Второй "пригородный" разнос
periskop — 20.02.2015 Интересная ситуация вышла со вторым "пригородным" разносом Дворковича устами Путина.Канва была такова:
Президент России Владимир Путин раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича за качество анализа ситуации с тарифами на пригородные ж/д перевозки в регионах.
«Вы неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и все (...) Ситуация, при которой в Марий-Эл тариф был 22 рубля, а стал 89, в Забайкальском крае — 22, а стал 90, неприемлема», — указал глава государства на совещании с членами правительства. По его словам, «поезда не должны ходить пустыми, иначе это просто формальное отношение к тому, о чем мы здесь договариваемся».
Путин также призвал пригородные железнодорожные компании раскрыть методику формирования тарифа. Президент назвал ненормальной ситуацию, когда тарифы на электрички повышаются в одном регионе на один процент, а в другом — на 25 процентов [...]
Что тут странно? Методика формирования известна и лежит в совершенно открытом доступе. Там есть файл "методика", так вот вся формула установления тарифа описана. Ещё смешней то, что установлена она не РЖД, а специальной Федеральной службой по тарифам - которая благополучна создана указом Путина в 2004 году и подотчетна правительству.
Т.е. все те тарифы и расчеты, которые пригородные компании выставляют регионам, делаются строго и исключительно по данной бумаге, иначе они не являются валидными и не могут быть юридически значимыми. Когда рассчитывается тариф, предлагаемый региону, в формулу просто подставляются нужные переменные и коэффициенты в зависимости от региона, его налоговой специфики и т.п.
Почему же появилось такое странное требование со стороны Путина - "раскрыть" то, что давно открыто?
Скорей всего, как мне кажется, имела место банальная аппаратная конкуренция - к нему побежали жаловаться губернаторы с понятно каким рефреном: "тарифы пригородных компаний непрозрачны, мы не понимаем методику их образования, поэтому мы не можем ничего подписать". Хотя на местах все стороны прекрасно ознакомлены с тем, что и как формируется. У всех сторон есть штат экономистов-юристов, которые применяют известную методику.
Но всё это лирика. А физика такова: 1) пригородные перевозки сейчас административно восстанавливаются по состоянию на начало 2015-го, 2) решения принимаются без изменения модели, на временной основе, ситуативно, 3) коренная причина сокращения "пригорода" не устранена.
* * *
В нескольких постах ранее по коллапсу пригородного сообщения я уже говорил: пока модель принципиально не поменяется, проблема не решится. Она будет только откладываться. Мне лично представляется, что пригород не надо делить на "кусочки"-мелкие компании, а надо централизовать в РЖД, прекратив его искусственное разделение с дальним сообщением. Нечего его раздирать на части. Ещё худшим решением будет отдать его регионам.
Правда, и тут сейчас есть серьёзный подводный камень: из-за либерального реформаторства середины-конца "нулевых" перекрёстное субсидирование (грузовыми перевозками пассажирских) а-ля МПС в РЖД сейчас практически ликвидировано. Грузовые компании приватизированы. Поэтому пригородное сообщение - как средство обеспечения связности страны и транспортной доступности для населения - придётся дофинансировать со стороны государства. Денег в закромах море, важно лишь использовать их толково, а не бездарно.
|
</> |