Вся Москва разрушена, осталось только Тушино (с)
moya_moskva — 13.07.2019 Сегодня у нас будет Тушино. Разумеется, не всё Тушино, ведь оно большое, но его кусочек, причём довольно примечательный и незаслуженно обходимый стороной гуляющими. Чем знаменито Тушино? Многие помнят из курса истории, что в Тушино (тогда ещё - деревне), упоминавшемся ещё в начале XVI века, во время Смуты располагался лагерь Лжедмитрия II, который по этому случаю получил погремуху "Тушинский вор". В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района Московской области и увеличивалось в размерах вплоть до 1960-го года, когда вошло в состав Москвы. Тушино посвящали стихи, например, вот такие:Я вышел из троллейбуса,
Давай-ка сам езжай.
Троллейбус № 70,
«Шестерочка» трамвай.
Иду Волоколамочкой
До Тушина пешком.
С моей любимой дамочкой –
Чекушкой. И пивком.
Шатаются прохожие,
А также тротуар.
Эх, был бы помоложе я.
Хоть и сейчас не стар.
Фонарики потушены.
Еще светло вполне.
Иду пешком до Тушина,
А Тушино ко мне.
Отсюда
А ещё Тушино известно одним из ведущих отечественных авиадвигателестроительных предприятий - заводом «Красный октябрь», основанным в 1932 году, который ныне носит имя «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва», а также Сходненским деривационным каналом и Сходненской ГЭС, но давайте обо всём по порядку.
1. Прогулку начнём на улице Тушинской (ну, а на какой же ещё?), у самого дальнего выхода из метро, за железной дорогой Рижского направления. Здесь, на севере "Тушинского острова" (а это по сути именно остров, так как со всех сторон окружён Москва-рекой, Сходней, деривационным каналом, а также каналом им. Москвы) расположено всего 2 жилых микрорайона Тушина - 14-й и 15-й, всё остальное пространство занято промзоной. Ещё совсем недавно на этом месте был этакий заповедный уголок "святых" 90-х, барахолка. Продавали всё подряд, в том числе своё личное имущество прямо с рук.
2. Здесь уже более 10-ти лет строится-строится, да никак не построится многоярусный паркинг. Его сооружение началось аж в 2007-м году, когда я учился на 2-м курсе института, а затем на долгое время было заморожено. Котлован и сваи оставались под открытым небом. Активные работы были возобновлены в 2014-м году, однако, судя по всему, у него тяжёлая карма и он до сих пор не достроен и не сдан в эксплуатацию.
3. Здание паркинга накрывает сверху участок железнодорожного подъездного пути бывшего «Красного октября», а ныне «ММП им. Чернышёва».
4.
5. Для работы этого подъездного пути был сооружён вот такой "тоннель". Этот факт намекает на немалую важность этого подъездного пути и позволяет быть относительно спокойным за его существование в будущем.
6. Переезд на Тушинской улице. Сам путь в доступном простым смертным виде очень короткий, однако довольно интересный.
7. Здесь имеется вот такой вот улавливающий тупик на пригорке для предотвращения несанкционированного выката вагонов с заводской территории на переезд.
8. Стрелки здесь ручные. Накат еле заметный, но, если судить по информации из интернета и периодически всплывающим фото, путь используется, просто нечасто. Отдельной местной достопримечательностью является этот одноглазый светофор с синей линзой. Несколько лет назад была ещё красная линза, но потом куда-то канула. Сам светофор в настоящее время не работает и выполняет скорее декоративную функцию.
9. Вид в сторону станции Тушино.
10.
11. Идём дальше, здесь многое изменилось за последние годы. Прямо не узнать улицу!
12. Доходим до угла улицы с поэтическим названием Вишнёвая. Она получила его по предложению местных жителей. С 1960 года до 12 июня 1963 года она именовалась Октябрьской, но была переименована для устранения одноимённости с Октябрьской улицей, расположенной в Марьиной роще.
13. Здесь сохранилась сталинская застройка города Тушино. Например, этот, кирпичный жилой дом серии II-03 был построен в 1954 году.
14. Программа "Моя улица" не прошла мимо Вишнёвой улицы. Когда я там гулял, она как раз была перекопана, что вкупе с лившими до этого два с половиной дня дождями, доставляло массу неудобств. Ну да ладно, нам к трудностям не привыкать.
15. Трудно сказать, что за строение, но, судя по всему, тоже послевоенное, как и сталинские дома. Рядом с ним расположена трансформаторная подстанция. Вероятно, это строение тоже имеет какое-то отношение к электросетям.
16. Дальше по улице расположен шикарнейший памятник эпохе, а именно Дворец культуры «Красный октябрь». Здание построено в 1965 году и отлично сохранилось во всех деталях, если не считать входную группу дверей.
17. Эти двери единственное, что портит идиллию эпохи хрущёвской "борьбы с излишествами".
18. Да, это вам не вычурный модерн начала XX века, и не помпезная сталинская архитектура, но сейчас такого уже не строят. Памятник эпохе. Правда, пишут, что сам завод от здания отказался и не использует его. Так что спешите видеть пока его кто-нибудь не перестроил под очередной унылый бизнес-центр.
19. Вот как дальше по улице. Здесь в перестроенном здании 1974-го года расположен БЦ "Империал-парк" с кафе и ресторанами.
20. В тот день программа "Моя улица" больше напоминала "Моё болото".
21. Одни из въездных ворот завода, в здании слева также расположена одна из проходных.
22. Чем-то напомнило Пресненский СИЗО (Пресненскую пересыльную тюрьму).
23. Чуть-чуть милых "сталинских" двориков. Здесь идиллию нарушает офис ЕдРа. Ну и многочисленные машины, конечно.
24.
25. Сам завод основан, как уже говорилось, в 1932 году на базе авиаремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. Здесь впервые в стране были созданы звездообразные поршневые моторы конструкции Швецова-Назарова-Коссова: МГ-11, МГ-21 и МГ-31Ф для лёгких гражданских самолетов «Сталь-2», Ш-7. В годы Великой Отечественной войны на заводе производились авиадизели конструкции Чаромского-Тулупова-Яковлева: АН-1, М-30, АЧ-30Б для ночных бомбардировщиков Пе-8, Ер-2, а также торпедных катеров и танков. С июля 1941 по март 1942 года завод был в эвакуации в Казани. С 1945 по 1947 года главным инженером, а с 1947 по 1983 год директором завода был В. В. Чернышёв, в честь которого сейчас и названо предприятие.
В 1947 году на заводе организовали крупносерийное производство первых в стране турбореактивных двигателей РД-500 на базе британских Rolls-Royce Derwent V, а также изготовили двигатель ВК-1 (тяга 2,7 т) конструкции В. Я. Климова, который позволил истребителю-перехватчику МиГ-15бис увеличить дальность полёта до 2000 км, а фронтовому истребителю МиГ-17 стать первым отечественным самолётом, превысившем скорость звука в горизонтальном полёте. Двигатели использовались на самолётах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева. В 1952 году на заводе начали производство авиадвигателя АМ-5А (конструктор А. А. Микулин) для всепогодного истребителя-перехватчика Як-25. В 1958 году завод приступил к изготовлению двигателя С. К. Туманского Р11Ф-300, который на истребителе МиГ-21 позволил установить рекорды скорости и высоты полёта. Одновременно на заводе производились жидкостно-реактивные двигатели С2-1150 конструкции А. Исаева для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
В 1960—1970-е годы практически вся истребительная авиация ВВС СССР оснащалась двигателями производства ММП имени В. В. Чернышёва: на предприятии был начат серийный выпуск мощных двухвальных ТРДФ со сверхзвуковыми ступенями компрессора конструкции С. К. Туманского, Н. Г. Мецхваришвили — К. Хачатурова: Р11В-300, Р11АФ-300, Р11Ф2С-300, Р29-300, Р29Б-300, Р-35 с тягой от 3,9 т до 13,2 т. Двигатели устанавливались на высотных самолётах-разведчиках и сверхзвуковых истребителях (фронтовых, перехватчиках, бомбардировщиках) «Яковлева», «Микояна», «Сухого». С 1982 года завод изготавливал двухконтурный форсированный авиадвигатель (ТРДДФ) четвёртого поколения конструкции С. П. Изотова РД-33 для истребителей МиГ-29.
В настоящее время основной продукцией предприятия являются двигатели для лёгких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов, самолётов местных воздушных линий, легких транспортных самолётов, беспилотных летательных аппаратов. Предприятие производит двигатели РД-33 и его модификации для самолетов МиГ-35, МиГ-29, МиГ-29CМТ, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, находящихся в эксплуатации как российских, так и иностранных ВВС. Одним из важных направлений деятельности является ремонт и постпродажное сопровождение двигателей РД-33 и его модификаций. Совместно с ОАО «Климов» предприятие провело разработку нескольких модификаций двигателя РД-33, в том числе РД-ЗЗМК для корабельного истребителя МиГ-29К. С 2015 года ММП имени В. В. Чернышева поставляет комплектующие для вертолётного двигателя ВК-2500 разработчику двигателя ОАО «Климов». Двигатель ВК-2500 устанавливается на вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-52 и Ми-28. Производство ведётся в рамках программы по импортозамещению — ранее единственным производителем являлся украинский завод «Мотор Сич».
АО «ММП имени В. В. Чернышёва» в 2015 году вошло в состав кооперантов производителей двигателей семейства ТВ7-117 для самолетов Ил-112, Ил-114 и вертолетов Ми-38. В конце 2015 года предприятие выпустило первые узлы для двигателя ТВ7-117В.
26.
27.
28. Вот такое вот соседство.
29. Ещё один кабак.
30. Прощальный взгляд на Вишнёвую улицу.
31. На углу Вишнёвой и Малой Набережной улиц расположена автомойка. Говорят, что хорошая, но дорогая. Не пробовал.
32. Выходим к Сходненскому деривационному каналу. Здесь отличное место, чтобы отрешиться от мирского и подумать о смысле бытия. Вон, как тот товарищ, задумчиво сидящий у блестящих на закате вод. Закат, кстати, тем вечером вышел красивый.
Канал построен в 1932-м году, имеет длину 2,4 километра. Отходит от канала им. Москвы вблизи Химкинского водохранилища, проходит вдоль Лодочной и Малой Набережной ул. по границе районов Южное Тушино и Покровское-Стрешнево СЗАО, а затем впадает в реку Сходню. Через канал перекинуты Восточный и Западный мосты.
Главное назначение канала — обводнение Москва-реки. По каналу и реке Сходне сбрасывается основная масса волжской воды (30 м³/с) из Химкинского водохранилища в Москва-реку. Сток регулируется гидроузлом вблизи устья канала. Энергия воды срабатывается на Сходненской ГЭС, расположенной в конце канала. На отдельных участках почти не замерзает и является местом зимовки уток-крякв. Вблизи устья канала в 1939 г. во время земляных работ найден человеческий череп возрастом 15 тысяч лет, что является древнейшей антропологической находкой на территории Москвы.
33. В зарослях попадаются вот такие раритеты из прошлого.
34. ЛЭП-110 кВ «Новобратцево — Тушино» и «Новобратцево — Герцево».
35.
36. Взгляд назад. Вдали виден Восточный мост через канал, по которому проходит улица Свободы - магистраль местного значения. По ней ходит большое количество НОТ, в том числе трамвай № 6.
37. И Западный мост в лучах заката. Он связывает южную и северную части Сходненской улицы, но с 1970-х годов не используется, так как южная часть Сходненской улицы была поглощена заводом и сейчас находится внутри его территории и простым смертным недоступна. Она заканчивается у того выхода из метро Тушинская, где началась эта прогулка.
38.
39. Западный мост используется местной молодёжью, чтоб постоять и попить пива на воле, любуясь закатами.
40. Слева расположен напорный узел Сходненской ГЭС.
41. А ещё левее испытательные сооружения «Красного октября» (или же ММП им. Чернышёва), аналогичные тем, что я недавно показывал в прогулке по Золотой улице.
42. Здесь испытывают двигатели РД-33 самолётов МиГ-29.
43. Сходненская ГЭС является крупнейшей из электростанций канала им. Москвы и одной из старейших ГЭС России (построена 1932-1937 гг.). Эксплуатируется ФГБУ «Канал имени Москвы», электрическая мощность составляет 29 МВт.
44. Сам Западный мост.
45. Ах эти манящие вечерние окна старых домов! От них всегда веет каким-то домашним теплом и уютом. Это домик 1953-го года постройки на Лодочной улице.
46. Вечерняя "шестёрка" поехала к Сходненской.
47. Ну и напоследок бывшая автобаза Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ), сейчас это просто рассадник сомнительных автосервисов.
Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание!
|
</> |