Вспомнить художника Уистлера

6 декабря в Библиотеке им. Маяковского (здание Голландской церкви на Невском пр. 20) состоялся памятный вечер, посвященный 190-летию со дня рождения великого американского художника Джеймса Уистлера (1834 – 1903 – 2024).

Поскольку программа предусматривала рассмотрение подтемы “Уистлер и польская живопись”, на экране появились марки с репродукциями работ художницы Ольги Бознаньской и талантливого последователя Уистлера Юзефа Панкевича. Среди гостей был председатель общества “ПОЛОНИЯ” Чеслав Бласик.
Знаменательно, что вечер проходил на Невском проспекте, улице, по которой будущий художник ходил в детстве. Совсем недалеко Гостиный двор – универмаг, в котором Уистлер-мальчик пробовал говорить по-русски. Он пришел в торговые ряды и попытался объяснить по-русски, что хочет купить лошадь. Лошадей в Гостином дворе не продавали. Но имя Уистлера навсегда соединилось с понятием Гостиный двор.


Гости библиотеки узнали некоторые интересные факты. Филателистические материалы играли в этом мероприятии заметную роль.
Большого интереса они, к сожалению, не вызвали, и всё же гости библиотеки узнали, что марка с репродукцией картины Уистлера “Портрет матери” является уникальным примером знака почтовой оплаты, который был спроектирован первым лицом государства – президентом США Ф.-Д.Рузвельтом.


В целом юбилей художника остался в Петербурге незамеченным. Тем приятнее для филателистов факт, что единственным событием, связанным с этим юбилеем, было мероприятие с филателистической окраской.

Последовавшие за основным докладом разговоры об искусстве прошли в непринужденной и доброжелательной атмосфере.





В 1877 году Джеймс Уистлер выставил в
лондонской галерее Гросвенор картину «Ноктюрн в черном и золотом.
Падающая ракета».
Маслянистая гладь Темзы. Темное небо в желтых оспинах искр. Дым над
водой, за которым смутно угадываются очертания Челси. Это зыбкое,
сновидческое, выдержанное в ультимативно мрачных тонах полотно,
прекрасно характеризует творческий метод Уистлера, который считал,
что предназначение живописи – не фиксировать реальность, а
передавать впечатления от нее.
Он писал не ночной фейерверк в Креморн-Гарденс, а сон о нем. Воспоминание. Чувство – неуловимое и мимолетное, словно траектория гаснущей ракеты. Уистлер верил, что у него есть право на подобный подход. В противном случае он стал бы фотографом, а не художником.