Вспоминательное

топ 100 блогов el_murid09.03.2011 На первом курсе института курс истории КПСС (в просторечье "кирпич" за неимоверную толщину базового учебника) нам читала представительная тётенька. Я так понимаю, что она была в своем прошлом весьма номенклатурной особой, но была спущена с высот.

Мы очень любили ее семинары. Лекции она читала строго по утвержденным программам, но семинары вела в режиме брифинга - это были всегда вопросы и ответы практически на любые темы. Причем перестройкой еще не пахло - только-только мы студенческой колонной сходили на парад 7 ноября 82 года и последними из живущих видели незабвенного Леонида Ильича, которого напоследок перед смертью выставили на обозрение.

Вопросы были разные. Обо всем. Про репрессии в том числе. Я попробую изложить ее версию хотя бы потому, что при всех нестыковках, которые неизбежны, когда упрощаешь модель, в ней есть очень железная логика.

Россия и СССР практически до 70 годов 20 века была сугубо крестьянской страной. Крестьянской по психологии. Несмотря на то, что еще в древности Русь называли Гардариком - страной городов - русские города принципиально и ментально отличались от европейских. Если в Европе город - зачастую это изначально место, где селились вольные люди, ремесленники, мастеровые, которые объединялись для защиты своей свободы от феодалов и рыцарей, то на Руси город - это всегда крепость, которая брала под свою защиту определенную территорию. И русский город всегда четко делился на кремль и посад.

То есть, в Европе люди вначале селились в каком-то месте, а затем начинали его укреплять. В России вначале строили укрепленное место, которое затем начинали обживать. Скажем, освоение Сибири даже в гораздо поздние времена шло именно так - опорные крепости, вокруг которых начинали расти посады и города. Соответственно, на Руси не было вольных горожан - тем более, что крепостное право на Русь пришло значительно позже, чем в Европу - что крестьянин, что горожанин по своему статусу в России долгое время были в принципе, равны. Это в Европе год и один день в городе делал человека де-юре свободным, в России такое правило было попросту ненужным.

В европейском городе главное здание города - магистратура. Если город столичный - то еще и замок владетеля. Но ратуша всегда была центральным местом европейского города. В России центральное место любого старого города - кремль. Крепость.

Был в России только один город, который можно всецело назвать европейским, который управлялся по магдебургскому праву - Великий Новгород. Не будем вдаваться в детали, почему - это было то исключение, которое подтверждало общее правило. Как раз центральное место Новгорода - вечевая площадь. Вокруг нее и была произведена сборка Великого Новгорода.

В итоге Россия до самой Октябрьской революции ментально вся и целиком была сугубо крестьянской страной. Общинность, образ жизни в общине, жесткие нормы поведения человека в миру - и когда большевики взяли власть, население в стране было в подавляющей своей массе ментально именно общинным.

Октябрь выдавил из страны прежнюю элиту. И оставил ее практически целиком в руках победивших крестьян. Да, верхушка партии большевиков - это были далеко не крестьяне, скорее, маргиналы. Но они были в незначительном количестве. Они очень быстро выродились в касту "старых большевиков" с авторитетом - но без реальной власти. Вся власть как на местах, так и в верхних эшелонах перешла к людям с крестьянской психологией.

И они построили страну, которая отвечала мечтам крестьян. Строили ее методами, которые присущи именно крестьянам - причем русским крестьянам. Живя в сложных климатических услвоиях, русский крестьянин столетиями приучался к авральной работе на износ. Поздняя весна и ранняя осень оставляли очень мало времени на раскачку и вынуждали проводить все сельскохозяйственные работы в чрезвычайно ударном темпе. Сутки напролет. Чередуя пахоту в поле с сенокосом, заготовкой дров на зиму, уборкой урожая, выпасом скота. Европейский крестьянин по сравнению с российским имел полтора месяца до и полтора после российского сельскохозяйственного сезона. Уже в феврале французский крестьянин может готовить землю к пахоте. Русский - только в апреле. Если повезет.

Именно поэтому новое государство строилось так - ударно, сообща, в немыслимые по всем меркам сроки. Люди умели работать именно так - они по другому и не умели. Авралы, ударничество, стахановские рекорды - это было совершенно естественно для освободившегося русского крестьянина, который впервые за долгие столетия работал на себя и отдавал себе в этом отчет. Трудовой коллектив стал ячейкой этого трудового подвига - а по сути, это была та же община. С теми же нормами, правилами, хорошим и плохим, что было в русской крестьянской общине.

А при чем тут репрессии? Да притом. Если кто-нибудь видел деревенскую драку - не потешную стенку на стенку, а именно драку, в которой мужики-соседи бьют друг друга насмерть, колами, вилами, дрынами и железными прутьями - то вполне может понять, что русский мужик - это не какое-то духовно-возвышенное и богобоязненное существо, каким рисует его незабвенный Никита Сергеевич Михалков. Это очень сложный и совершенно неоднозначный психотип.

Зверство, жестокость и беспощадность были точно так же присущи крестьянской психологии, как и сострадание, жалость - это невозможно понять тому же европейцу. Европеец выдумал для себя загадочную русскую душу и успокоился. А для России никакой загадки не были никогда - она так и жила. Сегодня всем миром на износ работаем в поле, а завтра на этом же поле из-за сантиметровой передвижки межи убиваем соседа насмерть.

"Если враг не сдается - его уничтожают", - эти слова Горького абсолютно точно передают настроение крестьянских масс, которые строили свою страну. Именно свою - не для панов, благородий и прочих господ. И за свою страну, за свое счастье они готовы были убивать смертным боем. И убивали. Именно в этой непонятной европейцам загадочности нужно искать ответ на вопрос о жестокости, с которой велась Гражданская, жестокости, с которой расправлялись с "врагами народа" - и в то же время наивности, с которой крестьянская масса шла за своими вождями.

Это, конечно, очень схематичное представление тех аргументов, которые дала нам наша преподаватель. Но мне и тогда, и сейчас именно такой подход к пониманию тех процессов, тех репрессий и тех невероятных свершений, которые действительно произошли за краткий исторический миг, очень импонирует. Своей не совсем рациональной, но именно логикой.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Я не раз признавал, что мне нравятся тексты Амфоры . Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Я не раз объяснял, что, хотя нравятся, стерегусь по максимуму. Обжегшись на молоке, на воду дуешь, да и воды избыток. Я не раз подтверждал, что стерегусь не напрасно. Черного кобеля не ...
Нижесказанное представляет собой исключительно мое частное обывательское мнение и ни в коей мере не отражает мнение каких-то организаций. В ФРГ подходит к концу эра Меркель, и вот что мне кажется по этому поводу: нас не ждет ничего хорошего. И Меркель из буржуазных политиков была не ...
Шерлок Холмс обращал внимание на апофатику, на недеяние собаки... И вот на это-то хочется взглянуть в текущей казахстанской истории. А именно - на Силы воздушной обороны Республики Казахстан (СВО РК). Они насчитывают несколько десятков современных истребителей-бомбардировщиков как ...
В случае победы ВСУ Никто особо не скрывает, что войдя в Донецк, Луганск ВСУ, патриоты, активисты устроят массовый геноцид населения. Да и просто желающие отомстить за павших родственников поедут на Донбасс в поездах Мести. Да, я думаю, что активисты сформируют "Поезд Мести" и он раз в ...
Попалось мне упоминание диссидента Вадима Делоне (см. ниже заметку по поводу годовщины смерти), известного своим участием в демонстрации против вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году. Я не знаю, хороший человек он был или не очень, талантливый или нет (вполне допускаю, что ...