Введение в ведьмологию

Оказывается, у ведьмы по крайней мере пять смыслов. Разделить их не так просто, потому что свойства одних постоянно приписывают другим. Но они всё же различны, и без этого понимания разобраться в ведьмах не получится.
Это:
– ведьма сказочная: волшебное существо, похожее на человека, но имеющее сверхъестественные свойства;
– ведьма визионерская: образ, появляющийся в трансе и видениях, а также человек, видящий эти видения;
– ведьма деревенская: человек, обладающий колдовской силой и использующий её во вред своим односельчанам;
– ведьма демоническая: человек, присягнувший на верность дьяволу и вступивший в тайное ведьмовское сообщество;
– ведьма как идентификация: человек, сам называющий себя ведьмой, а своё занятие ведовством.
Начнём мы, пожалуй, со сказочной ведьмы.
Она всегда обитает где-то вдали от людей, чаще всего в избушке в лесу. Избушка необычна: она стоит на курьей ножке, или выстроена из пряников, или у неё зубастая дверь, а вместо засовов человеческие руки.
Сказочную ведьму исчерпывающе описал Пропп под именем яги. Её главная роль – служить стражем границы между живыми и мёртвыми, а ещё быть проводником через эту границу для тех, кому позволено переходить туда или оттуда.
Обитатели Той Стороны в сказках часто выглядят как звери и птицы, так что сказочная ведьма повелевает и животными тоже.
Ведьма выглядит, как человек, но в её облике, как и у других волшебных созданий, всегда есть черты зверя, птицы или мертвеца: хвост, совиные глаза, костяная нога.
Сказочная ведьма, несколько неожиданным образом, связана с... едой. Она либо съедает (или пытается съесть) всякого, кто входит в её дом, либо сама кормит его особой пищей. Иногда и то, и другое сразу: ведьма берёт гостя в плен и откармливает его, чтобы потом сожрать.
Почему так – объяснил тот же Пропп. Для мифического сознания нет разницы, съесть или быть съеденным. Древнейший облик ведьмы – Зверь, который пожирает умерших, чтобы сделать их обитателями иного мира. Но и пища мёртвых делает то же самое: кто её вкусил, уже не сможет вернуться к живым, а навеки останется в ином мире.
Только герой способен переходить границу туда и обратно. Для него ни утроба Зверя, ни пища и питьё ведьмы не представляют опасности, а, наоборот, дают силу.
С другой стороны у нас оказывается ведьма визионерская.
Она существует в двух ипостасях: та, которую видят, и та, которая видит.
Ведьма, которую видят в снах или бреду – это та самая мара, о которой я уже несколько раз писал. Кошмарное присутствие, которое может молча стоять где-то в углу, а может сесть на грудь, не давая дышать и шевелиться. Мара может следовать за тобой в ночи или жить где-то внутри тебя. Тут её трудно отличить от злого духа.
Но в видениях человек может и сам странствовать по другим мирам, встречаться там с эльфами, джиннами, троллями и ведьмами. И если его опыт не укладывается в рамки организованной религии – такой человек и сам будет считать себя ведьмой, и другие с ним согласятся.
Об этом вся древняя традиция ведовства – народной визионерской магии, близкой к шаманству. Римские стриги, скандинавские сейдконы и вёльвы, японские мико – всё это они. В центральной Европе эта традиция, судя по всему, прекратилась ещё в конце первого тысячелетия нашей эры, но в других местах просуществовала намного дольше.
Две другие ведьмы – деревенская и демоническая – рождаются из соединения первых двух. Между ними много общего, но есть и существенные различия.
Деревенская ведьма называется так потому, что живёт в деревне. Её не стоит искать в избушке на курьих ножках или в пряничном домике посреди леса.
Главная особенность деревенской ведьмы – она вредит. Ей для этого даже не обязательно прибегать к магии – и вообще уметь колдовать. Вредоносная сила живёт в ней и действует, иногда без воли обладательницы. Ведьма не может не вредить.
Каким способом ведьма вредит – об этом добрые сельчане предпочитают не задумываться. Но если всё же задумываются, то приписывают ведьме приблизительно один и тот же набор свойств.
Ведьма может отделять душу от тела и посылать её «на задание». Может летать и превращаться в животных. У неё есть подручные черти, которые исполняют её приказания. У неё дурной глаз: на кого она пристально посмотрит, тот заболевает или лишается удачи.
Ведьма – совсем не то же, что человек, знающий магию. Наоборот, знахари в народе чаще всего занимаются изобличением ведьм, хотя и сами могут попасть под то же обвинение.
Однако в народном представлении ведьмой можно не только родиться, но и стать ею добровольно. На деревенскую ведьму учат – мать передаёт тайную науку дочери, а если не получится, то любому, кто согласится.
На деревенскую ведьму списывают любые необъяснимые неприятности – болезни, падёж скота, неурожай, мужское бессилие и женское бесплодие... Если не удаётся избавиться от беды никаким способом, значит, нужно искать и карать ведьму, чья сила эту беду вызвала.
Антрополог Эдвард Эванс-Причард описал жизнь и быт африканского племени азанде, где охота на ведьм составляла изрядную часть местного законодательства. Методы выявления, изобличения и наказания ведьм были там сложными, канонизированными Укладом и на свой лад логичными. Кстати, большинство ведьм у азанде оказывались мужчинами.
Предыдущие три ведьмы известны по всему свету, от Огненной Земли до Аляски и от Мадрида до Киото.
А вот ведьма демоническая – локальный феномен. Она известна лишь на Западе, и то лишь в течение двух или трёх столетий.
На первый взгляд она может показаться похожей на них всех. Ведьма присягнула на верность дьяволу, обещала ему свою душу, а взамен получила силу вредить людям. На своих сборищах ведьмы творят нечестивые ритуалы с оргиями и людоедством. Ведьма умеет летать и оборачиваться зверем.
Но если в деревенскую ведьму верили жители самой деревни, то ведьма демоническая – персонаж легенд образованной элиты. Знаменитый Салемский процесс, к примеру, проходил под покровительством Коттона Мэзера – интеллектуала, мыслителя, знатока зоологии, первого американца в Лондонском королевском обществе.
Главное отличие демонической ведьмы – она экстраверт. Она не может жить на отшибе и таиться от всех. Ведьм всегда много, они объединены в сатанинский заговор, устраивают шабаши и вообще всячески веселятся.
Как это повлияло на охоту на ведьм – легко представить. Там, где невежественные селяне ограничились бы линчеванием одной подозрительной старухи, учёные дознаватели принимались выискивать её сообщников, чтобы накрыть весь ковен. Выискивали чаще всего при помощи допросов под пыткой, а потому обычно находили.
Простой народ начинал искать ведьму из-за конкретных бедствий, в которых ведьмы, по общему мнению, были виноваты. Но демонических ведьм преследовали за сам факт, что они ведьмы. Отказаться от истинной веры и начать практиковать дьявольские обряды – страшная ересь, которая сама по себе заслуживает смертной казни. Неприятности, причиняемые ведьмой – не состав преступления, а улика, позволяющая её обнаружить.
На шабашах демонические ведьмы, как утверждается, едят младенцев. По логике, в любой местности, где обнаружен их заговор, должны в большом количестве пропадать дети. Однако ничего подобного даже не упоминается в большинстве ведовских процессов. Кажется, дознавателей вовсе не беспокоило сцепление обвинений с реальностью.
Деревенских ведьм тоже порой обвиняли в смерти детей – но всегда конкретных, названных поимённо, и не пропавших, а умерших от болезни или несчастного случая.
Наконец, ведьма как самоидентификация.
Это, как легко догадаться, тоже феномен чисто западный, причём совсем недавний.
Деревенские знахари, лекарки и повитухи ведьмами себя никогда не называли – это всегда обвинение, звучащее со стороны. Сами они от такого наименования, наоборот, всегда отпирались.
Правда, тут есть нюанс. Назвать себя ведьмой – значит, признаться, что ты вредишь людям. Но вот намекнуть, что тебе подвластны тёмные силы, что ты можешь куда больше, чем обычный знахарь – это уже реклама. Профессиональные знатоки ритуалов делали так сплошь и рядом, и в Европе, и на Руси. Это, конечно, аукалось им во время охоты на ведьм, но в мирное время приводило дополнительных клиентов.
Демонические ведьмы, как теперь считается – и вовсе вымышленные персонажи. В 16-17 веке, когда это верование охватило Европу, там уже много столетий не было ничего похожего на организованный культ ведовства. Все подозреваемые, которые сознавались в принадлежности к такому культу, оговаривали себя под пыткой.
Но и тут могли быть исключения. Если у человека есть мистический визионерский опыт, если он выходил из тела и встречался с непонятными сущностями – он вполне мог решить, что теперь он ведьма и душа его проклята. А значит, и на допросе мог сознаться в этом.
Люди, сами (и с гордостью) говорящие «я ведьма», появились даже позже, чем самоназванные язычники – к середине двадцатого века, после «Золотой ветви» Фрэзера и «Ведьмовского культа в Западной Европе» Маргарет Мюррей. Началось всё с Гарднера и его Викки, но, разумеется, современные ведьмы вовсе не обязательно виккане.
Они претендуют на возрождение – или даже прямое продолжение – исконной, дохристианской религиозной традиции. Но на самом деле их верования – не более чем отрицание традиционной европейской идеологии – христианской, технологической и патриархальной.
Поэтому западное ведовство густо замешано на феминизме, экологизме и антихристианстве. Оно кое-что позаимствовало из народной магии, из европейского церемониального оккультизма, из юнговского психоанализа – и ко всему этому добавило изрядную порцию неоязычества.
Основные темы этого ведовства – близость к природе, интуитивная «женская» сила и мудрость, эмоции и сексуальность, принятие своей тёмной стороны и многое другое в том же духе.
|
</> |