Выдающийся советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич

28 декабря 1908 года родился Евгений Викторович Вучетич, выдающийся советский скульптор-монументалист. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Действительный член и вице-президент АХ СССР. Лауреат шести Государственных премий.

Член Студии военных художников (СВХ) имени М.Б. Грекова, был
ведущим скульптором этого объединения. Работая в соавторстве с
архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского
классицизма».
Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к
сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал типы
многофигурного горельефа-картины и триумфального портретного
бюста.

С раннего детства у него отчётливо проявилось художественное
дарование, и в 1926 году Евгений поступает в Ростовскую
художественную школу. В дальнейшем обучался в Ленинградском
институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года –
ЛИЖСА имени И.Е. Репина, позже – в составе Всероссийской академии
художеств в Ленинграде).
В 1935 году Вучетич переезжает в Москву, участвует в строительстве
гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В.И.
Ленина.
С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую
медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за
скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом».
В 1940 году назначен руководителем художественно-экспериментальных
мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.
С первых дней Великой Отечественной войны Евгений Вучетич уходит
добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика.
Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и
откомиссован в Москву.
В 1948 году он по совместительству был главным скульптором ВСХВ (сейчас – ВДНХ) и создал там горельеф "Знаменосцу мира – советскому народу слава!" площадью 90 кв. м. На нём изображено 1,5 тысячи (!) человек, восемь скульпторов работали три года. Горельеф несколько раз менялся – убирали потрет Сталина, заменяли герб СССР младенцем…

Удивительно, но этот горельеф считался утраченным ещё в советское время (в конце 1960-х его сочли не соответствующим требованиям времени) и только в 2014 году был обнаружен… там, где находился всё это время – в центральном павильоне ВДНХ! Открыли его для зрителей в 2016 году.
В стенах этой студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Он изваял целую галерею скульптурных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В 1946 году Вучетич стал руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке (совместно с архитектором Я.Б. Белопольским).
Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы Вучетича.

В 1953 году Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Л.М. Поляков) установлен в посёлке Пятиморск, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

В 1957 году Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия находится в Москве.

По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён (1958-1967) мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами М. Алешенко, В. Матросовым, Л. Майстренко, А. Мельником, В. Маруновым и др.). Именно этот памятник – «Родина-Мать зовет» – сделал имя скульптора широко известным не только в СССР, но и за рубежом.


Скончался Евгений Викторович Вучетич в Москве 12 апреля 1974 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
