателем фонда "Сколково" и пообещал и дальше оказывать поддержку инновационному центру. "Я предлагаю ввести новую должность - председателя фонда, ... Аркадий Дворкович станет председателем фонда «Сколково» Дворкович намерен работать "на полную катушку" в "Сколково" Медведев встретится с членами Совета фонда "Сколково" |