Вся правда о ватниках
ochendaje — 09.04.2014Когда-нибудь, когда одичавшая наша страна наконец очнется, ужаснувшись своему прошлому, она поставит на какой-нибудь скорбной площади имени всех замученных в ГУЛАГе памятник телогрейке — одежде, которая спасла российский народ от вымирания.
Но ведь и правда для русских в XX столетии ватник был больше, чем одежда.
Византийский след
На самом деле, Россия не является родиной ватника, или телогрейки. Короткие стеганые льняные куртки, утепленные ватой, а также пропитанные уксусом и вином, являлись с X века униформой византийской пехоты. Древняя телогрейка носила благородное на слух название «кавадион» и относилась к разряду легкой брони.
Конечно, византийский ватник едва ли мог защитить от стрел, но он мог сохранить жизнь при рубящем ударе клинком или топором. Ряд историков уверены, что «кавадион» где-то в XI-XII веке проник из Византии и в русские княжеские дружины, но монголо-татарское нашествие внесло свои коррективы - «византийский ватник» бесследно исчез из русского военного «гардероба».
Быт
А вот когда стеганый ватник (он же телогрейка) стал такой же непременной деталью быта, как, скажем, стол или стул? Прямых указаний на дату появления ватника в такой роли нигде нет. Можно только по каким-то признакам судить о времени его повсеместного распространения. Как бы подразумевается, что телогрейка тесно связана с исправительными учреждениями. Но так было не всегда. Есть косвенное доказательство того, что в 19 веке стеганый ватник не был одеждой заключенных.
Художник Николай Александрович Ярошенко на картине «Всюду жизнь» изобразил обитателей арестантского вагона. Ни на одном из них нет стеганого ватника. Существование стеганого ватника в середине 20-х годов прошлого века имеет несколько необычное документальное подтверждение: «Фотографии и репродукции, помещенные в книге, не дублируют сюжет судьбы, а становятся как будто постановочной частью драмы Марии Николаевны Ермоловой.
Сделано в Китае
Современная телогрейка, вероятно, появилась во время Русско-японской войны. Расквартированные в Маньчжурии части Русской армии обратили внимание на удобные и теплые ватные куртки местных жителей и решили закупить их у местных торговцев. После демобилизации китайские душегрейки разошлись по всей Российской империи, заложив тем самым основы для настоящего «ватного культа». Позднее ватники фрагментарно использовались как в Первой мировой, так и Гражданской войнах, но до настоящего народного признания было еще далеко.
Стандартизация
Осенью 1932 года комитет по стандартизации Народного комиссариата легкой промышленности СССР вводит стандарт ватника: «Телогрейка — куртка ватная однобортная, прямого покроя, застёгивается по борту доверху на 4 пуговицы имеющимися в левом борте четырьмя пришивными петлями (шлевками). Полы прямые без вытачек, с боковыми накладными карманами, простёганные сквозь верх, вату и подкладку параллельными долевыми машинными строчками. Расстояние между простёжками 6 см. Спинка прямая, цельная или с долевым швом посередине, на талии стягивается затяжниками с металлической пряжкой.
Простёжка спинки одинакова с полой. Воротник стоячий мягкий, застёгивается на одну пуговицу шлевкой, пришитою к левому его концу. Высота воротника — 3 см. Рукава одношовные, заканчиваются внизу небольшой шлицей и манжетами, застёгивающимися на одну пуговицу шлевкой, пришитой к концу верхней половинки манжета». Власти СССР увидели в ватнике идеальную одежду, которая функциональна как для работы, так и для войны. В 1932 году телогрейки фактически становятся форменной одеждой для строителей Беломорканала.
Одежда босяков
Это уже не был «китайский» ватник. По большому счету «стандартизированная» телогрейка представляла собой некий «коктейль», в который в качестве «ингредиентов» включил в себя «азиатский» прототип, так называемую «сибирку» (короткий кафтан), популярную среди купцов на рубеже веков и так называемый волан, который был в своем роде форменной одеждой ямщиков. Вот как описывал этот предмет одежды Гиляровский: «Сытые, в своих нелепых воланах дорогого сукна, подпоясанные шитыми шелковыми поясами, лихачи смотрят гордо на проходящую публику … Воланы явились в те давно забытые времена, когда сердитый барин бил кулаком и пинал ногами в спину своего крепостного кучера.
Тогда волан, до уродства набитый ватой, спасал кучера от увечья…» Интересно, что воланы стали «униформой» у знаменитых волжских босяков, а затем и у разного рода бродяг и лихих людей. Ватник хорошо смягчал удары в драках, мог сберечь от удара ножом и, кроме того, не стеснял движений, что было важно для уличных ловкачей.
Архетип могущества
Однако руководители страны меньше всего хотели, чтобы ватники ассоциировались с одеждой заключенных или лихих людей. В 1930-ые годы телогрейки начинают продвигаться через кинематограф. Например, в культовом фильме «Чапаев» в ватниках щеголяют Анка и Петька, демонстрируя тем самые «универсальность» этой одежды. Появляются ватники и в других тогдашних «блокбастерах». Однако, по сути дела, промо в массовой культуре не смогло реабилитировать ватник и сделать его национальной одеждой. Только Великая Отечественная война превратила телогрейку в настоящий культ, сделав ее одеждой победителей. Именно в телогрейке поднималась советская страна из послевоенной разрухи — вырастали новые города, создавалась советская империя. Надо сказать, что со временем у ватника по функциональности появилось огромное количество конкурентов, но все равно его можно было найти в гардеробе как и профессора университета и деревенского пастуха. Вероятно, в коллективном бессознательном он играл некую объединительную роль, став неким талисманом, архетипом могущества.
От конок, куполов и булыжных площадей Москвы ее детства, от прелестной фотографии «трех сестер» Ермоловых 1870-х гг. до разгромленного октябрьскими боями 1917 года Малого театра и твердого взгляда старой дамы в ватнике на фотографии середины 1920-х. И этот стеганый ватник затмевает черный бархат парадного портрета». (Екатерина Хмелева, «Ватник Орлеанской девы») Вполне возможно, что прототипом сегодняшнего ватника был стеганый среднеазиатский халат. Его укоротили, чтобы не мешал двигаться. Ватник был военной формой, он был верхней одеждой заключенных, он был всеобщей верхней одеждой. И до сих пор сохраняет свое заметное место в гардеробе неисчислимого количества людей.
Неслучайно ведь, что на открытии Олимпиады в Сочи российская делегация вышла в стилизованных телогрейках.
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6)
|
</> |