Взгляд на полузащиту
nstarikov — 03.06.2010Несколько дней назад я получил письмо от моей читательницы. Мне оно показалось весьма любопытным. Показывает взгляд со стороны на наших любимых полузащитников прав человека. С разрешения автора я решил его опубликовать с небольшими сокращениями.
Уважаемый Николай Викторович, доброго времени суток.
Вот уже год я активно слежу за вашим творчеством и честно могу признаться – верила бы во все, что вы пишите, гораздо меньше, если бы не поехала учиться в Швецию на мастерскую программу по социологии с уклоном в политику.
Хочу поделиться некоторыми «наблюдениями» из местной студенческой жизни. Может что-то покажется интересным:
В мае 2010, почти в конце первого года обучения (из двух) в рамках образовательного процесса нас отправили в Брюссель посетить все важные европейские учреждения и еще любые другие интересные нам организации. Встречи мы назначали сами; куда идти тоже сами решали, демократическим путем. И так получилось, что кроме парламента и многочисленных комиссий мы еще сходили в НАТО, различные НГО, гуманитарные и миграционные ассоциации.
В самом начале важно подчеркнуть то, что номинально мы представляли шведский университет, поэтому все спикеры, думая, что мы шведы, говорили «без купюр» и так получалось, что исключительно о России, Чечне и Афганистане. Видимо других интересных тем нет. На подаваемые списки кроме охраны никто, выходит, не смотрел и не понял, что ни одного шведа среди нас по факту не было. (В моей группе есть люди из Грузии, Азербайджана, Литвы, Чехии, Словакии, Америки, Китая, Ирана, Турции и других стран, по паспорту русских вместе со мной было трое.)
Вот несколько организаций, которые мы посетили:
Amnesti International: головной офис этой организации в Брюсселе на улице ничем себя не выдает – ни вывески тебе, ни таблички на доме об их существовании – ничего нет. Причем номера дома на самом доме, в котором у них офис, тоже нет. Нумерация была только на домах, стоящих рядом.
Нашли нужное место просто чудом – зашли в подъезд по логике нужный нам и на одном из почтовых ящиков увидели маленькую прилепленную бумажку с их названием, распечатанную на принтере. Оказалось, что занимают они как минимум полный этаж. Немаленькая площадь для организации без вывески. Проходя по коридору, я увидела офис, работающий по России. На его двери красовался яркий такой слоган черным по желтому во всю дверь: «Russia – press assassin». И над чем же работаете, спрашиваю, – Чечня. А еще рассказы о депортации их «агентов», но почему-то уже из Белоруссии…
И вот самое интересное из всей встречи – на вопрос нашего иранского коллеги о том, как ему конкретно пожаловаться на нарушение прав людей и Иране, может ли он им жалобу написать прямо тут, бланк может какой заполнить, копию паспорта сдать, в общем – что ему можно сделать, потому что там, мол, в Иране, права нарушаются повсеместно, а Амнести ничего не делает. Ему ответили – а вы знаете, у нас нет офиса в Иране! Мы там не работаем. Но – вы можете попробовать написать в Шведский офис, так как вы сейчас там проживаете и посмотреть, что вам ответят. Но что они ответят – мы не знаем, так как мы головной офис и занимаемся лоббистской деятельностью в Брюсселе, а как там Шведы работают – ответить не можем. Ну не можем мы все знать…
Честно говоря, первые два дня я улыбалась и думала, что это все какая-то ошибка. Ну не все же так странно себя ведут. Потом чувство юмора иссякло.
German Marshall Fund: презентовали они себя тоже «шведским студентам» и, как бы, между прочим, отвечая на вопрос как попасть к ним работать, начали рассказывать, что лучше вообще не надо, потому, что работа у ребят не из легких и: «наши коллеги, работающие в таких недемократичных странах, как Россия и Белоруссия, постоянно рискуют собственной жизнью!».
Мы не выдержали, спрашиваем – что примеры были, убили кого?
- О да, огромное количество примеров.
- А по конкретней?
- Многих наших агентов не пускают в эти страны, не дают визы, а нескольких даже посадили в тюрьму в Белоруссии и мы ведем работу по их освобождению.
- А за что их задержали, они, наверное, закон как-то нарушили? Не могли же их просто так взять. Почему именно ваших агентов?
- Ну… это долго рассказывать, другие вопросы пожалуйста.
Конец дискуссии. Вот ничего по факту не сказали, а у всех моих многонациональных сокурсников, сложилось определенное мнение, потому что «в уважаемом German Marshall Fund сказали, что народ жизнью рискует в России». Ай-ай-ай, какая недемократичная страна. Но ведь они ничего конкретного не сказали??? Визу не дали, ну даже если и в КПЗ посадили, причем тут риск жизнью?
Кстати, о риске жизни. У нас есть еще и студенты второго года обучения. В Брюсселе они были в 2009. А в этом неожиданно поехали в Россию. Рассказывают нам, как съездили, куда сходили, с кем встречи назначили. В итоге, все сводилось только к посещению радио «Эхо Москвы». (Я даже сомневаюсь, что кроме этой встречи были еще какие-то, хотя они и посетили два города.) В итоге, на «Эхе» нашим американцам-литовцам рассказали, что жизнь в России очень веселая, что они никогда не знают, сколько им жить осталось, что через одного всех из их журналистов стреляют, но что они уже привыкли, адаптировались и чуть ли не кайф получают от подобного адреналина – по лезвию ножа ходят, но так, мол, интереснее живется.
Я понимаю, что я вот это пишу своими словами со слов других студентов, но это показывает реальное отношение иностранной молодежи к России. Они серьезно все думают, что у нас опасно, мафия кругом, но зато круто же – адреналин.
Дело доходит до абсурда: шведы, кому уже около 50 очень любят заводить беседы в барах или на улицах со мной, моими друзьями, да и просто с людьми. Не зависимо от пола, все шведы постарше, с кем мне довелось разговаривать, не бывали в России ни разу. Первый вопрос всегда один и тот же – а ты водку стаканами пьешь? Я говорю – я водку не пью вообще. Мне – А ты уверена, что ты русская?
Это ладно, к этому ты быстро привыкаешь. Но одна ситуация меня просто потрясла. Представьте себе – женщина интеллигентного такого вида лет 50-ти говорит мне: «О да, я 15 лет назад была в Финляндии, и подъехали мы к границе с Россией. Я видела, что сразу за границей у вас там, в России идет война». Я не шучу. Она на полном серьезе разглядела с территории Финляндии войну в России 15 лет назад прямо «через границу». Не стала я интересоваться, что она курит, но очень хотелось.
International Organization for Migration (IOM): еще одна очень хорошая и интересная межгосударственная организация. Про нее вообще мало что слышно, но они занимаются интересными делами…
Cначала про Бельгию, как пример – как нам рассказали в офисе IOM, оказывается нелегальные мигранты в Бельгии могут легально лечиться и легально устраивать детей в садики и школы. Сейчас там решают проблему, как разрешить этим нелегалам легально пересылать заработанные деньги в страны, из которых они приехали, где у них остальная часть семьи. Делается это для того, чтобы уничтожить темный бизнес по пересылке этих денег, ведь это незаконно вроде как. Хотят узаконить. А то, что эти люди работают нелегально – это как бы и не проблема вовсе. Ведь есть классная организация IOM, которая занимается тем, что гуманно предоставляет людям билет на самолет «домой» (ребята сказали, что контракты на авиаперевозки у них заключены почти со всеми крупными компаниями, денег они не тратят), в случае, если дела у нелегала пошли не так, как он планировал.
Специалисты этой организации подсчитали, что привезенных денег на постройку новой европейской жизни хватает мигрантам ровно на два года, а потом наступает критический момент, когда они не могут больше платить ни за себя, ни посылать деньги домой. Вот тогда-то этот нелегальный мигрант и может обратиться в IOM. Они ему помогут – агент посадит в самолет по указанному направлению, в аэропорту назначения этого человека встречает другой агент, который провожает «возвращенца» до дома (ну чтоб тот точно не убежал), дает 300 евро и осуществляет психологическую помощь по обратной адаптации еще в течение года.
Тут только один минус – их услугами можно воспользоваться лишь один раз. Это самый гуманный способ высосать из человека все соки (даже период в два года подсчитали), не платить за него налоги, а потом гуманно так отправить обратно, когда он уже иссяк вертеться, и всю черную работу мыслимую и не мыслимую переделал. Главное дешево, поток желающих не иссякает. В 2010 они обслужили подобным образом 1,5 миллиона человек. Лозунги у них тоже хорошие – «Returning today to build tomorrow; Managing migration for the benefit of all».
НАТО: там меня поразила формулировка, с которой спикер, он же бывший выходец из Венгрии, обозначил цели существования этой организации. Он влетел к нам, весь такой занятой и сказал примерно следующее с порога прямо: «Сидели мы в НАТО после окончания холодной войны и думали – что же нам теперь делать, куда ж двигаться дальше? В чем есть наш смысл? Думали мы, думали, но никак не могли ничего для себя решить. И тут бабах – 11 сентября. Мир перевернулся. Мы сразу все поняли! – Борьба с терроризмом, это наше все…».
Все их брошюры начинаются с этой пресловутой даты и со страшилок на тему мирового террора. Дальше уже не суть, каким образом он описывал афганскую миссию, как фактически единственное, что они делают в этой жизни. На вопрос чем же они там столько лет и в таком количестве занимаются, что результатов нет – он ответить не смог.
Я уже не помню, кто конкретно и как начал разговор про Грузино-Осетинский конфликт, но в ответ, про Россию мы услышали много интересного, а также про историческую принадлежность Абхазии и Осетии к Грузии, которую мы, нехорошие люди, нарушили, и теперь уже неоднократно, в очередной раз, вторгнувшись с войной. О том, как мы стреляли несчастных грузин, о нашей подготовленности, о том, что это Россия все спланировала и заранее ввела войска на территорию независимого государства.
Зачем только – не сказали. Одна из моих несдержанных коллег из России таки начала спор, довела дяденьку до трясучки, с чем он от нас и ушел.
Постоянное представительство России при НАТО: (Маленькая ремарка – мы были в Брюсселе 5 рабочих дней, и каждый день у нас было минимум по три встречи.) Через три дня выслушивания гадостей про нашу страну на все лады, безумно от этого устав, мы (трое русских по паспорту) решили и написали письмо в Постоянное представительство России при НАТО, чтобы получить хоть какую-то обратную связь от русской стороны и, так сказать, «показать» ее нашим сокурсникам.
(Изначально встречу ни с каким российским представительством
делать не планировалось, как и с любым другим, с китайским,
например, так как курс был на европейские учреждения. Но после
всего выслушанного, мы просто очень захотели назначить встречу. Мы
писали не только в представительство при НАТО, но ответили только
они).
Написали письмо ночью с просьбой встретиться через день (то есть
его получили с утра с предложением принять нас уже на следующий
день). Мы думали, конечно, что это нереально, но все равно
написали. К моему удивлению нас в очень позитивной форме
согласились принять. В удобное для нас время. Хочется еще раз
выразить признательность всему представительству за проявленную
лояльность и дружеский подход!
Фамилиями сыпать не буду, тут это не важно. А важно то, что имея абсолютно свободное время, из 26 человек моей группы на эту встречу пошло 6, половина из которых сама же встречу и назначила. Те, кто больше всех ругался про Грузию-Осетию, сразу наотрез отказались идти, другие – нашли еще какие-то предлоги, кто-то просто молча не пошел. Факт остается фактом. Двадцать человек отказались.
Вывод у меня один: поливать Россию грязью за глаза почему-то могут все. А задать так волнующие ВСЕХ моих многонациональных сокурсников вопросы непосредственно обвиняемой во всех тяжких стороне не хочет никто. Видимо, ответы никого не интересуют. Видимо, они и так все знают и всех это устраивает. Но, как минимум нас троих «отпустило», потому что на вопросы нам компетентно и спокойно ответили, можно даже сказать, что сняли с нас стресс. На фоне всех этих нервных, к чему-то призывающих, вечно борющихся с невидимыми врагами – НГО, НАТО и комиссий, наши выглядят настолько позитивно и спокойно, настолько самодостаточно, что уже одно это вызывает чувство уважения и гордости.
Наверное, получилось несколько сумбурно, эмоционально и не литературно. Но написать хотелось. И еще – спасибо большое за ваши книги!
С уважением,
Надя Рейн