Взгляд постороннего на чеченские обычаи. Не всё достоверно, но любопытно.
bulochnikov — 25.09.2011Отсюда: Некоторые обычаи маленького, но очень гордого народа-1
Некоторые обычаи маленького, но очень гордого народа-2
"Если начать совсем издалека, то результаты многочисленных
этнографических исследований достаточно достоверно определяют
вайнахов как потомков семитских племен. Поэтому как корейцев
называют "Ж. Дальнего Востока", так и гордых вайнахов можно с
полным основанием назвать "Ж. Кавказа". (Тем нелепее выглядели два
кретина, называющих себя "гусскими насионалистами", которые
приехали вылизывать волосатые вонючие задницы и требовать "Кадырова
для России". Но об этих дегенератах, их путешестии, и отношении к
ним как вайнахов, так и военных - я потом расскажу как-нибудь)
Вернемся к нашим баранам, то есть, к Жы... '' к вайнахам.
Сначала вайнахи жили на территории суверенной Грузии, но благодаря
своему мягкому, незлобивому характеру, грузины их выгнали через
Кавказский хребет на хрен. И вайнахи изошли на земли, которые
занимают и поныне.
Кстати. Еще каких-то 350 лет назад все вайнахи, да и вообще все
народы, проживающие на Северном Кавказе были православными. Лишь
после падения Константинополя, на Кавказ стал сперва робко, а
потом, все наглее, проникать ислам.
Единственный народ, который остался верен вере предков - это
осетины, потомки алан.
Из-за того, что вайнахи расселились по разным ущельям и горам, их
народ оказался разделен на тейпы - роды. И до сегодняшнего дня
тейпы играют первостепенную роль в жизни вайнахов. Поэтому можно
сказать вполне определенно, что культура и быт их находятся на
очень низкой ступени развития.
Вайнахи признают лишь Шариат и Адат - Закон Гор. (Адат у них выше
Шариата. даже до сих пор. Они Шариат часто и не знают. В отличие от
адатов.)
Если говорить об их характере, то они очень эгоистичны, убеждены в
своей исключительности и непогрешимости (мы же помним, чьими
потомками они являются гг).Они вполне серьезно считают себя высшей
расой, осколком исчезнувшей цивилизации. Они паталогические лгуны и
нахалы, абсолютно беспринципны и непредсказуемы. Они - авантюристы,
анархисты и бандиты. Генерал Ермолов писал: "Народ сей совершенно
не подлежит воспитанию".
Мальчик в 14 лет становится мужчиной. У него появляется
неотъемлемое право: УБИВАТЬ. Именно с этого возраста его обучают
стрельбе, начинают доверять оружие. Он становится полноправным
членом тейпа и имеет право на защиту от кровной мести со стороны
своего тейпа.
Именно с этого возраста воспитывается ненависть к представителям
других религий. Возрастная иерархия соблюдается жесточайшим
образом. Младшие должны повиноваться старшим. С одной оговоркой.
Старшим лишь своего тейпа. Указания старших выполняются
беспрекословно, даже если они явно ошибочны и несправедливы.
Вайнахи признают лишь патриархат. "Мужчина - человек. Женщина -
вещь". (Не правда. Довольно часто в семье главная – женщина. Но в
присутствие других она этого никогда не покажет. Все ритуальные
знаки почтения они на людях своему мужу оказывают неукоснительно.
Это характерно для всех мусульман.) Авторитет отца - превыше
всего. (А матери – ещё выше!) Оскорбление по мужской линии гораздо
оскорбительнее, чем по женской.
Вообще, традиции и обычаи вайнахов в корне отличаются отличаются от
традиций не только славян, но и кавказских народов.
Они - чужие даже там.
Теперь поговорим о традициях. Что нужно знать приезжающим в этот
благословенный Аллахом край? Да и даже не приезжающим, а
проживающим с представителями маленького, но очень гордого народа
рядом по соседству?
- Если два существа стоят на тротуаре, перегородив его и
разговаривают, бесполезно просить их подвинуться. Проще обойти,
чтобы не возбуждать эмоций.
- Разговаривать с ними нужно на Ты. Так как обращения на Вы они не
понимают и не принимают. Поэтому не надо обижаться на их тыкание,
но и самим выкать не стоит. Это воспринимается как признание их
превосходства.
- Если вы пришли к ним в гости, никогда не снимайте шапку и обувь.
Правила вежливости требуют,чтобы старательно, демонстративно, с
кряхтением вытерли ноги о коврик.
- Ну и если вас пригласили за стол, шапку не снимайте.
-И еще о головном уборе. Упаси вас Аллах коснуться чужой шапки и
папахи. Шапка это продолжение головы и небрежное к ней отношение
приравнивается к оскорблению.
- Если в доме нет хозяина, не заходите туда.
- Если в доме есть маленькие мальчики, самому младшему из них надо
дать немного денег "на конфеты". Тут решается две задачи. Вы и
порадовали хозяев, и в то же время делаете их своими
"должниками".
- С женщинами в гостях нужно поздороваться и не более. Ни в кое
случае не провожайте их взглядом, не делайте комплиментов,не
просите "присесть с нами". Никогда, ни на одну секунду не
оставайтесь с женщиной наедине. Единственное, что допускается - это
поблагодарить за еду. В присутствии хозяина.
- Вообще в гостях нужно вести себя очень скромно. Не стоит
напиваться, предлагать спеть песни и орать их благим матом. Не надо
хвалить вещи или предметы, понравившиеся вам. Потому что хозяин
должен будет их подарить вам. И НИКОГДА не показывайте, что вы
чего-то боитесь.
- Если в вашем присутствии хозяин дома кричит или бьет женщину -
жену, дочь, племянницу - нельзя обращать на это внимания. Говорите
о чем угодно, только не об этом. Говорить об этом - значит нанести
смертельное оскорбление. Чеченец в своем доме хозяин и судья. А
женщина - это вещь, которая принадлежит хозяину.
- Никогда не оставайтесь на ночлег, даже если хозяева настоятельно
просят вас остаться. Вернее так: если хозяин настоятельно просит
остаться - то ночевать ни в коем случае не стоит.
- Высший знак уважение - омовение ног. Не стоит удивляться, если
хозяин прикажет своей жене вымыть вам ноги. (И вновь вспоминаем о
корнях этого обычая)
- Если все-таки вы остались переночевать, то постель следует
оставлять смятой. Не вздумайте ее заправлять. Это должна делать
только женщина. Никто не должен видеть вас раздетым. Только в
одежде с длинными рукавами.
- В пределах дома и двора - вы гость и пользуетесь иммунитетом. За
его пределами - вы никто. И гостевой иммунитет на вас не
распространяется. Поэтому не шляйтесь по аулу без цели.
- Если вы в туалете увидели туалетную бумагу, то это значит, что
хозяева выказывают вам большое уважение. Сами они бумагой, конечно
же, не пользуются. (Подмываются из кумгана)
- Если вы идете с ними в баню, то не снимайте трусов. Их дико,
жутко раздражает крайняя плоть, потому что они считают, что в этом
мире обрезанными должны быть все.
- Если вы зашли в дом во время молитвы, выйдите во двор. Вы -
иноверец и не должны видеть их общение с Аллахом.
- Не следует спорить о религии, это вызывает сильное отторжение. К
тому же спор о религии с ними - дело совершенно пустое. Для них все
решено и ясно "Аллах акбар".
- Выделяйте всегда старшего среди нескольких. Обязательно с ним
поздоровайтесь за руку, а потом уже с младшими. Мальчик в 14 лет -
уже взрослый. Поэтому он тоже достоин рукопожатия.
- Двум братьям за столом сидеть запрещено. Младший брат не курит и
не пьет алкоголь в присутствии старшего. Для утоления жажды воду
дают сначала не малышам, как у нас, а наоборот по старшинству.
- Последнее слово в обсуждении любых вопросов остается за
старшим.
- На улице не оглядывайтесь на женщин, не спрашивайте их ни о чем.
(Не правда. Сами молодые чечены кричат и свистят хорошеньким
женщинам. Это у них высшее проявление восхищения. Их женщины,
впервые оказавшиеся в Москве, чувствуют себя очень неуютно. Миллион
мужчин вокруг и все смотрят сквозь них как сквозь пустое место.
Хотя, чужаку действительно лучше не надо заигрывать с их
женщинами.) Не покупайте ей билет, не уступайте места в автобусе,
не подавайте одежду, не пододвигайте ближе стул, не касайтесь их,
не помогайте, если женщина несет тяжесть. Этого делать нельзя. Это
может плохо кончиться, как для вас, так и для нее.
Если вы пригашены, то ваш друг всегда вам шёпотом объяснит, что
надо делать, а что – нет. Но если вы пришли без приглашения, то...
Ничего страшного с вами не случится, но лучше этого не делать.
- Никогда не допускайте, чтобы кто-то шел или стоял у вас за
спиной. (Это глупо. В городе всегда кто то за кем то ходит в
толпе.) Не верьте ни единому слову, ни единой клятве. Все - ложь.
Абсолютно все. (По Шариату все клятвы – ложь. Кроме клятв именем
Аллаха. Но такая клятва – большой грех. Но если он всё таки
клянётся этой клятвой, значит, скорее всего, не врёт.)
- Если вы хотите узнать, врет он вам или нет, заставьте его перед
каждой фразой говорить "ашыды-бля". Если не говорит – врет. (Ну, не
знаю...)
- Если увидели, что они танцуют Зикр - уходите подальше от этого
места. В этом танце они доводят себя до боевого экстаза и запросто
могут вас принести в жертву.
- Они знают только силу. Слабый для них - это жертва.
И не более".
Автор вообще то не вполне прав. С каждым чеченом по разному. Но даже если один из сотни посчитает вас жертвой, то когда вокруг в чечне тысячи чеченов, то ... В любом случае остальные чечены не будут ссориться между собой из-за чужака.
От себя добавлю: вайнахи (нохчи) ведут себя по вайнахски чаще в присутствии других вайнахов. Если вайнах один находится среди русских, то он ведёт себя вполне адекватно. Даже в Чечне. А уж в России и вовсе.
У меня в ВУЗе был друг. Русский из Грозного. А у него был отец. Работал в на сортировочной станции машинистом маневрового тепловоза. Местное начальство и вообще работники станции часто подъезжали на его тепловозе из одного конца станции в другой. Этот русский машинист был хитрый сибирский мужичок. У него всегда "для дорогих гостей" в кабине тепловоза стояла водка и свиное сало. И он "от чистого сердца" всегда угощал попутчиков. Так вот: ни один чечен никогда не отказался. Так все они у него водочкой и салом и причастились. Ни одного исключения! Но все они , принимая на посошок и закусывая свиным салом, оговаривали: "Только нашим не говори!"
Этот мужичок-сибирячок и не говорил. А чечены ему в благодарность что то всегда дарили. Раскурочат вагон с унитазами – ему один несут. Так и жили - не тужили.
Давно было. Надеюсь, отец моего друга не дожил до развала Союза. А его сын после института уехал по распределению и в Чечню не вернулся.