Введение в ведьмологию

топ 100 блогов anairos13.05.2021 Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление?

Оказывается, у ведьмы по крайней мере пять смыслов. Разделить их не так просто, потому что свойства одних постоянно приписывают другим. Но они всё же различны, и без этого понимания разобраться в ведьмах не получится.

Это:

– ведьма сказочная: волшебное существо, похожее на человека, но имеющее сверхъестественные свойства;
– ведьма визионерская: образ, появляющийся в трансе и видениях, а также человек, видящий эти видения;
– ведьма деревенская: человек, обладающий колдовской силой и использующий её во вред своим односельчанам;
– ведьма демоническая: человек, присягнувший на верность дьяволу и вступивший в тайное ведьмовское сообщество;
– ведьма как идентификация: человек, сам называющий себя ведьмой, а своё занятие ведовством.


Начнём мы, пожалуй, со сказочной ведьмы.

Она всегда обитает где-то вдали от людей, чаще всего в избушке в лесу. Избушка необычна: она стоит на курьей ножке, или выстроена из пряников, или у неё зубастая дверь, а вместо засовов человеческие руки.

Сказочную ведьму исчерпывающе описал Пропп под именем яги. Её главная роль – служить стражем границы между живыми и мёртвыми, а ещё быть проводником через эту границу для тех, кому позволено переходить туда или оттуда.

Обитатели Той Стороны в сказках часто выглядят как звери и птицы, так что сказочная ведьма повелевает и животными тоже.

Ведьма выглядит, как человек, но в её облике, как и у других волшебных созданий, всегда есть черты зверя, птицы или мертвеца: хвост, совиные глаза, костяная нога.

Сказочная ведьма, несколько неожиданным образом, связана с... едой. Она либо съедает (или пытается съесть) всякого, кто входит в её дом, либо сама кормит его особой пищей. Иногда и то, и другое сразу: ведьма берёт гостя в плен и откармливает его, чтобы потом сожрать.

Почему так – объяснил тот же Пропп. Для мифического сознания нет разницы, съесть или быть съеденным. Древнейший облик ведьмы – Зверь, который пожирает умерших, чтобы сделать их обитателями иного мира. Но и пища мёртвых делает то же самое: кто её вкусил, уже не сможет вернуться к живым, а навеки останется в ином мире.

Только герой способен переходить границу туда и обратно. Для него ни утроба Зверя, ни пища и питьё ведьмы не представляют опасности, а, наоборот, дают силу.


С другой стороны у нас оказывается ведьма визионерская.

Она существует в двух ипостасях: та, которую видят, и та, которая видит.

Ведьма, которую видят в снах или бреду – это та самая мара, о которой я уже несколько раз писал. Кошмарное присутствие, которое может молча стоять где-то в углу, а может сесть на грудь, не давая дышать и шевелиться. Мара может следовать за тобой в ночи или жить где-то внутри тебя. Тут её трудно отличить от злого духа.

Но в видениях человек может и сам странствовать по другим мирам, встречаться там с эльфами, джиннами, троллями и ведьмами. И если его опыт не укладывается в рамки организованной религии – такой человек и сам будет считать себя ведьмой, и другие с ним согласятся.

Об этом вся древняя традиция ведовства – народной визионерской магии, близкой к шаманству. Римские стриги, скандинавские сейдконы и вёльвы, японские мико – всё это они. В центральной Европе эта традиция, судя по всему, прекратилась ещё в конце первого тысячелетия нашей эры, но в других местах просуществовала намного дольше.


Две другие ведьмы – деревенская и демоническая – рождаются из соединения первых двух. Между ними много общего, но есть и существенные различия.

Деревенская ведьма называется так потому, что живёт в деревне. Её не стоит искать в избушке на курьих ножках или в пряничном домике посреди леса.

Главная особенность деревенской ведьмы – она вредит. Ей для этого даже не обязательно прибегать к магии – и вообще уметь колдовать. Вредоносная сила живёт в ней и действует, иногда без воли обладательницы. Ведьма не может не вредить.

Каким способом ведьма вредит – об этом добрые сельчане предпочитают не задумываться. Но если всё же задумываются, то приписывают ведьме приблизительно один и тот же набор свойств.

Ведьма может отделять душу от тела и посылать её «на задание». Может летать и превращаться в животных. У неё есть подручные черти, которые исполняют её приказания. У неё дурной глаз: на кого она пристально посмотрит, тот заболевает или лишается удачи.

Ведьма – совсем не то же, что человек, знающий магию. Наоборот, знахари в народе чаще всего занимаются изобличением ведьм, хотя и сами могут попасть под то же обвинение.

Однако в народном представлении ведьмой можно не только родиться, но и стать ею добровольно. На деревенскую ведьму учат – мать передаёт тайную науку дочери, а если не получится, то любому, кто согласится.

На деревенскую ведьму списывают любые необъяснимые неприятности – болезни, падёж скота, неурожай, мужское бессилие и женское бесплодие... Если не удаётся избавиться от беды никаким способом, значит, нужно искать и карать ведьму, чья сила эту беду вызвала.

Антрополог Эдвард Эванс-Причард описал жизнь и быт африканского племени азанде, где охота на ведьм составляла изрядную часть местного законодательства. Методы выявления, изобличения и наказания ведьм были там сложными, канонизированными Укладом и на свой лад логичными. Кстати, большинство ведьм у азанде оказывались мужчинами.


Предыдущие три ведьмы известны по всему свету, от Огненной Земли до Аляски и от Мадрида до Киото.

А вот ведьма демоническая – локальный феномен. Она известна лишь на Западе, и то лишь в течение двух или трёх столетий.

На первый взгляд она может показаться похожей на них всех. Ведьма присягнула на верность дьяволу, обещала ему свою душу, а взамен получила силу вредить людям. На своих сборищах ведьмы творят нечестивые ритуалы с оргиями и людоедством. Ведьма умеет летать и оборачиваться зверем.

Но если в деревенскую ведьму верили жители самой деревни, то ведьма демоническая – персонаж легенд образованной элиты. Знаменитый Салемский процесс, к примеру, проходил под покровительством Коттона Мэзера – интеллектуала, мыслителя, знатока зоологии, первого американца в Лондонском королевском обществе.

Главное отличие демонической ведьмы – она экстраверт. Она не может жить на отшибе и таиться от всех. Ведьм всегда много, они объединены в сатанинский заговор, устраивают шабаши и вообще всячески веселятся.

Как это повлияло на охоту на ведьм – легко представить. Там, где невежественные селяне ограничились бы линчеванием одной подозрительной старухи, учёные дознаватели принимались выискивать её сообщников, чтобы накрыть весь ковен. Выискивали чаще всего при помощи допросов под пыткой, а потому обычно находили.

Простой народ начинал искать ведьму из-за конкретных бедствий, в которых ведьмы, по общему мнению, были виноваты. Но демонических ведьм преследовали за сам факт, что они ведьмы. Отказаться от истинной веры и начать практиковать дьявольские обряды – страшная ересь, которая сама по себе заслуживает смертной казни. Неприятности, причиняемые ведьмой – не состав преступления, а улика, позволяющая её обнаружить.

На шабашах демонические ведьмы, как утверждается, едят младенцев. По логике, в любой местности, где обнаружен их заговор, должны в большом количестве пропадать дети. Однако ничего подобного даже не упоминается в большинстве ведовских процессов. Кажется, дознавателей вовсе не беспокоило сцепление обвинений с реальностью.

Деревенских ведьм тоже порой обвиняли в смерти детей – но всегда конкретных, названных поимённо, и не пропавших, а умерших от болезни или несчастного случая.


Наконец, ведьма как самоидентификация.

Это, как легко догадаться, тоже феномен чисто западный, причём совсем недавний.

Деревенские знахари, лекарки и повитухи ведьмами себя никогда не называли – это всегда обвинение, звучащее со стороны. Сами они от такого наименования, наоборот, всегда отпирались.

Правда, тут есть нюанс. Назвать себя ведьмой – значит, признаться, что ты вредишь людям. Но вот намекнуть, что тебе подвластны тёмные силы, что ты можешь куда больше, чем обычный знахарь – это уже реклама. Профессиональные знатоки ритуалов делали так сплошь и рядом, и в Европе, и на Руси. Это, конечно, аукалось им во время охоты на ведьм, но в мирное время приводило дополнительных клиентов.

Демонические ведьмы, как теперь считается – и вовсе вымышленные персонажи. В 16-17 веке, когда это верование охватило Европу, там уже много столетий не было ничего похожего на организованный культ ведовства. Все подозреваемые, которые сознавались в принадлежности к такому культу, оговаривали себя под пыткой.

Но и тут могли быть исключения. Если у человека есть мистический визионерский опыт, если он выходил из тела и встречался с непонятными сущностями – он вполне мог решить, что теперь он ведьма и душа его проклята. А значит, и на допросе мог сознаться в этом.

Люди, сами (и с гордостью) говорящие «я ведьма», появились даже позже, чем самоназванные язычники – к середине двадцатого века, после «Золотой ветви» Фрэзера и «Ведьмовского культа в Западной Европе» Маргарет Мюррей. Началось всё с Гарднера и его Викки, но, разумеется, современные ведьмы вовсе не обязательно виккане.

Они претендуют на возрождение – или даже прямое продолжение – исконной, дохристианской религиозной традиции. Но на самом деле их верования – не более чем отрицание традиционной европейской идеологии – христианской, технологической и патриархальной.

Поэтому западное ведовство густо замешано на феминизме, экологизме и антихристианстве. Оно кое-что позаимствовало из народной магии, из европейского церемониального оккультизма, из юнговского психоанализа – и ко всему этому добавило изрядную порцию неоязычества.

Основные темы этого ведовства – близость к природе, интуитивная «женская» сила и мудрость, эмоции и сексуальность, принятие своей тёмной стороны и многое другое в том же духе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я понимаю, что одно фото не слишком удачное, а второе - постановочное, но между ними около 25 лет, а человек все это время меняется исключительно к лучшему, и нет предела совершенству. ...
Прочитал тут, что в России в классе С+ продается всего 5 или 6% машин с кузовом универсал. Сам считаю, что это наиболее удобный кузов. Подскажите, откуда у россиян такая нелюбовь к таким кузовам? Не по пацански? Универсалы для дачников и ...
На Первом канале - "Офицеры", в Доме кино - "Калчак". Идиотизм ситуации уже не забавляет, а диагноз "шизофрения" - не верный. Потому что, достало. Слил-не-слил осталось далеко в прошлом, а политика становится ясной и логичной - теперь у нас есть большой временной отрезок, который легко ...
1989. Владивосток. Советский ботаник Валерий Двужильный демонстрирует материалы, которые, по его словам, были оставлены инопланетянами. Его сфотографировали возле офиса Дальневосточного отделения Академии наук СССР, где он последние четыре года занимался исследованием НЛО ...
А где вы покупаете носки? У каких брендов? Не такие, чтоб прям самые дешевые, но удобные и хорошего качества. Давным давно я купила десять пар носков, целую пачку в HnM, и я должна сказать, они мне очень нравились. Я носила их очень долго, занималась в них спортом, но они потихоньку стали ...