Вспомнить художника Уистлера

топ 100 блогов volynko01.01.2025

6 декабря в Библиотеке им. Маяковского (здание Голландской церкви на Невском пр. 20) состоялся памятный вечер, посвященный 190-летию со дня рождения великого американского художника Джеймса Уистлера (1834 – 1903 – 2024).

 Вспомнить художника Уистлера

Поскольку программа предусматривала рассмотрение подтемы “Уистлер и польская живопись”, на экране появились марки с репродукциями работ художницы Ольги Бознаньской и талантливого последователя Уистлера Юзефа Панкевича. Среди гостей был председатель общества “ПОЛОНИЯ” Чеслав Бласик.

Знаменательно, что вечер проходил на Невском проспекте, улице, по которой будущий художник ходил в детстве. Совсем недалеко Гостиный двор – универмаг, в котором Уистлер-мальчик пробовал говорить по-русски. Он пришел в торговые ряды и попытался объяснить по-русски, что хочет купить лошадь. Лошадей в Гостином дворе не продавали. Но имя Уистлера навсегда соединилось с понятием Гостиный двор.

Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника Джеймс Эббот Макнейл Уистлер 1871, 144.3×162.5 см Музей д’Орсе, Париж
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника Джеймс Эббот Макнейл Уистлер 1871, 144.3×162.5 см Музей д’Орсе, Париж
марка с репродукцией картины Уистлера “Портрет матери”
марка с репродукцией картины Уистлера “Портрет матери”

Гости библиотеки узнали некоторые интересные факты. Филателистические материалы играли в этом мероприятии заметную роль. 

Большого интереса они, к сожалению, не вызвали, и всё же гости библиотеки узнали, что марка с репродукцией картины Уистлера “Портрет матери” является уникальным примером знака почтовой оплаты, который был спроектирован первым лицом государства – президентом США Ф.-Д.Рузвельтом.

 Вспомнить художника Уистлера
 Вспомнить художника Уистлера

В целом юбилей художника остался в Петербурге незамеченным. Тем приятнее для филателистов факт, что единственным событием, связанным с этим юбилеем, было мероприятие с филателистической окраской. 

 Вспомнить художника Уистлера

Последовавшие за основным докладом разговоры об искусстве прошли в непринужденной и доброжелательной атмосфере.

блок Доминикана с картиной художника Уистлера
блок Доминикана с картиной художника Уистлера
 Вспомнить художника Уистлера [email protected]" alt="Гармония в сером и зеленом: Портрет мисс Сесили Александер Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1870-е , 190×98см, Местонахождение: Тейт Британия, Лондон " title="Гармония в сером и зеленом: Портрет мисс Сесили Александер Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1870-е , 190×98см, Местонахождение: Тейт Британия, Лондон " loading="lazy" />
Гармония в сером и зеленом: Портрет мисс Сесили Александер Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1870-е , 190×98см, Местонахождение: Тейт Британия, Лондон
 Вспомнить художника Уистлера [email protected]" alt="Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1862, 214.6×108 см" title="Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1862, 214.6×108 см" loading="lazy" />
Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1862, 214.6×108 см
 Вспомнить художника Уистлера [email protected]" alt="Видение Святого Луки (копия картины Жюля-Клода Зиглера) Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1857, 92×68 см, Местонахождение: Художественные музеи Гарварда, Кеймбридж" title="Видение Святого Луки (копия картины Жюля-Клода Зиглера) Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1857, 92×68 см, Местонахождение: Художественные музеи Гарварда, Кеймбридж" loading="lazy" />
Видение Святого Луки (копия картины Жюля-Клода Зиглера) Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1857, 92×68 см, Местонахождение: Художественные музеи Гарварда, Кеймбридж
Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета Джеймс Эббот Макнейл Уистлер , 1875, 60.3×46.6 см Местонахождение: Детройтский институт искусств, Детройт
Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета Джеймс Эббот Макнейл Уистлер , 1875, 60.3×46.6 см Местонахождение: Детройтский институт искусств, Детройт

В 1877 году Джеймс Уистлер выставил в лондонской галерее Гросвенор картину «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета».

Маслянистая гладь Темзы. Темное небо в желтых оспинах искр. Дым над водой, за которым смутно угадываются очертания Челси. Это зыбкое, сновидческое, выдержанное в ультимативно мрачных тонах полотно, прекрасно характеризует творческий метод Уистлера, который считал, что предназначение живописи – не фиксировать реальность, а передавать впечатления от нее. 

Он писал не ночной фейерверк в Креморн-Гарденс, а сон о нем. Воспоминание. Чувство – неуловимое и мимолетное, словно траектория гаснущей ракеты. Уистлер верил, что у него есть право на подобный подход. В противном случае он стал бы фотографом, а не художником.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сидя в Пирсоне, ожидая посадки и параллельно (за корпоративный счет) потребляя Amarone Del Valpolicello, пребывая в благодушном настроении, вызванным вышеперечисленными фактами, просматривал я новостную ленту и обнаружил интересную вещь вполне достойную нашего внимания. Как все мы знаем, в ...
У Израильского вопроса есть только одно решение, и оно должно было быть осуществлено десятки лет назад.     ...
Вы читали новости? Владислав Сурков будет теперь руководить взаимодействием с религиозными организациями. Может статься, что Ксения Собчак была права. Помните, она сравнила "дело Pussy Riot " с "делом Дрейфуса"? Я еще пост написал. ...
Угораздило меня в "Ашан" недавно съездить. Да нет, Это - нормально. А вот ДРУГОЕ, как мне кажется, очень даже нет. Итак, подгоняю свою загруженную барахлом телегу в конец очереди к кассе, занимаю за хрупкой брюнеточкой. Девочка уже не маленькая, но такая... короче, можно хребет об колено ...
Это ужасно тяжкий труд, когда хочется заняться другим делом, но увы не получается, ...