
Вторая ступень — последнее препятствие для Революции в Космосе


Революция Доступа в космос победит окончательно, когда вся ракета будет возвращаться на космодром. Вот тогда будет удешевление в 100 раз и Эпохальная Смена Парадигмы, сравнимая по экономическому значению с изобретением компьютеров.
Такой Доступ постепенно приведет к переформатированию половины отраслей Земли — глобальная связь, сбор солнечной энергии в космосе, полезные ископаемые из пояса астероидов, и т.д, всё не будем пока говорить)
Но сначала надо приблизить расходы на выход к расходам на топливо. Для Фалкона-9 затраты на топливо — $200 тысяч — это 0.5% от общей суммы в $40-$60 миллионов. Но сейчас, вторая ступень не возвращается, а она одна стоит $10 миллионов. Почему не получается вернуть вторую ступень? Тут три причины.
1. Вторая ступень резко дешевле первой — эти $10 миллионов лишь четверть общего приза. SpaceX отложил решение этой задачи до того момента, когда проблемы с первой ступенью будут, в основном, решены. Экономия средств, решение большой задачи частями.
2. Вторая ступень взлетает гораздо выше, набирает более высокую скорость. Скорость её вхождения в атмосферу при возврате в 4 раза выше. Нужен(ы) могучий теплозащитный щит и/или дополнительные расходы топлива на торможение двигателями.
В принципе, зверские температуры торможения оказались основной проблемой и для первой ступени. Несколько планируемых сейчас модификаций — титановые плавники-рули, новое покрытие корпуса — связаны как раз с температурами торможения. На второй ступени задача труднее — энергия это квадрат скорости.
3. Последнее. На второй ступени дополнительное оборудование (например, тот же теплозащитный щит или "ноги" для посадки) и дополнительное горючее будут вычитаться из полезной нагрузки 1 к 1. Потому что вторая ступень взлетает туда же, куда и нагрузка. На первой ступени вычитание есть, но с коэффициентом 0.3-0.4.
Это, конечно, не принципиальная трудность. Просто надо было исходный корабль делать больше. На Фалконе-9 запас размера оказался под обрез. На следующем корабле SpaceX это будет учтено и решено на стадии проектирования, но сейчас вопрос в том, чего можно добиться в геометрических ограничениях и так уже сильно удлиненного Фалкона.
* * * *
Так что последнее препятствие, оно, в основном, техническое, коммерческое даже — полезные нагрузки Фалкон берёт разные, часто под завязку по весу. Он оказался слишком маленькой ракетой, и надо применять хитроумные ухищрения, чтобы добиться полной возвращаемости в этих размерах.
Но нет сомнений, что решения будут найдены (сейчас ожидается, что к концу 2018), и у конструкторов следующего корабля — ITS, Interplanetary Transport System — надо бы русское имя (красивое) придумать — будет на несколько проблем меньше. А человечество получит свою настоящую Революцию Доступа в Космос быстрее.
работаю на полную катушку для вас — помогайте, кто сколько хочет и может